Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как «1С:ERP» помогает снизить производственную себестоимость продукции
Существуют разные способы сократить расходы, увеличить доходы и в итоге получить большую прибыль. Один из них – отказаться от ручного управления процессами с помощью ERP-систем. В этой статье о том, как «1С:ERP» может помочь снизить производственную себестоимость продукции рассказывает Екатерина Царевская, функциональный архитектор проектов внедрения «1С:ERP» компании «Первый Бит».
На старте внедрения наши заказчики часто описывают следующую картину:
-
Производство с точки зрения расходов – черный ящик. Мы что-то потратили и что-то выпустили, но не знаем точно, что куда пошло. У нас есть некий «вход» для ввода информации и «выход» для отображения результатов работы, при этом происходящие в ходе работы системы процессы неизвестны. Это и называется черным ящиком.
-
Незавершенное производство из месяца в месяц растет. Формируется скрытый балласт, который замораживает оборотные средства компании. Мы не знаем, есть ли там что-то ценное, что еще можно использовать.
-
Себестоимость продукции формируется очень примерно, большая доля затрат распределяется на продукцию «ровным слоем».
-
Назначая цены, мы ориентируемся на нашу очень примерную себестоимость, цены конкурентов и спрос. Мы не знаем точно, какие продукты какую реальную маржу приносят.
Такие проблемы могут существовать и у действующих пользователей «1С:ERP», так как сама по себе покупка продукта без внедрения и настройки под задачи не является панацеей и на себестоимость не влияет. Но с помощью грамотной настройки и в руках умелого управленца «1С:ERP» может стать мощным инструментом анализа, который сильно повысит качество принимаемых управленческих решений и позволит существенно сократить расходы.
Рассмотрим некоторый ряд задач, который помогает решать «1С:ERP».
-
Наведение порядка в учете в целом, повышение контроля, оперативное получение данных без большой задержки.
-
Более точное и «справедливое» распределение затрат на себестоимость, которое позволяет лучше понимать, какую выгоду или убыток приносит тот или иной продукт.
-
Учет потерь времени и сырья.
-
План-фактный анализ себестоимости и работа с отклонениями.
Фото: Gorodenkoff/shutterstock
Повышение качества оперативного учета
Первое, на что стоит обратить внимание, если задача управления себестоимостью приоритетна, – это качество отражения ежедневных фактов хозяйственной жизни компании. Не только то, сколько мы потратили и получили в течение каждого дня. Но и прежде всего – нефинансовые данные, такие как: факт приема заказов, выход конкретных сотрудников на смену, регистрация производственных операций, ремонт оборудования и многое другое. Если первичные данные ведутся неточно или вообще не ведутся – анализ теряет точность, а производство представляет собой тот самый черный ящик с непонятными процессами. Дело в том, что отсутствие ежедневного контроля не позволяет оперативно предпринимать действия и реагировать на изменения. Мы видим только итог месяца, из этого формируем потенциально неправильные критерии для следующих периодов. А неправильные критерии могут привести к непредвиденным последствиям.
Как понять, что вашей компании требуется повышение качества оперативного учета? Как отследить на большом предприятии, что процессы теряют контроль? Мы выделяем такие «симптомы»:
-
Затраты отражаются не по мере их возникновения, а в конце месяца. В управленческом учете мы только через месяц видим факт расходов. То есть в случае необходимости оперативно повлиять на план-факт не сможем.
-
Все документы в систему вносит бухгалтер, сотрудники ключевых подразделений в системе не работают. И в случае выяснения, что и откуда взялось, происходит примерно следующее:
-
Статьи расходов для управленцев непонятны, они слишком крупные или слишком мелкие, большие суммы на статьях «Прочие расходы».
-
Бухгалтерия ведет учет, как ей удобно и как нужно для сдачи отчетности, а не для целей анализа.
Если в этих пунктах вы узнали себя, то наша рекомендация – в первую очередь заняться внедрением оперативного учета, а улучшения в области управленческого учета отложить на вторую очередь автоматизации. При внедрении оперативного учета можно руководствоваться следующими принципами и стандартами:
-
Ключевые операции должны быть введены в систему в день их возникновения.
-
Действия в системе приоритетно должен отражать тот сотрудник, который это действие выполнил и за него отвечает. По возможности исключите из цепочки «операторов ПК» и оставьте бухгалтерам заниматься бухгалтерским учетом. Обучите работе в системе кладовщиков, начальников смен и других ключевых пользователей.
-
Проработайте справочник статей расходов и проведите обучение для пользователей, когда какие статьи использовать.
Для реализации задач оперативного учета, с учетом специфики производственных процессов, можем рекомендовать разработку специализированных рабочих мест, где, исходя из сценария работ, будут размещены необходимые программные инструменты, которые реализуют типовую функциональность системы.
На скриншоте пример – одна из наших проектных разработок – рабочее место оператора производства, где в одном окне собраны все нужные оператору кнопки. Интерфейс адаптирован для тач-панели, что практичнее для работы в цеху, чем обычный ПК с мышью и клавиатурой или ноутбук.
Рабочее место оператора производства.
Полноценное внедрение качественного оперативного учета – целый проект, который требует не только участия IT-специалистов, но и больших организационных усилий. Но зато сам по себе такой проект способен дать хороший результат за счет наведения порядка, повышения личной ответственности и вовлеченности сотрудников.
Проработка аналитик учета
В прошлом пункте мы остановились на том, что очень важно своевременно ввести в систему операции с указанием корректной статьи. Так у нас появляется хотя бы одна аналитика, на которую мы можем опираться, – статья расходов. Однако, кроме статей, «1С» предлагает и другие инструменты уточнения расчета.
-
Метод расчета себестоимости по FIFO и средней. «1С:ERP» поддерживает следующие варианты:
-
При расчете по средней все партии приводятся к усредненному значению себестоимости. Если важно сгладить колебания в валовой прибыли и упростить учет – выбирайте среднюю.
-
При расчете по FIFO каждая партия имеет собственную себестоимость со своей структурой затрат. Если важна четкость и детализация – выбирайте FIFO.
-
Детализация себестоимости: стандартно в «1С» себестоимость считается для каждой позиции номенклатуры, но можно детализировать учет по:
-
сериям – производственным партиям,
-
назначениям – это может быть заказ клиента, направление деятельности компании, некие проекты компании,
-
сделкам,
-
менеджерам.
Варианты детализации себестоимости в «1С:ERP».
-
Проработка статей расходов. Этот пункт относится не столько к «1С:ERP» как к конкретному продукту, но в проектах внедрения «1С» мы уделяем этой работе большое внимание. Наши рекомендации:
-
Статья должна иметь понятное название, которое отражает экономический смысл.
-
Если статей много, их лучше сгруппировать, настроить иерархию.
-
Если одна статья занимает очень большую долю в себестоимости – возможно, ее стоит разделить на несколько.
-
Статьи, которые во всех продуктах занимают меньше процента, – скорее всего, можно укрупнить.
Пример отчета по себестоимости в «1С:ERP».
А сейчас мы коснемся действий, с помощью которых можно повысить точность и информативность учета различных статей, в зависимости от индивидуальных процессов компании. Мы рекомендуем выделить статьи в вашей компании, которые занимают в себестоимости самую большую долю, или же самые непрозрачные статьи, и попробовать применить к ним описанные далее методы.
Сделать распределяемые затраты – прямыми
Существуют прямые затраты. Это, например, списание материалов по спецификации. Их мы четко указываем на каждую единицу продукции. Также существуют распределяемые затраты, которые вводятся единой суммой за период (месяц), а затем распределяются на продукцию пропорционально выбранной базе. Чем больше доля прямых затрат, тем учет более точный, хотя и более трудоемкий. Если стоит задача повысить точность учета, можно перевести некоторые крупные затраты из категории распределяемых в прямые, не добавив сотрудникам много работы.
Например, в цеху упаковка списывается в конце месяца по инвентаризации и распределяется на всю продукцию пропорционально ее объему. Это логично, так как чем продукция больше – тем больше на нее идет картона, стрейч-пленки и пр. Но, если расходы на упаковку занимают большую долю в себестоимости, возможно, имеет смысл отражать, сколько упаковки затрачено на каждую позицию. Это поможет обнаружить, что какие-то позиции требуют перерасхода упаковки, и это стоит отразить и в плановой калькуляции, и в ценообразовании. Не говоря уже о выявлении нецелевого использования упаковки. С другой стороны, указывать точное количество каждой номенклатуры упаковки на каждую единицу продукции было бы слишком трудоемко.
Сдельная зарплата рабочих вместо повременной или окладной
Правила и способы распределения затрат на себестоимость продукции
Нет смысла пытаться делать все затраты прямыми, какие-то все равно придется распределять. «1С» позволяет настроить гибкие условия отнесения затрат на продукцию, которые максимально точно соответствуют реальной картине.
Распределение электроэнергии пропорционально киловатт-часам работы оборудования
Чего не хватает в списке типовых способов распределения многим компаниям – это распределения по фактическому времени выполнения операций. Яркий пример: для энергоемкого производства важно распределять электроэнергию пропорционально времени фактической работы станка над конкретной деталью. Кроме того, по подобному принципу могут распределяться и другие затраты:
-
Зарплата повременщиков по фактическому, а не по нормативному времени выполнения операции;
-
Амортизация пропорционально наработке узлов и агрегатов.

Проектная разработка компании «Первый Бит» – учет киловатт-часов электроэнергии в производстве в разрезе продукции и полуфабрикатов.
Работа с браком
В «1С:ERP» есть возможность зафиксировать брак как при выполнении операции, так и после, на контроле качества. Забракованная деталь может отправиться на доработку или утилизацию. Поскольку в системе фиксируется, на какой операции, кем и по какой причине допущен брак, можно настроить корректное отнесение этих затрат на себестоимость.
Рабочее место контролера операций в «1С:ERP».
План-фактный анализ себестоимости
«1С:ERP» может рассчитывать плановую калькуляцию себестоимости продукции на основании нормативных цен материалов, расценок работ, а также нормативов переменных и постоянных общепроизводственных расходов. После фактического выпуска можно проанализировать, где и насколько план отличается от факта. А за счет качественного оперативного учета можно достаточно быстро понять причины отклонений и повлиять на них.
В рамках этой статьи мы кратко рассмотрели некоторые примеры, как «1С:ERP» может помогать снизить производственную себестоимость продукции.
Конечно, это далеко не полный список. С другой стороны, описанные меры подойдут не всем.
Как понять, с чего начать?
Обычно в рамках проектов внедрения «1С:ERP», если управление себестоимостью заказчик обозначает в числе приоритетных целей, мы анализируем текущую ситуацию и выделяем области, которые либо занимают наибольшую долю затрат, либо выглядят непрозрачно, либо беспокоят заказчика. В совместной работе с заказчиком рождается видение, как решить поставленную задачу и за счет типового функционала «1С:ERP», и через проектную разработку, и через организационные меры.
Retail.ru
Читайте также:
Международная автоматизация Faberlic на «1С:ERP»
Онлайн-автоматизация: как «Якутский гормолзавод» дистанционно внедрял «1C:ERP»
Как «1С:ERP» помогла повысить точность прогноза на 8% в продажах товаров с высокой сезонностью
Как внедрить ERP на трех алкогольных заводах одновременно
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

За 10 лет работы «Дрогери Союз» утроил количество участников, создал портфель из 24 СТМ и др.