Крупные мировые ритейлеры
Логистика в ритейле
Общеотраслевое
Практика
2 ноября 2021, 07:00 9704 просмотра

Почему дорожают грузоперевозки в 2021 году?

Рост тарифов на логистические услуги неизбежно влечет за собой повышение розничных цен на импорт, хотя в процентном отношении оно существенно различается для разных видов товаров. О глобальных и внутриотраслевых причинах роста стоимости международных перевозок в 2021 году рассказывает генеральный директор ГК «АРТ Деливери» Рамиль Сулейманов. 

Фото: Travel mania/shutterstock

Фото: Travel mania/shutterstock

Рост стоимости международных грузоперевозок лишь частично связан со стремлением перевозчиков нивелировать потери «ковидного» 2020 года. Логистический бизнес переживает этап глобальной перестройки, и процесс стабилизации тарифов, вероятнее всего, будет продолжаться не менее двух лет. Можно назвать несколько причин подорожания логистических услуг.

Кризис морских контейнерных перевозок

Первая — самая очевидная причина, связана со сложившимся в конце прошлого года дефицитом пустых контейнеров в Южно-Азиатских портах, и, особенно в Китае. Это вызвало беспрецедентный рост ставок на морской фрахт по направлению Азия–Европа в начале текущего года (до $11 000), тогда как в середине 2020 года они держались на уровне $2 000 за стандартный 40-футовый контейнер (FEU). По состоянию на 19 августа 2021 составной индекс мировых контейнеров Drewry составил $9 613,28 за FEU, что на 360% выше аналогичного показателя 2020 года.

В сфере морских контейнерных грузоперевозок из Юго-Восточной Азии наблюдается нестабильность обстановки. Это и авария с контейнеровозом Ever Given, на неделю перегородившим Суэцкий канал, и тайфун в Китае, и третья волна «короновируса». Так, с 25 мая по 31 мая из-за вспышки COVID-19 был закрыт крупнейший морской порт КНР Яньтянь в Шэньчжэне, что привело к заторам в соседних терминалах и стало причиной 2-х недельной задержки грузов.

По данным информационно-аналитического агентства SeaNews в среднем контейнерный фрахтовый индекс CCFI (рассчитывается по данным крупнейших портов Китая) постоянно растет и по состоянию на 33 неделю года составляет 5 636,1.

Источник SeaNews

Источник SeaNews

Восстановление спроса на товары («доковидные» запасы ритейлеров заканчиваются) провоцирует рост ставок на морской фрахт из Юго-Восточной Азии. В то же время скорость оборачиваемости судов очень низкая из-за дефицита контейнеров и регулярных «ковидных» ограничений в работе терминалов.

Смена маршрутов мультимодальных перевозок

Очевидно, что нестабильность с морскими грузоперевозками на Юго-востоке Азии вынуждает российских импортеров искать поставщиков в других странах, а логистические компании — изменять привычные маршруты, что также увеличивает стоимость перевозок. Например, почти на 70% в этом году увеличился импорт товаров из Турции, что соответственно повлекло за собой рост цен на грузоперевозки из этой страны. Одна из крупных сетей по продаже товаров для детей «Дочки-сыночки» заявила о том, что планирует перевести производство из Китая в Узбекистан, так как происходит удорожание всех категорий товаров.

Источник: Ru-Stat

Источник: Ru-Stat

В условиях турбулентности даже небольшой срыв в работе контейнерных терминалов, перебои с поставкой судов и контейнеров усугубляют ситуацию. При этом долгосрочные контракты позволяют зафиксировать цену грузоперевозки, но не гарантируют места на судне. Погрузка может задерживаться в среднем на 3–4 недели.

Перевозчики и логистические компании подстраиваются под нужды ритейлеров, осваивая новые, более стабильные маршруты доставки. Так, по данным РЖД за первое полугодие 2021 компания перевезла в 1,5 раза больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года, а по сравнению с «доковидным» уровнем 2019 года — в 2,3 раза больше. При этом повышение спроса вызвало ответный рост тарифных ставок в среднем на 15–25%. Однако возможности Транссибирской магистрали технически ограничены. Несколько новых железнодорожных маршрутов по направлению Китай–Европа запущено через Казахстан — Калининград, например в Германию (Туаньцзецунь — Фридрихсхафен), Великобританию (Сиань — Иммингем).

На общую стоимость логистических услуг повлиял и рост цен на автоперевозки. В условиях резкого увеличения спроса на «последнюю милю» автотранспортные компании официально подняли цены на 10–15%, однако многие поставщики заявляют, что реально этот рост составляет 20–30 % на внутрироссийских маршрутах и до 160 % — на международных.

Существует мнение, что если бы транспортники учитывали все издержки, стоимость грузовых автоперевозок увеличилась бы на все 100%. Помимо затрат на дорожающее топливо, обновление автопарка, сборы «Платона», на стоимость влияют и локальные ограничения маршрутов. Например, закрытие МКАД для транзитных большегрузных и среднетоннажных автомобидей вызвало необходимость в срочной корректировке маршрутов, а использование объездных путей повлекло за собой удорожание перевозок на 20–30%.

Таким образом, следует вывод: кризис морского фрахта «паровозом» потащил за собой увеличение ставок на все виды грузоперевозок. Массовый поиск новых логистических схем улучшает и ускоряет доставку, но дешевле, к сожалению, она не становится.

Несмотря на всю сложность ситуации, пока не все компании увеличивают цены на логистические услуги для своих клиентов, в особенности тех, кто работает по долгосрочным контрактам с поставщиками и перевозчиками и размещает большие объемы заказов.

Цифровизация логистики

Пандемия резко подтолкнула не только развитие e-commerce, но и связанные с ритейлом цепочки поставок. Логистика ускоренными темпами переходит к внедрению высокоэффективных и интеллектуальных технологий, в корне меняющих устаревшие системы и подходы. Цель перестройки — сделать глобальную логистическую цепочку прозрачной для всех вовлеченных участников: поставщика, перевозчика, получателя товаров. Вот только несколько элементов, которые внедряют сегодня наиболее дальновидные логистические компании.

Интернет вещей (IoT) — система устройств и программного обеспечения, полностью контролирующая в режиме онлайн параметры движения автомобиля: маршрут, расход топлива, состояние груза, реагирование на критические ситуации. Цифровые технологии IoT и IIoT уже используются в транспортной логистике, а утвержденные Росстандартом в 2020 году Отраслевые стандарты Интернета вещей в России, выведут отрасль на новый уровень.

Кроме IoT к элементам высоким технологий относится:

  • роботизированная автоматизация процессов (РПА), особенно важная в части погрузки-разгрузки;

  • технологии блокчейн — позволяют получать информацию в режиме реального времени всем участникам логистической цепи, уйти от посредников, сохранять информацию;

  • искусственный интеллект (AI) — помогает анализировать маршруты, находить проблемные места, использовать наилучшие на данный момент цепочки;

  • смарт-контракты — автоматическое документирование операций при наступлении определенных условий (например, формирование счета-фактуры при достижении пункта назначения).

В конечном итоге внедрение новых технологий положительно повлияет на тарифные ставки грузоперевозок, однако на начальном этапе это требует от логистических компаний больших затрат. Тем не менее, это требование времени. Цифровизация логистики поможет обеспечить растущие запросы ритейлеров, без задержки поставлять товар, увеличивать долю сборных грузов, удерживать цены на транспортные услуги, несмотря на инфляцию и внешние факторы.

Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Рост тарифов на логистические услуги неизбежно влечет за собой повышение розничных цен на импорт, хотя в процентном отношении оно существенно различается для разных видов товаров. О глобальных и внутриотраслевых причинах роста стоимости международных перевозок в 2021 году рассказывает генеральный директор ГК «АРТ Деливери» Рамиль Сулейманов. 

Фото: Travel mania/shutterstock

Фото: Travel mania/shutterstock

Рост стоимости международных грузоперевозок лишь частично связан со стремлением перевозчиков нивелировать потери «ковидного» 2020 года. Логистический бизнес переживает этап глобальной перестройки, и процесс стабилизации тарифов, вероятнее всего, будет продолжаться не менее двух лет. Можно назвать несколько причин подорожания логистических услуг.

Кризис морских контейнерных перевозок

Первая — самая очевидная причина, связана со сложившимся в конце прошлого года дефицитом пустых контейнеров в Южно-Азиатских портах, и, особенно в Китае. Это вызвало беспрецедентный рост ставок на морской фрахт по направлению Азия–Европа в начале текущего года (до $11 000), тогда как в середине 2020 года они держались на уровне $2 000 за стандартный 40-футовый контейнер (FEU). По состоянию на 19 августа 2021 составной индекс мировых контейнеров Drewry составил $9 613,28 за FEU, что на 360% выше аналогичного показателя 2020 года.

В сфере морских контейнерных грузоперевозок из Юго-Восточной Азии наблюдается нестабильность обстановки. Это и авария с контейнеровозом Ever Given, на неделю перегородившим Суэцкий канал, и тайфун в Китае, и третья волна «короновируса». Так, с 25 мая по 31 мая из-за вспышки COVID-19 был закрыт крупнейший морской порт КНР Яньтянь в Шэньчжэне, что привело к заторам в соседних терминалах и стало причиной 2-х недельной задержки грузов.

По данным информационно-аналитического агентства SeaNews в среднем контейнерный фрахтовый индекс CCFI (рассчитывается по данным крупнейших портов Китая) постоянно растет и по состоянию на 33 неделю года составляет 5 636,1.

Источник SeaNews

Источник SeaNews

Восстановление спроса на товары («доковидные» запасы ритейлеров заканчиваются) провоцирует рост ставок на морской фрахт из Юго-Восточной Азии. В то же время скорость оборачиваемости судов очень низкая из-за дефицита контейнеров и регулярных «ковидных» ограничений в работе терминалов.

Смена маршрутов мультимодальных перевозок

Очевидно, что нестабильность с морскими грузоперевозками на Юго-востоке Азии вынуждает российских импортеров искать поставщиков в других странах, а логистические компании — изменять привычные маршруты, что также увеличивает стоимость перевозок. Например, почти на 70% в этом году увеличился импорт товаров из Турции, что соответственно повлекло за собой рост цен на грузоперевозки из этой страны. Одна из крупных сетей по продаже товаров для детей «Дочки-сыночки» заявила о том, что планирует перевести производство из Китая в Узбекистан, так как происходит удорожание всех категорий товаров.

Источник: Ru-Stat

Источник: Ru-Stat

В условиях турбулентности даже небольшой срыв в работе контейнерных терминалов, перебои с поставкой судов и контейнеров усугубляют ситуацию. При этом долгосрочные контракты позволяют зафиксировать цену грузоперевозки, но не гарантируют места на судне. Погрузка может задерживаться в среднем на 3–4 недели.

Перевозчики и логистические компании подстраиваются под нужды ритейлеров, осваивая новые, более стабильные маршруты доставки. Так, по данным РЖД за первое полугодие 2021 компания перевезла в 1,5 раза больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года, а по сравнению с «доковидным» уровнем 2019 года — в 2,3 раза больше. При этом повышение спроса вызвало ответный рост тарифных ставок в среднем на 15–25%. Однако возможности Транссибирской магистрали технически ограничены. Несколько новых железнодорожных маршрутов по направлению Китай–Европа запущено через Казахстан — Калининград, например в Германию (Туаньцзецунь — Фридрихсхафен), Великобританию (Сиань — Иммингем).

На общую стоимость логистических услуг повлиял и рост цен на автоперевозки. В условиях резкого увеличения спроса на «последнюю милю» автотранспортные компании официально подняли цены на 10–15%, однако многие поставщики заявляют, что реально этот рост составляет 20–30 % на внутрироссийских маршрутах и до 160 % — на международных.

Существует мнение, что если бы транспортники учитывали все издержки, стоимость грузовых автоперевозок увеличилась бы на все 100%. Помимо затрат на дорожающее топливо, обновление автопарка, сборы «Платона», на стоимость влияют и локальные ограничения маршрутов. Например, закрытие МКАД для транзитных большегрузных и среднетоннажных автомобидей вызвало необходимость в срочной корректировке маршрутов, а использование объездных путей повлекло за собой удорожание перевозок на 20–30%.

Таким образом, следует вывод: кризис морского фрахта «паровозом» потащил за собой увеличение ставок на все виды грузоперевозок. Массовый поиск новых логистических схем улучшает и ускоряет доставку, но дешевле, к сожалению, она не становится.

Несмотря на всю сложность ситуации, пока не все компании увеличивают цены на логистические услуги для своих клиентов, в особенности тех, кто работает по долгосрочным контрактам с поставщиками и перевозчиками и размещает большие объемы заказов.

Цифровизация логистики

Пандемия резко подтолкнула не только развитие e-commerce, но и связанные с ритейлом цепочки поставок. Логистика ускоренными темпами переходит к внедрению высокоэффективных и интеллектуальных технологий, в корне меняющих устаревшие системы и подходы. Цель перестройки — сделать глобальную логистическую цепочку прозрачной для всех вовлеченных участников: поставщика, перевозчика, получателя товаров. Вот только несколько элементов, которые внедряют сегодня наиболее дальновидные логистические компании.

Интернет вещей (IoT) — система устройств и программного обеспечения, полностью контролирующая в режиме онлайн параметры движения автомобиля: маршрут, расход топлива, состояние груза, реагирование на критические ситуации. Цифровые технологии IoT и IIoT уже используются в транспортной логистике, а утвержденные Росстандартом в 2020 году Отраслевые стандарты Интернета вещей в России, выведут отрасль на новый уровень.

Кроме IoT к элементам высоким технологий относится:

  • роботизированная автоматизация процессов (РПА), особенно важная в части погрузки-разгрузки;

  • технологии блокчейн — позволяют получать информацию в режиме реального времени всем участникам логистической цепи, уйти от посредников, сохранять информацию;

  • искусственный интеллект (AI) — помогает анализировать маршруты, находить проблемные места, использовать наилучшие на данный момент цепочки;

  • смарт-контракты — автоматическое документирование операций при наступлении определенных условий (например, формирование счета-фактуры при достижении пункта назначения).

В конечном итоге внедрение новых технологий положительно повлияет на тарифные ставки грузоперевозок, однако на начальном этапе это требует от логистических компаний больших затрат. Тем не менее, это требование времени. Цифровизация логистики поможет обеспечить растущие запросы ритейлеров, без задержки поставлять товар, увеличивать долю сборных грузов, удерживать цены на транспортные услуги, несмотря на инфляцию и внешние факторы.

Retail.ru

Почему дорожают грузоперевозки в 2021 году?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Почему дорожают грузоперевозки в 2021 году?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/pochemu-dorozhayut-gruzoperevozki-v-2021-godu/2022-05-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052