Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости 
индустрии ритейла первым!
Россия продолжает укреплять свои позиции среди ритейлеров
Международная консалтинговая компания A.T. Kearney обнародовала свой рейтинг наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю рынков (The 2013 Global Retail Development Index, GRDI).
Основные выводы исследования
Страны Южной Америки остаются лидерами по привлекательности: Бразилия, Чили и Уругвай заняли первые три места в индексе, причем Бразилия занимает первое место вот уже третий год подряд.
Рынки БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) сохраняют потенциал для интенсивного роста бизнеса глобальных компаний розничной торговли, но члены этого объединения идут по разному пути. Вслед за Бразилией Россия продолжает укреплять свои позиции в рейтинге самых перспективных для инвестиций в розничную торговлю стран и в этом году занимает уже 23-е место, улучшив свои показатели на 3 пункта. В отличие от более успешных России и Бразилии, Китай и Индия в этом году теряют свои позиции. Так, Китай, занимавший в 2012 году второе место, опустился на одну ступень, уступив третье место Уругваю. Индия, которая занимала 5-ое место в 2012 году, опустилась в рейтинге на 9 пунктов, причем спад наблюдается во всех сегментах розничной торговли. Такое резкое падение обусловлено высокими операционными расходами, трудностями в получении скидок или других привилегий при заключении сделок с поставщиками, необходимостью повышать продажи за счет скидок на товары, а также высокими ценами на недвижимость.
“Мы наблюдаем небольшой спад, но несмотря на это розничный рынок России в общем остается устойчивым и продолжает расти. Объемы потребления уже превысили докризисные уровни , хотя все еще отстают от показателей других развитых рынков. Наше исследование дает основания полагать, что у России в этой области хорошие перспективы роста, однако при составлении рейтинга мы учитывали не только привлекательность рынка как такового, но и такие дополнительные факторы, как страновые риски, уровень его насыщения и то, насколько необходимо для розничных сетей не откладывать момент входа на него, – объясняет Пер Хонг, Управляющий Партнер A.T. Kearney в России. – В отличие от многих латиноамериканских рынков и даже рынков стран СНГ, в России уже нет возможности для стремительного развития за счет раннего входа на рынок, что и нашло свое отражение в рейтинге GRDI, хотя потенциал для роста еще есть. О проблемах ведения бизнеса в России сказано уже много, высококлассных торговых площадей остается все меньше, а цены на них становятся все выше, а сам рынок чрезвычайно фрагментирован. Рейтинг свидетельствует о том, что возможности, обычно открывающиеся первопроходцам, скорее всего уже исчерпаны и сейчас основные возможности роста будут сосредоточены в фокусировании на ключевых секторах и компетенциях. Российский рынок товаров люксового сегмента после кризисного спада восстанавливается особенно активно. Большинство международных брендов этой категории уже присутствуют в стране, причем в течение последних пяти лет многие перешли с франчайзинга на прямые продажи для того, чтобы максимально использовать весь потенциал роста. Еще одной отличительной чертой российского рынка является то, что россияне проявляют все больший интерес к покупкам в интернете, годовой оборот этого рынка превысил девять миллиардов долларов».
Россия: повсеместный рост
Согласно прогнозам, в 3 квартале 2013 года в России ожидается снижение потребительских расходов с 6,9% до 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако в настоящее время Россия переходит в ту стадию своего развития, когда население в периоды финансовой нестабильности не всегда снижает свои расходы, а начинает совершать покупки более рационально.
В последние годы наблюдался активный рост бизнеса ритейлеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Согласно результатам исследования CBRE Property Consultants за 2012 год, Москва поднялась на четвертое место с шестого по развитию розничной торговли в мире. По данным исследования «How global is the business retail?» (Richard Ellis, 2012), в Москве сосредоточено 43,2% крупнейших ритейлеров в мире.
По мере того, как «столичный» рынок постепенно насыщается, компании рассматривают новые возможности для развития своего бизнеса в регионах. На сегодняшний день в России 13 городов с населением больше 1 миллиона человек, которые имеют значительный потенциал для развития модернизированной инфраструктуры розничной торговли. Несмотря на то что в 2012 году ввод новых торговых площадей увеличился на 46%, современные торговые площади и удобная инфраструктура по-прежнему остаются в дефиците, особенно в регионах.
Что привлекает российского потребителя?
Потребительская электроника, непродовольственные товары и предметы роскоши являются одними из самых привлекательных сегментов розничной торговли как в столице, так и в крупных региональных центрах.
Всемирно известные бренды модной одежды продолжают региональную экспансию. Так, по состоянию на сентябрь 2012 года, компания Inditex расширила свою сеть до 274 магазинов по всей территории России и планирует открыть дополнительные торговые точки, в ближайшее время запланировано открытие магазина Zara во Владивостоке. Продажи бренда H&M в России в 2012 году выросли на 43%, за прошлый год в российских городах появилось 18 новых магазинов этой марки.
Согласно прогнозам, рост сектора потребительской электроники в период с 2013 по 2016 год может составить 30% и более. В перспективе к 2015 году переход на новые цифровые форматы вещания потребует от потребителей смены своих телевизионных приемников. Помимо этого, благодаря инвестициям операторов связи в технологические разработки сегмент смартфонов также продолжает расти.
За последнее время наблюдался рост количества потребителей с более искушенными вкусами, что дало стимул увеличению продаж товаров класса «люкс»: за последнее время компании Ralph Lauren, Chanel и Cartier открыли новые магазины в России.
Продовольственный сектор продолжает показывать стабильный рост. Основные продовольственные группы, в том числе X5 Retail Group и Tander, показали рекордный рост в 20-40%. Компания Auchan, которая управляет 52 торговыми точками в России, планирует утроить количество магазинов в течение пяти лет, а также открыть в 2013 году первый Auchan Drive, в котором клиенты смогут заказать продукты онлайн и забрать товар в магазине.
Центральная Азия, Восточная Европа и СНГ
Восточная Европа и Центральная Азия представляет собой весьма перспективный рынок для ритейлеров. Самыми крупными среди рынков региона по-прежнему остаются Россия и Турция, из года в год улучшающие свои позиции. Бурное развитие розничной торговли в этих странах подпитывается высоким потребительским спросом и относительно высоким уровнем дохода населения.
Рынки стран СНГ, которым, в отличие от своих западноевропейских соседей, удалось избежать стагнации, становятся все более привлекательными для крупных мировых игроков. Позитивную динамику в этом отношении показывают Армения, которая впервые вошла в индекс в 2013 году, сразу заняв 10 место, Казахстан, который поднялся в рейтинге сразу на 8 пунктов (11 место в 2013 году), и Грузия, которая хоть и уступила свое место Турции, по-прежнему остается в первой десятке.
Небольшие рынки Восточной Европы еще только осваивают современные форматы розничной торговли, поэтому для крупных международных ритейлеров открываются отличные возможности закрепиться в этом регионе. Исключение составляют только Албания и Македония, их потенциал снизился ввиду малого размера рынков и низкой покупательной способности, хотя эти рынки представляют интерес для ритейлеров из соседних стран
Рейтинг Global Retail Development 2013
| Страна | 2013 | 2012 | Изменение | 
| Бразилия | 1 | 1 | 0 | 
| Чили | 2 | 2 | 0 | 
| Уругвай | 3 | 4 | +1 | 
| Китай | 4 | 3 | -1 | 
| ОАЭ | 5 | 7 | +2 | 
| Турция | 6 | 13 | +7 | 
| Монголия | 7 | 9 | +2 | 
| Грузия | 8 | 6 | -2 | 
| Кувейт | 9 | 12 | +3 | 
| Армения | 10 | - | N/A | 
| Казахстан | 11 | 19 | +8 | 
| Перу | 12 | 10 | -7 | 
| Малайзия | 13 | 11 | -2 | 
| Индия | 14 | 5 | -9 | 
| Шри-Ланка | 15 | 15 | - | 
| Саудовская Аравия | 16 | 14 | -2 | 
| Оман | 17 | 8 | -9 | 
| Колумбия | 18 | 23 | +5 | 
| Индонезия | 19 | 16 | -3 | 
| Иордан | 20 | 18 | -2 | 
| Мексика | 21 | 28 | +7 | 
| Панама | 22 | 24 | +2 | 
| Россия | 23 | 26 | +3 | 
| Ливан | 24 | 22 | -2 | 
| Ботсвана | 25 | 20 | -5 | 
| Намибия | 26 | - | N/A | 
| Марокко | 27 | 27 | - | 
| Мекедония | 28 | 21 | -7 | 
| Азербайджан | 29 | 17 | -12 | 
| Албания | 30 | 25 | -5 | 

Об особенностях B2B-маркетплейса для оптовых закупок, его развитии и возможностях для поставщиков и покупателей.