E-commerce. Маркетплейсы
Законодательство в торговле
Зарубежный опыт торговли
Лояльность в ритейле
Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
Финансы в ритейле
23 февраля 2022, 07:00 20210 просмотров

Сервис «Купи сейчас, плати потом» в России и в мире

На фоне пандемии и стремительного роста популярности онлайн-торговли у пользователей во всем мире стремительно развиваются BNPL-решения. Сервис BNPL (buy now, pay later – купи сейчас, плати потом), по сути, является рассрочкой платежа, однако реализованной на новой технологической базе. Сейчас в мире есть несколько крупных игроков, а в 2021 году сегмент стал активно развиваться и в России. Поскольку BNPL представляет собой долговое обязательство, логично, что быстрое развитие таких сервисов привлекло внимание Банка России. Давайте посмотрим, как отличаются решения разных компаний, представленные на рынке. Как будет развиваться сегмент с учетом возможного ужесточения регулирования сервисов рассрочки?

Фото: OR Group

Согласно отчету Worldpay, в 2020 году на BNPL приходилось 2,1% всех платежей, которые осуществлялись на глобальном рынке онлайн-торговли, а это 97 млрд долларов. По мнению экспертов, к 2024 году эта доля удвоится и составит 4,2%. При этом стоит помнить, что BNPL представлен не только на рынке онлайн-торговли, это также решение и для офлайн-магазинов.

Bank of America прогнозирует, что рынок BNPL-платформ к 2025 году вырастет в 10–15 раз и достигнет объема в 650 млрд – 1 трлн долларов обрабатываемых транзакций.

Если посмотреть на оценки рынка BNPL-платежей в России, то ожидается, что он почти удвоится (рост составит 91,9%) и достигнет 7361,2 млн долларов в 2022 году. Эксперты прогнозируют, что в 2022–2028 годах сохранится положительная динамика: совокупный среднегодовой темп роста составит 45,3%, а валовая выручка всех продавцов площадки BNPL-сервисов вырастет с 3835,7 млн долларов США в 2021 году до 69240,7 млн долларов к 2028 году.

Чем отличаются BNPL-сервисы?

BNPL-сервисы представляют собой систему оплаты стоимости покупок равными платежами в течение небольшого периода времени. Оформление происходит в онлайн-магазинах или торговых точках партнеров, при этом клиенты не платят дополнительных комиссий. Принцип работы сервисов схож с классическим инструментом рассрочки, только схема оформления значительно упростилась благодаря появлению новых технологий и цифровых платформ, что делает процесс быстрым и удобным для покупателя: все можно сделать в несколько кликов. Также важно отметить, что рассрочка, как правило, предоставляется непосредственно магазином, когда оформляется товарный кредит. В случае же с BNPL появляется третья сторона, наряду с покупателем и продавцом, – провайдер сервиса.

Сейчас на зарубежном рынке есть ряд крупных игроков, предлагающих BNPL-сервисы. Среди них – австралийская Afterpay, шведская Klarna и американская Sezzle, которые представляют собой цифровые платформы, к ним могут подключиться партнеры из числа онлайн-магазинов и розничных сетей. Все эти сервисы значительно нарастили объемы за последние два года.

В России сегмент активно стал развиваться с 2021 года, когда на него зашли несколько крупных игроков из финансового и IT-сектора. Это сервисы «Долями» от «Тинькофф», «Сплит» от «Яндекса», Pay Step от ЦФТ. Также на этом рынке есть крупные провайдеры из числа МФО. Например, «Мокка» (МФК «Рево Технологии»), а с осени 2021 года – МКК «Арифметика» (сервис «Дели на части»).

Несмотря на то что принцип работы сервисов примерно одинаков у всех, есть и отличия схем, по которым принимается оплата. Основные критерии разграничения – наличие договора и первоначального платежа. Так, большинство сервисов работают без кредитного договора и без проверки кредитного рейтинга (например, такие как «Долями», «Сплит», Pay Step, а также зарубежные представители сегмента – Afterpay, Klarna, Sezzle). Как правило, платеж разбивается на четыре части: первую клиент оплачивает сразу, а остальные три платежа списываются с привязанной к личному кабинету банковской карты, интервал составляет две недели.

В этом отношении отличаются игроки микрофинансового рынка, которые предоставляют BNPL-сервисы. Так, компания «Мокка», согласно информации, представленной на сайте, работает посредством заключения договора потребительского займа. Также компания позволяет клиентам не делать первоначальный взнос и платить за покупки в течение нескольких месяцев (3–6 мес.). С заключением договора целевого займа работает и МКК «Арифметика», предоставляя клиентам возможность оформить заем на срок от 1 до 12 месяцев.

Как правило, конечный потребитель не платит за пользование сервисом, комиссия перелагается на партнера – интернет-магазин или розничную сеть. Однако провайдер может предусматривать дополнительные услуги, которые все-таки могут тарифицироваться согласно их прайсу (например, перенос платежа, перевод и снятие наличных с карты (если такая карта предусмотрена). Некоторые международные игроки рынка BNPL зарабатывают на высоких штрафах за поздние платежи, а также на процентах за предоставление рассрочки на более длительный период.

Фото: OR Group

Причины популярности BNPL

Основная причина, которую упоминают большинство экспертов, – это коронавирус и действовавшие ограничения. Многие люди на долгие месяцы фактически были заточены в своих квартирах, кто-то на время отправился в неоплачиваемые отпуска, некоторые столкнулись со снижением реальных доходов. При этом повседневные потребности никуда не делись, поэтому сервисы, позволяющие быстро и удобно совершать покупки, при этом планировать затраты и иметь возможность разбить их на более длительный период, в короткий срок стали популярными.

Вторая причина – стремительный переход всех возможных процессов в онлайн, внедрение новых технологий и быстрый рост электронной торговли, что является отчасти следствием первой причины.

Наконец, третий важный фактор – смена поколений покупателей. Сейчас активными потребителями товаров и сервисов являются миллениалы, также к ним постепенно подключаются представители поколения Z, а они по природе своей склонны экспериментировать и пробовать новые технологичные решения. К тому же они не хотят переплачивать, поэтому традиционные кредитные карты, которые раньше были популярны у старшего поколения, теряют актуальность.

Понятно, почему этот сервис выгоден ритейлерам и интернет-магазинам: они получают дополнительный трафик, увеличивают средний чек и частоту покупок. К тому же BNPL можно использовать и как элемент программы лояльности.

Фото: OR Group

Каковы перспективы рынка?

Да, рынок будет быстро расти. Если посмотреть на Швецию, где подобные сервисы активно работают уже несколько лет, то там на BNPL приходится более 20% покупок в сфере онлайн-торговли. Можно предположить, что и в России, где доля BNPL вряд ли превышает 1%, есть возможность достичь таких показателей. Однако в силу своего быстрого роста рынок привлекает повышенное внимание регуляторов, причем это происходит как в других странах, так и в России.

Так, в Европе обновили действующее соглашение о потребительских кредитах – в него включили BNPL. Крупнейшее бюро кредитных историй в России сообщило, что в кредитные истории россиян попадут сведения о небанковских рассрочках, которые покупатели получают в магазинах без договора займа. Они будут учитываться при расчете долговой нагрузки клиентов.

Отрегулировать потребительские сервисы рассрочки готовится и Банк России. Он выпустил информационное письмо, в котором предупредил участников финансового рынка о рассмотрении вопроса регулирования данной отрасли в ближайшее время.

Не исключено, что принцип работы BNPL скоро изменится. В свете постоянных усилий, которые ЦБ предпринимает для снижения уровня закредитованности населения, логично, что он обратил внимание и на рынок рассрочек.

Скорее всего, регулятор введет требование заключать договор займа/кредитования в обязательном порядке либо будет разработан иной вид договора, который будет также обеспечивать полную прозрачность информации по условиям предоставления услуги и защиту прав клиента. Это приведет к тому, что те игроки, которые не готовы работать по новым правилам, уйдут с рынка, остальные же адаптируются под новые реалии.

Стоит отметить, что BNPL-сервисы все еще являются новинкой на российском рынке, несмотря на то что потребители уже много лет знакомы с услугой рассрочки платежа. Поначалу такой способ рассрочки может пугать клиентов своей простотой: зачастую при оформлении не нужны никакие документы и договор займа не заключается. Тем не менее с ростом опыта использования сервисов BNPL наверняка будет расти доверие потребителей к данному виду оплаты, особенно среди молодого поколения, которое не боится нового и склонно экспериментировать.

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Сервис «Купи сейчас, плати потом» в России и в мире

На фоне пандемии и стремительного роста популярности онлайн-торговли у пользователей во всем мире стремительно развиваются BNPL-решения. Сервис BNPL (buy now, pay later – купи сейчас, плати потом), по сути, является рассрочкой платежа, однако реализованной на новой технологической базе. Сейчас в мире есть несколько крупных игроков, а в 2021 году сегмент стал активно развиваться и в России. Поскольку BNPL представляет собой долговое обязательство, логично, что быстрое развитие таких сервисов привлекло внимание Банка России. Давайте посмотрим, как отличаются решения разных компаний, представленные на рынке. Как будет развиваться сегмент с учетом возможного ужесточения регулирования сервисов рассрочки?

Фото: OR Group

Согласно отчету Worldpay, в 2020 году на BNPL приходилось 2,1% всех платежей, которые осуществлялись на глобальном рынке онлайн-торговли, а это 97 млрд долларов. По мнению экспертов, к 2024 году эта доля удвоится и составит 4,2%. При этом стоит помнить, что BNPL представлен не только на рынке онлайн-торговли, это также решение и для офлайн-магазинов.

Bank of America прогнозирует, что рынок BNPL-платформ к 2025 году вырастет в 10–15 раз и достигнет объема в 650 млрд – 1 трлн долларов обрабатываемых транзакций.

Если посмотреть на оценки рынка BNPL-платежей в России, то ожидается, что он почти удвоится (рост составит 91,9%) и достигнет 7361,2 млн долларов в 2022 году. Эксперты прогнозируют, что в 2022–2028 годах сохранится положительная динамика: совокупный среднегодовой темп роста составит 45,3%, а валовая выручка всех продавцов площадки BNPL-сервисов вырастет с 3835,7 млн долларов США в 2021 году до 69240,7 млн долларов к 2028 году.

Чем отличаются BNPL-сервисы?

BNPL-сервисы представляют собой систему оплаты стоимости покупок равными платежами в течение небольшого периода времени. Оформление происходит в онлайн-магазинах или торговых точках партнеров, при этом клиенты не платят дополнительных комиссий. Принцип работы сервисов схож с классическим инструментом рассрочки, только схема оформления значительно упростилась благодаря появлению новых технологий и цифровых платформ, что делает процесс быстрым и удобным для покупателя: все можно сделать в несколько кликов. Также важно отметить, что рассрочка, как правило, предоставляется непосредственно магазином, когда оформляется товарный кредит. В случае же с BNPL появляется третья сторона, наряду с покупателем и продавцом, – провайдер сервиса.

Сейчас на зарубежном рынке есть ряд крупных игроков, предлагающих BNPL-сервисы. Среди них – австралийская Afterpay, шведская Klarna и американская Sezzle, которые представляют собой цифровые платформы, к ним могут подключиться партнеры из числа онлайн-магазинов и розничных сетей. Все эти сервисы значительно нарастили объемы за последние два года.

В России сегмент активно стал развиваться с 2021 года, когда на него зашли несколько крупных игроков из финансового и IT-сектора. Это сервисы «Долями» от «Тинькофф», «Сплит» от «Яндекса», Pay Step от ЦФТ. Также на этом рынке есть крупные провайдеры из числа МФО. Например, «Мокка» (МФК «Рево Технологии»), а с осени 2021 года – МКК «Арифметика» (сервис «Дели на части»).

Несмотря на то что принцип работы сервисов примерно одинаков у всех, есть и отличия схем, по которым принимается оплата. Основные критерии разграничения – наличие договора и первоначального платежа. Так, большинство сервисов работают без кредитного договора и без проверки кредитного рейтинга (например, такие как «Долями», «Сплит», Pay Step, а также зарубежные представители сегмента – Afterpay, Klarna, Sezzle). Как правило, платеж разбивается на четыре части: первую клиент оплачивает сразу, а остальные три платежа списываются с привязанной к личному кабинету банковской карты, интервал составляет две недели.

В этом отношении отличаются игроки микрофинансового рынка, которые предоставляют BNPL-сервисы. Так, компания «Мокка», согласно информации, представленной на сайте, работает посредством заключения договора потребительского займа. Также компания позволяет клиентам не делать первоначальный взнос и платить за покупки в течение нескольких месяцев (3–6 мес.). С заключением договора целевого займа работает и МКК «Арифметика», предоставляя клиентам возможность оформить заем на срок от 1 до 12 месяцев.

Как правило, конечный потребитель не платит за пользование сервисом, комиссия перелагается на партнера – интернет-магазин или розничную сеть. Однако провайдер может предусматривать дополнительные услуги, которые все-таки могут тарифицироваться согласно их прайсу (например, перенос платежа, перевод и снятие наличных с карты (если такая карта предусмотрена). Некоторые международные игроки рынка BNPL зарабатывают на высоких штрафах за поздние платежи, а также на процентах за предоставление рассрочки на более длительный период.

Фото: OR Group

Причины популярности BNPL

Основная причина, которую упоминают большинство экспертов, – это коронавирус и действовавшие ограничения. Многие люди на долгие месяцы фактически были заточены в своих квартирах, кто-то на время отправился в неоплачиваемые отпуска, некоторые столкнулись со снижением реальных доходов. При этом повседневные потребности никуда не делись, поэтому сервисы, позволяющие быстро и удобно совершать покупки, при этом планировать затраты и иметь возможность разбить их на более длительный период, в короткий срок стали популярными.

Вторая причина – стремительный переход всех возможных процессов в онлайн, внедрение новых технологий и быстрый рост электронной торговли, что является отчасти следствием первой причины.

Наконец, третий важный фактор – смена поколений покупателей. Сейчас активными потребителями товаров и сервисов являются миллениалы, также к ним постепенно подключаются представители поколения Z, а они по природе своей склонны экспериментировать и пробовать новые технологичные решения. К тому же они не хотят переплачивать, поэтому традиционные кредитные карты, которые раньше были популярны у старшего поколения, теряют актуальность.

Понятно, почему этот сервис выгоден ритейлерам и интернет-магазинам: они получают дополнительный трафик, увеличивают средний чек и частоту покупок. К тому же BNPL можно использовать и как элемент программы лояльности.

Фото: OR Group

Каковы перспективы рынка?

Да, рынок будет быстро расти. Если посмотреть на Швецию, где подобные сервисы активно работают уже несколько лет, то там на BNPL приходится более 20% покупок в сфере онлайн-торговли. Можно предположить, что и в России, где доля BNPL вряд ли превышает 1%, есть возможность достичь таких показателей. Однако в силу своего быстрого роста рынок привлекает повышенное внимание регуляторов, причем это происходит как в других странах, так и в России.

Так, в Европе обновили действующее соглашение о потребительских кредитах – в него включили BNPL. Крупнейшее бюро кредитных историй в России сообщило, что в кредитные истории россиян попадут сведения о небанковских рассрочках, которые покупатели получают в магазинах без договора займа. Они будут учитываться при расчете долговой нагрузки клиентов.

Отрегулировать потребительские сервисы рассрочки готовится и Банк России. Он выпустил информационное письмо, в котором предупредил участников финансового рынка о рассмотрении вопроса регулирования данной отрасли в ближайшее время.

Не исключено, что принцип работы BNPL скоро изменится. В свете постоянных усилий, которые ЦБ предпринимает для снижения уровня закредитованности населения, логично, что он обратил внимание и на рынок рассрочек.

Скорее всего, регулятор введет требование заключать договор займа/кредитования в обязательном порядке либо будет разработан иной вид договора, который будет также обеспечивать полную прозрачность информации по условиям предоставления услуги и защиту прав клиента. Это приведет к тому, что те игроки, которые не готовы работать по новым правилам, уйдут с рынка, остальные же адаптируются под новые реалии.

Стоит отметить, что BNPL-сервисы все еще являются новинкой на российском рынке, несмотря на то что потребители уже много лет знакомы с услугой рассрочки платежа. Поначалу такой способ рассрочки может пугать клиентов своей простотой: зачастую при оформлении не нужны никакие документы и договор займа не заключается. Тем не менее с ростом опыта использования сервисов BNPL наверняка будет расти доверие потребителей к данному виду оплаты, особенно среди молодого поколения, которое не боится нового и склонно экспериментировать.

Retail.ru

BNPL, Арифметика, Долями, Сплит, Pay Step, Мокка, рассрочкаСервис «Купи сейчас, плати потом» в России и в мире
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/servis-kupi-seychas-plati-potom-v-rossii-i-v-mire/2022-04-19


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052