Крупные мировые ритейлеры
20 апреля 2009, 00:00 6420 просмотров

Тройной узел

Поволжский продуктовый ритейл адаптируется к реалиям кризиса: с рынка уходят игроки, заигравшиеся с банковскими кредитами, упрощается ассортиментная матрица. В нынешних условиях жизнь сетям омрачает не столько внутривидовая конкуренция, сколько постоянный рост закупочных цен, а также давление властей. В регионах Поволжья продуктовый ритейл в докризисный период стабильно наращивал обороты. Массовое наступление местных и общефедеральных сетей под знаменем торговли в цивилизованном формате приводило к закрытию магазинов-одиночек и вытеснению их в нишу придорожных круглосуточных «стекляшек». Кризис показал, что в небольших несетевых магазинах продукты свежее, товарооборот быстрее, принципы работы с поставщиками – демократичнее, а кредитная зависимость не протекает в столь жесткой форме. С другой стороны, потери бойцов в рядах ритейлеров привели к тому, что на опустевших площадях развернулись более стойкие однополчане, в том числе и пришедшие из других регионов. Так, в январе этого года в Саратове было официально объявлено о прекращении деятельности магазинов «В яблочко» и «Смарткауфф» (торговый дом «ЛИА-Лев»). В эти сети входило свыше 50 магазинов по всей области, доля предприятий торгового дома в объеме всей областной сетевой торговли составляла по прошлому году 30%. ТД привлек банковских кредитов на сумму около 750 млн рублей, что и послужило причиной разорения. Часть помещений, арендованных сетью «В яблочко», ныне осваивает сеть «В двух шагах» из Ростова-на-Дону, согласившаяся оплатить долги по аренде предыдущего постояльца. В планах ростовчан – открыть в Саратовской области около 30 магазинов. По словам генерального директора ЗАО «В двух шагах» Вадима Рыбакова, в эту сеть сейчас входит свыше 60 универсамов, расположенных в основном в регионах Южного федерального округа. Место на рынке Другой ритейлер, переживающий, несмотря на кризис, бурное развитие – саратовская сеть «Гроздь» (ООО «Центр реструктуризации»). По словам финансового директора ООО Ирины Алексеевой, в эту местную сеть входит 166 магазинов по области, из них 13 открылось уже в этом году, шесть «Гроздей» работает в Пензенской области. Для Саратовской области, кстати, характерно доминирование местных дискаунтеров (четыре компании), из федералов заметно присутствие «Магнита» а остальные федеральные и международные структуры представлены скромно – «Лента», «Перекресток», Real, Metro и «Рамстор» имеют в Саратове всего по одному магазину. Связано это с активным стартом местных игроков еще лет пять назад, в том числе обанкротившегося «В яблочко», которое имело 44 магазина и активно наращивало присутствие в регионе. Вместе с тем, по данным областного минэкономразвития, сетевые структуры (около 500 торговых точек) занимают всего 15% от продовольственного товарооборота, который составил по прошлому году порядка 75 млрд рублей, еще 10% приходится на рынки, остальное занимают не объединенные в сети предприятия торговли. Нижегородская область в 2008 году по объемам товаропотребления находилась на 12 месте в России и на четвертом в Приволжском федеральном округе. В области действует 20 торговых продовольственных и смешанных сетевых компаний. Есть и ведущие федеральные торговые сети, представленные супер— и гипермаркетами («Магнит», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка», «Лента», «О'кей»), и международные («Рамстор», Auchan, Metro, Real), и местные («Медведь», «Калинка», ВКТ, «Народный», «Андреевский» и «Мясновъ»). Только в столице региона в прошлом году было открыто более 170 новых предприятий торговли с общей торговой площадью 31,5 тыс. кв. м. В условиях жесткой конкуренции местные компании занимают в основном нишу магазинов «у дома» со скромной ассортиментной матрицей. Продуктовый ритейл (свыше 20% от продовольственного товарооборота) в Казани работает в условиях жесткой конкуренции – третья столица считается перенасыщенной торговыми площадями. По данным директора по маркетингу и рекламе сети «Бахетле» (12 супермаркетов в республике и три в Москве) Игоря Шевелева, в столице Татарстана в прошлом году приходилось 650 кв. м торговых площадей на человека, в то время как в Санкт-Петербурге – 550 кв. м. Местные компании доминируют и по количеству торговых точек, и по обороту, хотя присутствует в республике и традиционный джентльменский набор из «Магнита», Metro, Real, брэндов X5 Retail. Кроме того, есть сильные ритейлеры провинциального, неказанского происхождения. В Самарской области, по данным вице-президента областной Торгово-промышленной палаты Юрия Ананьева, сети насчитывают около 600 магазинов, разброс форматов (от гипермаркетов до магазинов возле дома) и персоналий традиционен. Характерная черта – доминирование международных (Auchan) и федеральных компаний (сеть «Перекресток»), а местным игрокам достались самые скромные «поляны» в виде магазинов шаговой доступности. У всех по-разному Более развитые регионы тяжелее переживают кризис, чем те, что имели средние показатели. Так, в Саратовской области товарооборот в розничной торговле за январь-март составил 37 млрд рублей (рост на 6%), в Республике Татарстан в январе – феврале этот показатель превзошел 50 млрд рублей (рост на 3,4%), в Самарской области – 60,6 млрд рублей (рост на 2,3%). А вот розница в Нижегородской области реализовала товаров за первые два месяца года на 47 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже показателя по аналогичному периоду 2008 года на 4,2%. В условиях падения платежеспособного спроса и ослабления клиентской лояльности сетевые операторы ведут себя по-разному. Игорь Шевелев говорит о некотором снижении выручки, но в то же время эта сеть, ориентированная на покупателей со средним и высоким уровнем доходов, не собирается превращаться в дискаунтера. «Мы считаем, что снижение цены на рубль ведет к потере качества на пять рублей, а потому не собираемся изменять ценовую политику, — говорит он. — У нас представлены продукты питания и собственные изделия (выпечка, полуфабрикаты, готовые блюда) всех ценовых категорий, однако 80 процентов нашего оборота делают 20 процентов покупателей, попадающие в группу с доходами выше среднего уровня. Эти люди даже в условиях кризиса не собираются изменять своим привычкам и будут покупать продукты премиум-сегмента, пусть и в меньшем объеме». Начальник управления развития потребительского рынка министерства экономразвития и торговли Саратовской области Петр Иванченко отмечает, что в первые три месяца количество покупок в продовольственном сегменте не упало, но цена среднего чека понизилась. Финансовый директор саратовской сети «Гроздь» Ирина Алексеева говорит, что конкуренция осталась на прежнем уровне, а новые заботы сетевикам приносят изменение покупательского спроса, рост закупочных цен на товары, снижение дисциплины поставок со стороны крупных федеральных поставщиков. «Основным конкурентным преимуществом мы считаем свои цены, — отмечает г-жа Алексеева. – Мы держим низкий процент торговой наценки при высоком товарообороте, постоянно работаем с поставщиками, чтобы ограничить необоснованное повышение цен». На менеджмент делает ставку частный предприниматель из Арзамаса (Нижегородская область) Сергей Костылев, который имеет маленькую розничную сеть «Поляна» из трех магазинов. Доля собственных средств, вложенных в развитие сети, составляет 60%. «Выживание сети зависит прежде всего от уровня менеджмента, который проявляется в формировании продуктовой линейки, ценовой политике, способности договариваться с поставщиками, — говорит предприниматель. — Большое значение имеет продуктовая логистика — грамотное управление товарными потоками, складскими запасами. Вообще, магазинам шаговой доступности проще сохранить лояльность покупателей, ведь в таких сетях основу ассортимента составляют продукты первой необходимости. В небольших магазинах ниже торговая наценка, что тоже привлекает покупателей».

Бой с бонусами Нашумевшее исследование ФАС о роли торговых сетей в повышении цен на продукты, опубликованное в конце прошлого месяца, пока не подтолкнуло антимонопольные органы на местах к решительным действиям. Напомним, что в исследовании, проведенном в торговых сетях «Пятерочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга, проверялись договоры с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года. В итоге антимонопольное ведомство пришло к выводу, что выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут составлять до 80% в конечной стоимости товара. Причем, по мнению автора исследования, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом. Но представляется, что аппетиты сетей и бонусная политика корректируются в зависимости от уровня жизни и платежеспособного спроса в регионах. Кроме того, важно и то, кто доминирует на потребительском рынке: уличенные ФАС национальные операторы, международные компании или местные сети. От этого зависит и реакция региональных властей на выводы исследования. Так, в Саратовской области, где ритейловым структурам принадлежит только 15% продуктовой розницы, а население все чаще закупается на оптовках и ярмарках сельхозпродукции (работает две такие площадки, здесь областная власть держит фиксированные цены), исследование ФАС воспринимается без ажиотажа. «Введение входных бонусов в сетях экономически обосновано, — считает и.о. министра экономического развития и торговли Саратовской области Александр Ульянов. – Поставщики зачастую не выдерживают график поставки, и сети вынуждены идти на затраты и держать запас продуктов, чтобы выдерживать требования к ассортименту. Однако входной бонус – разовая акция, если поставщик соблюдает дисциплину. Плата за лучшие полки имеет место, но далеко не во всех сетях в Саратовской области. Ритейл в нашем регионе работает в среднем с 15−процентной рентабельностью, но по социальной группе товаров наценки гораздо ниже. Кроме того, местные операторы подписали соглашение с властями и держат льготные цены для малообеспеченных слоев, делают скидки в определенные часы». Правда, торговля от собственной ответственности не в восторге. «Льготная программа у нас действует еще с зимы прошлого года, скидки на социальные товары составляют 5−15 процентов, — заметил представитель местной сети ‘‘Социализм’’. — Но на таких социальных продуктах мы теряем большую часть своей прибыли, фактически реализуем товары по ценам поставщика. Считаю, следует распределить скидки по всем участникам рынка, а не решать проблему за счет торговых сетей». Этот довод представляется резонным, ведь известно, что отечественные производители поднимают цены в условиях спада конкуренции, пользуясь резким снижением притока в страну импортного сырья и продовольствия. В Нижнем Новгороде — свой поворот ситуации. Из-за падения платежеспособного спроса и, как следствие, снижения выручки операторов рынка долг торговых сетей производителям муки, мяса и молока на 1 марта превысил годовой оборот сетей и составил 400 млн рублей, в том числе 120 млн – просроченная задолженность. Увеличиваются отсрочки сетей по платежам производителям, например, за продукцию с пятидневным сроком реализации поставщики рассчитываются не через 10 дней, а через 35−40. Начальник местного антимонопольного управления Михаил Теодорович настроен решительно. «Сети сегодня ведут себя недружественно в отношении как поставщиков, так и покупателей, — говорит он. — Формально они не нарушают антимонопольное законодательство, однако системой платы за вход, бонусами, увеличением отсрочки платежей они ставят поставщиков в экономически невыгодные условия. У поставщиков сегодня стало меньше возможностей выбора торговых партнеров, так как из-за кризиса сворачивается торговля в небольших магазинах». По его мнению, ситуацию в торговле может улучшить расширение действующих рынков и открытие новых, где могли бы продавать свою продукцию местные сельхозпроизводители и переработчики. Кроме того, необходимо открывать новые магазины шаговой доступности, которые торгуют в основном товарами повседневного спроса и сотрудничают с местными производителями. Добавим к сказанному, что антимонопольное ведомство ратует за скорейшее принятие закона о торговле, который предоставит государству механизм воздействия на розницу и без которого власть не сможет повлиять на рост цен на продукты питания. О законе говорят уже третий год, но рассмотрение его вновь отложено до осени.

Эксперт  Галина Щербо, Наталья Маус

Статья относится к тематикам: Крупные мировые ритейлеры
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Тройной узел

Поволжский продуктовый ритейл адаптируется к реалиям кризиса: с рынка уходят игроки, заигравшиеся с банковскими кредитами, упрощается ассортиментная матрица. В нынешних условиях жизнь сетям омрачает не столько внутривидовая конкуренция, сколько постоянный рост закупочных цен, а также давление властей. В регионах Поволжья продуктовый ритейл в докризисный период стабильно наращивал обороты. Массовое наступление местных и общефедеральных сетей под знаменем торговли в цивилизованном формате приводило к закрытию магазинов-одиночек и вытеснению их в нишу придорожных круглосуточных «стекляшек». Кризис показал, что в небольших несетевых магазинах продукты свежее, товарооборот быстрее, принципы работы с поставщиками – демократичнее, а кредитная зависимость не протекает в столь жесткой форме. С другой стороны, потери бойцов в рядах ритейлеров привели к тому, что на опустевших площадях развернулись более стойкие однополчане, в том числе и пришедшие из других регионов. Так, в январе этого года в Саратове было официально объявлено о прекращении деятельности магазинов «В яблочко» и «Смарткауфф» (торговый дом «ЛИА-Лев»). В эти сети входило свыше 50 магазинов по всей области, доля предприятий торгового дома в объеме всей областной сетевой торговли составляла по прошлому году 30%. ТД привлек банковских кредитов на сумму около 750 млн рублей, что и послужило причиной разорения. Часть помещений, арендованных сетью «В яблочко», ныне осваивает сеть «В двух шагах» из Ростова-на-Дону, согласившаяся оплатить долги по аренде предыдущего постояльца. В планах ростовчан – открыть в Саратовской области около 30 магазинов. По словам генерального директора ЗАО «В двух шагах» Вадима Рыбакова, в эту сеть сейчас входит свыше 60 универсамов, расположенных в основном в регионах Южного федерального округа. Место на рынке Другой ритейлер, переживающий, несмотря на кризис, бурное развитие – саратовская сеть «Гроздь» (ООО «Центр реструктуризации»). По словам финансового директора ООО Ирины Алексеевой, в эту местную сеть входит 166 магазинов по области, из них 13 открылось уже в этом году, шесть «Гроздей» работает в Пензенской области. Для Саратовской области, кстати, характерно доминирование местных дискаунтеров (четыре компании), из федералов заметно присутствие «Магнита» а остальные федеральные и международные структуры представлены скромно – «Лента», «Перекресток», Real, Metro и «Рамстор» имеют в Саратове всего по одному магазину. Связано это с активным стартом местных игроков еще лет пять назад, в том числе обанкротившегося «В яблочко», которое имело 44 магазина и активно наращивало присутствие в регионе. Вместе с тем, по данным областного минэкономразвития, сетевые структуры (около 500 торговых точек) занимают всего 15% от продовольственного товарооборота, который составил по прошлому году порядка 75 млрд рублей, еще 10% приходится на рынки, остальное занимают не объединенные в сети предприятия торговли. Нижегородская область в 2008 году по объемам товаропотребления находилась на 12 месте в России и на четвертом в Приволжском федеральном округе. В области действует 20 торговых продовольственных и смешанных сетевых компаний. Есть и ведущие федеральные торговые сети, представленные супер— и гипермаркетами («Магнит», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка», «Лента», «О'кей»), и международные («Рамстор», Auchan, Metro, Real), и местные («Медведь», «Калинка», ВКТ, «Народный», «Андреевский» и «Мясновъ»). Только в столице региона в прошлом году было открыто более 170 новых предприятий торговли с общей торговой площадью 31,5 тыс. кв. м. В условиях жесткой конкуренции местные компании занимают в основном нишу магазинов «у дома» со скромной ассортиментной матрицей. Продуктовый ритейл (свыше 20% от продовольственного товарооборота) в Казани работает в условиях жесткой конкуренции – третья столица считается перенасыщенной торговыми площадями. По данным директора по маркетингу и рекламе сети «Бахетле» (12 супермаркетов в республике и три в Москве) Игоря Шевелева, в столице Татарстана в прошлом году приходилось 650 кв. м торговых площадей на человека, в то время как в Санкт-Петербурге – 550 кв. м. Местные компании доминируют и по количеству торговых точек, и по обороту, хотя присутствует в республике и традиционный джентльменский набор из «Магнита», Metro, Real, брэндов X5 Retail. Кроме того, есть сильные ритейлеры провинциального, неказанского происхождения. В Самарской области, по данным вице-президента областной Торгово-промышленной палаты Юрия Ананьева, сети насчитывают около 600 магазинов, разброс форматов (от гипермаркетов до магазинов возле дома) и персоналий традиционен. Характерная черта – доминирование международных (Auchan) и федеральных компаний (сеть «Перекресток»), а местным игрокам достались самые скромные «поляны» в виде магазинов шаговой доступности. У всех по-разному Более развитые регионы тяжелее переживают кризис, чем те, что имели средние показатели. Так, в Саратовской области товарооборот в розничной торговле за январь-март составил 37 млрд рублей (рост на 6%), в Республике Татарстан в январе – феврале этот показатель превзошел 50 млрд рублей (рост на 3,4%), в Самарской области – 60,6 млрд рублей (рост на 2,3%). А вот розница в Нижегородской области реализовала товаров за первые два месяца года на 47 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже показателя по аналогичному периоду 2008 года на 4,2%. В условиях падения платежеспособного спроса и ослабления клиентской лояльности сетевые операторы ведут себя по-разному. Игорь Шевелев говорит о некотором снижении выручки, но в то же время эта сеть, ориентированная на покупателей со средним и высоким уровнем доходов, не собирается превращаться в дискаунтера. «Мы считаем, что снижение цены на рубль ведет к потере качества на пять рублей, а потому не собираемся изменять ценовую политику, — говорит он. — У нас представлены продукты питания и собственные изделия (выпечка, полуфабрикаты, готовые блюда) всех ценовых категорий, однако 80 процентов нашего оборота делают 20 процентов покупателей, попадающие в группу с доходами выше среднего уровня. Эти люди даже в условиях кризиса не собираются изменять своим привычкам и будут покупать продукты премиум-сегмента, пусть и в меньшем объеме». Начальник управления развития потребительского рынка министерства экономразвития и торговли Саратовской области Петр Иванченко отмечает, что в первые три месяца количество покупок в продовольственном сегменте не упало, но цена среднего чека понизилась. Финансовый директор саратовской сети «Гроздь» Ирина Алексеева говорит, что конкуренция осталась на прежнем уровне, а новые заботы сетевикам приносят изменение покупательского спроса, рост закупочных цен на товары, снижение дисциплины поставок со стороны крупных федеральных поставщиков. «Основным конкурентным преимуществом мы считаем свои цены, — отмечает г-жа Алексеева. – Мы держим низкий процент торговой наценки при высоком товарообороте, постоянно работаем с поставщиками, чтобы ограничить необоснованное повышение цен». На менеджмент делает ставку частный предприниматель из Арзамаса (Нижегородская область) Сергей Костылев, который имеет маленькую розничную сеть «Поляна» из трех магазинов. Доля собственных средств, вложенных в развитие сети, составляет 60%. «Выживание сети зависит прежде всего от уровня менеджмента, который проявляется в формировании продуктовой линейки, ценовой политике, способности договариваться с поставщиками, — говорит предприниматель. — Большое значение имеет продуктовая логистика — грамотное управление товарными потоками, складскими запасами. Вообще, магазинам шаговой доступности проще сохранить лояльность покупателей, ведь в таких сетях основу ассортимента составляют продукты первой необходимости. В небольших магазинах ниже торговая наценка, что тоже привлекает покупателей».

Бой с бонусами Нашумевшее исследование ФАС о роли торговых сетей в повышении цен на продукты, опубликованное в конце прошлого месяца, пока не подтолкнуло антимонопольные органы на местах к решительным действиям. Напомним, что в исследовании, проведенном в торговых сетях «Пятерочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга, проверялись договоры с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года. В итоге антимонопольное ведомство пришло к выводу, что выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут составлять до 80% в конечной стоимости товара. Причем, по мнению автора исследования, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом. Но представляется, что аппетиты сетей и бонусная политика корректируются в зависимости от уровня жизни и платежеспособного спроса в регионах. Кроме того, важно и то, кто доминирует на потребительском рынке: уличенные ФАС национальные операторы, международные компании или местные сети. От этого зависит и реакция региональных властей на выводы исследования. Так, в Саратовской области, где ритейловым структурам принадлежит только 15% продуктовой розницы, а население все чаще закупается на оптовках и ярмарках сельхозпродукции (работает две такие площадки, здесь областная власть держит фиксированные цены), исследование ФАС воспринимается без ажиотажа. «Введение входных бонусов в сетях экономически обосновано, — считает и.о. министра экономического развития и торговли Саратовской области Александр Ульянов. – Поставщики зачастую не выдерживают график поставки, и сети вынуждены идти на затраты и держать запас продуктов, чтобы выдерживать требования к ассортименту. Однако входной бонус – разовая акция, если поставщик соблюдает дисциплину. Плата за лучшие полки имеет место, но далеко не во всех сетях в Саратовской области. Ритейл в нашем регионе работает в среднем с 15−процентной рентабельностью, но по социальной группе товаров наценки гораздо ниже. Кроме того, местные операторы подписали соглашение с властями и держат льготные цены для малообеспеченных слоев, делают скидки в определенные часы». Правда, торговля от собственной ответственности не в восторге. «Льготная программа у нас действует еще с зимы прошлого года, скидки на социальные товары составляют 5−15 процентов, — заметил представитель местной сети ‘‘Социализм’’. — Но на таких социальных продуктах мы теряем большую часть своей прибыли, фактически реализуем товары по ценам поставщика. Считаю, следует распределить скидки по всем участникам рынка, а не решать проблему за счет торговых сетей». Этот довод представляется резонным, ведь известно, что отечественные производители поднимают цены в условиях спада конкуренции, пользуясь резким снижением притока в страну импортного сырья и продовольствия. В Нижнем Новгороде — свой поворот ситуации. Из-за падения платежеспособного спроса и, как следствие, снижения выручки операторов рынка долг торговых сетей производителям муки, мяса и молока на 1 марта превысил годовой оборот сетей и составил 400 млн рублей, в том числе 120 млн – просроченная задолженность. Увеличиваются отсрочки сетей по платежам производителям, например, за продукцию с пятидневным сроком реализации поставщики рассчитываются не через 10 дней, а через 35−40. Начальник местного антимонопольного управления Михаил Теодорович настроен решительно. «Сети сегодня ведут себя недружественно в отношении как поставщиков, так и покупателей, — говорит он. — Формально они не нарушают антимонопольное законодательство, однако системой платы за вход, бонусами, увеличением отсрочки платежей они ставят поставщиков в экономически невыгодные условия. У поставщиков сегодня стало меньше возможностей выбора торговых партнеров, так как из-за кризиса сворачивается торговля в небольших магазинах». По его мнению, ситуацию в торговле может улучшить расширение действующих рынков и открытие новых, где могли бы продавать свою продукцию местные сельхозпроизводители и переработчики. Кроме того, необходимо открывать новые магазины шаговой доступности, которые торгуют в основном товарами повседневного спроса и сотрудничают с местными производителями. Добавим к сказанному, что антимонопольное ведомство ратует за скорейшее принятие закона о торговле, который предоставит государству механизм воздействия на розницу и без которого власть не сможет повлиять на рост цен на продукты питания. О законе говорят уже третий год, но рассмотрение его вновь отложено до осени.

Эксперт  Галина Щербо, Наталья Маус

торговля, саратовТройной узел
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/troynoy-uzel/2010-06-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052