E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Бизнес мнения
Логистика в ритейле
Коронавирус
6 ноября 2020, 07:10 12891 просмотр

Постаматы и ПВЗ: куда движется рынок доставки?

За последние три года число постаматов в России, по некоторым оценкам, выросло в 20 раз. Количество пунктов выдачи, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». Как на развитие этих каналов доставки повлияла пандемия, каковы перспективы и тенденции, рассуждает в колонке Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.

Фото: IML

Ситуация на рынке постаматов напоминает бум платежных терминалов, начавшийся 10–12 лет назад. Еще в 2017 году в России было меньше 1 тыс. терминалов доставки. Сейчас же, по информации Data Insight, рынок оценивают в 15–20 тыс. постаматов. Годовая емкость рынка постаматов, по нашим данным, составляет около 4,3 млрд руб.

Такой способ доставки сразу привлек получателей. Это связано с тем, что терминалы, как правило, устанавливаются в супермаркетах и торговых центрах. Вероятно, пользователи оценили удачное расположение, близость к дому и зачастую 24-часовой доступ к ячейке с посылкой. Других привлекло отсутствие операторов и возможность получения заказа без подтверждения личности.

В случае с постаматами, пандемия коронавируса позволила технологии ускоренно развиться. В этом году темпы роста электронной коммерции превзошли даже самые завышенные ожидания – вместо 10-15% реальная доля, по нашим данным, превысила 20%. Из-за переездов пунктов выдачи и необходимости контактировать с курьерами при вручении заказа спрос на терминалы доставки увеличился на 70%.

Как следствие, мы видим серьезный интерес со стороны крупных окологосударственных игроков к этому направлению и желание компаний инвестировать в развитие новой технологии. Появляются тендеры на изготовление тысяч новых устройств ежемесячно. Рынок нуждается в крупных, проверенных производителях.

Фото: IML

Фото: IML

Но стоит отметить, что текущих производственных мощностей производителей недостаточно, чтобы быстро насытить рынок устройствами. Спрос опережает предложение. Также на рынке производителей постаматов еще слишком мало игроков, хотя опыт уже накоплен, и в развитии технологии заинтересованы крупные компании. Впереди период интенсивного роста, но для этого требуется время.

Максимально возможная длина одной стороны отсека не превышает 60 см, но с 2018 года наблюдается тренд на «похудение» устройств. Постаматы делают модульными, чтобы адаптировать их под установку в небольших помещениях.

Популярностью пользуются самые маленькие ячейки – это выгодно интернет-магазинам, поэтому сервисные компании увеличивают количество небольших мест.

Как показывает статистика, через постаматы получают 20% заказов. Все, что не вмещается в ячейку – например, спортивный инвентарь или предметы интерьера – отправляется в пункты выдачи как крупногабарит. Доля таких заказов составляет 25%. Для бизнеса это также удобно – можно передавать сразу несколько посылок в сортировочный центр через ближайший пункт приема отправлений. В этом смысле, привычные ПВЗ остаются конкурентны.

Пункты выдачи заказов появились на рынке значительно раньше постаматов. Количество ПВЗ, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». По нашим подсчетам, годовая емкость рынка пунктов выдачи составляет более 9,7 млрд руб.

Может сложиться ошибочное мнение, что сеть постаматов растет быстрее сети пунктов выдачи и медленно вытесняет их. На самом же деле, отделения доставки есть практически во всех населенных пунктах с численностью более 10 тыс. человек. Этим обусловлена разница в темпах роста.

Постаматы уже зарекомендовали себя в крупных городах и только начинают развиваться в регионах. В труднодоступных районах, например в Сибири и на Дальнем Востоке, устройства еще не появились.

Пункты выдачи, наоборот, уже освоили регионы и активно наращивают сети. Как пример – открытие точек IML в партнерстве с ГК « Обувь России». В ближайшем будущем начнут работать 170 региональных отделений на базе магазинов сети.

Пункты выдачи заказов отличаются дополнительными сервисами, которые при одинаковой цене доставки влияют на выбор получателя. Многие ПВЗ оснащены примерочными комнатами и предлагают более удобную процедуру возврата товаров. Услугой примерки пользуется 90% клиентов в сегменте fashion . Спрос ежегодно растет – за последние три года доля пунктов выдачи с этой услугой увеличилась с 15 до 34%.

Есть и другие причины для выбора доставки в ПВЗ. Получатели часто заказывают сразу несколько товаров, чтобы выбрать лучший и приобрести его. Некоторым удобнее определиться на месте и сразу оформить возврат – это уже сформированная покупательская привычка.

Получатели выбирают тот или иной способ доставки по разным обстоятельствам, конкретных паттернов поведения не прослеживается. Одним клиентам важна цена, другим – время работы, третьим – близость к дому. И таких причин больше, чем кажется.

Важно, что в целом объем заказов в интернет-магазинах растет, а получатели могут выбирать наиболее удобный способ доставки. Поэтому рост количества сервисов совокупно повышает качество услуги. А значит тренд ближайшего будущего – развитие логистической цепи в регионах.

Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Постаматы и ПВЗ: куда движется рынок доставки?

За последние три года число постаматов в России, по некоторым оценкам, выросло в 20 раз. Количество пунктов выдачи, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». Как на развитие этих каналов доставки повлияла пандемия, каковы перспективы и тенденции, рассуждает в колонке Елена Шутюк, генеральный директор федеральной логистической компании IML.

Фото: IML

Ситуация на рынке постаматов напоминает бум платежных терминалов, начавшийся 10–12 лет назад. Еще в 2017 году в России было меньше 1 тыс. терминалов доставки. Сейчас же, по информации Data Insight, рынок оценивают в 15–20 тыс. постаматов. Годовая емкость рынка постаматов, по нашим данным, составляет около 4,3 млрд руб.

Такой способ доставки сразу привлек получателей. Это связано с тем, что терминалы, как правило, устанавливаются в супермаркетах и торговых центрах. Вероятно, пользователи оценили удачное расположение, близость к дому и зачастую 24-часовой доступ к ячейке с посылкой. Других привлекло отсутствие операторов и возможность получения заказа без подтверждения личности.

В случае с постаматами, пандемия коронавируса позволила технологии ускоренно развиться. В этом году темпы роста электронной коммерции превзошли даже самые завышенные ожидания – вместо 10-15% реальная доля, по нашим данным, превысила 20%. Из-за переездов пунктов выдачи и необходимости контактировать с курьерами при вручении заказа спрос на терминалы доставки увеличился на 70%.

Как следствие, мы видим серьезный интерес со стороны крупных окологосударственных игроков к этому направлению и желание компаний инвестировать в развитие новой технологии. Появляются тендеры на изготовление тысяч новых устройств ежемесячно. Рынок нуждается в крупных, проверенных производителях.

Фото: IML

Фото: IML

Но стоит отметить, что текущих производственных мощностей производителей недостаточно, чтобы быстро насытить рынок устройствами. Спрос опережает предложение. Также на рынке производителей постаматов еще слишком мало игроков, хотя опыт уже накоплен, и в развитии технологии заинтересованы крупные компании. Впереди период интенсивного роста, но для этого требуется время.

Максимально возможная длина одной стороны отсека не превышает 60 см, но с 2018 года наблюдается тренд на «похудение» устройств. Постаматы делают модульными, чтобы адаптировать их под установку в небольших помещениях.

Популярностью пользуются самые маленькие ячейки – это выгодно интернет-магазинам, поэтому сервисные компании увеличивают количество небольших мест.

Как показывает статистика, через постаматы получают 20% заказов. Все, что не вмещается в ячейку – например, спортивный инвентарь или предметы интерьера – отправляется в пункты выдачи как крупногабарит. Доля таких заказов составляет 25%. Для бизнеса это также удобно – можно передавать сразу несколько посылок в сортировочный центр через ближайший пункт приема отправлений. В этом смысле, привычные ПВЗ остаются конкурентны.

Пункты выдачи заказов появились на рынке значительно раньше постаматов. Количество ПВЗ, принадлежащих сервисным компаниям и магазинам, достигает 40 тыс. точек. Еще 42 тыс. пунктов приходится на отделения «Почты России». По нашим подсчетам, годовая емкость рынка пунктов выдачи составляет более 9,7 млрд руб.

Может сложиться ошибочное мнение, что сеть постаматов растет быстрее сети пунктов выдачи и медленно вытесняет их. На самом же деле, отделения доставки есть практически во всех населенных пунктах с численностью более 10 тыс. человек. Этим обусловлена разница в темпах роста.

Постаматы уже зарекомендовали себя в крупных городах и только начинают развиваться в регионах. В труднодоступных районах, например в Сибири и на Дальнем Востоке, устройства еще не появились.

Пункты выдачи, наоборот, уже освоили регионы и активно наращивают сети. Как пример – открытие точек IML в партнерстве с ГК « Обувь России». В ближайшем будущем начнут работать 170 региональных отделений на базе магазинов сети.

Пункты выдачи заказов отличаются дополнительными сервисами, которые при одинаковой цене доставки влияют на выбор получателя. Многие ПВЗ оснащены примерочными комнатами и предлагают более удобную процедуру возврата товаров. Услугой примерки пользуется 90% клиентов в сегменте fashion . Спрос ежегодно растет – за последние три года доля пунктов выдачи с этой услугой увеличилась с 15 до 34%.

Есть и другие причины для выбора доставки в ПВЗ. Получатели часто заказывают сразу несколько товаров, чтобы выбрать лучший и приобрести его. Некоторым удобнее определиться на месте и сразу оформить возврат – это уже сформированная покупательская привычка.

Получатели выбирают тот или иной способ доставки по разным обстоятельствам, конкретных паттернов поведения не прослеживается. Одним клиентам важна цена, другим – время работы, третьим – близость к дому. И таких причин больше, чем кажется.

Важно, что в целом объем заказов в интернет-магазинах растет, а получатели могут выбирать наиболее удобный способ доставки. Поэтому рост количества сервисов совокупно повышает качество услуги. А значит тренд ближайшего будущего – развитие логистической цепи в регионах.

Retail.ru

IML, постаматы, пвз, пункты выдачи заказов, логистика, доставкаПостаматы и ПВЗ: куда движется рынок доставки?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/postamaty-i-pvz-kuda-dvizhetsya-rynok-dostavki/2020-11-10


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052