Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Без оптимизма
Розничная торговля — практически единственный сектор экономики, который не улучшил показатели развития в середине лета: потребительский спрос продолжает падать. Устойчивое звено в отрасли — крупные региональные продовольственные сети. Благодаря проектам внутренней оптимизации и расширения сети многие рассчитывают закончить год с неотрицательной динамикой. В конце августа Минэкономразвития РФ в очередной раз скорректировало прогноз развития российской экономики. Впервые — в сторону улучшения. Основанием послужил рост промышленности, сменивший падение в середине года. По заявлениям главы ведомства, сделанным в начале сентября, низшая точка экономического развития пройдена, рост ВВП во втором полугодии по сравнению с первым может составить 3,9 — 4,5% и продолжиться в 2010 году. На Урале пока хуже: наблюдается только стабилизация (см. «Монопромышленная карма» [1], «Э-У» № 32 от 24.08.09). Позитивные тенденции — следствие благоприятной внешней конъюнктуры: роста мировых цен на металлы и нефть. Оживление связано в первую очередь с отраслями, ориентированными на экспорт. Внутренний рынок напротив не разделяет оптимизма. Торговля стала практически единственным сегментом, по которому Минэкономразвития скорректировал прогноз в сторону ухудшения. Падение потребительского спроса продолжается, при этом никаких стимулирующих мер нет. В июле в среднем по стране реальные располагаемые денежные доходы населения резко сократились: на 5,4% по сравнению с июлем 2008 года против 1% в июне. Реальная заработная плата упала на 5,8%. Ускоряется снижение товарооборота: в июле оно оказалось самым сильным за последние десять лет — 8,2%. На Урале тенденция та же: от месяца к месяцу динамика ухудшается. Антикризисные меры предприятий — оптимизация трудовых издержек — продолжает сокращать приток денег в потребительскую сферу. Если в начале года, опасаясь девальвации рубля, население стремилось вложиться в товары длительного пользования, то сейчас предпочитает копить. По результатам исследования Nielsen, 43% опрошенных россиян планируют направить свободные денежные средства на сбережения: теперь это один из самых популярных способов применения денег. Отмечено снижение покупательной активности по большинству ключевых расходных позиций. 76% респондентов сообщили, что значительно изменили покупательские привычки. С этим результатом Россия замыкает десятку стран, где потребители наиболее резко отреагировали на наступление рецессии.
Новые открытия Компании продовольственного сегмента сейчас в более выгодном положении, чем другие игроки потребительского рынка. Однако экономить начали даже на продуктах питания: отмечается сокращение товарооборота, уменьшение среднего чека и смещение спроса в сторону более дешевых товаров. Более привлекательными становятся дискаунтеры, гипермаркеты и даже продовольственные рынки. По оценкам РБК, доля продовольственной сетевой розницы сократилась — впервые с начала развития. Несмотря на негативные тенденции в целом компании не планируют кардинально отказываться от стратегии роста. По подсчетам экспертов ИА «INFOLine», в июле 2009 года прирост торговых площадей крупнейших федеральных ритейлеров за счет открытия магазинов составил около 54,6 тыс. кв. метров, что почти в два раза больше, чем в июне этого года. Тенденция к сокращению количества открытий новых торговых объектов несколько замедлилась. На Урале по данным крупных продовольственных сетей, принявших участие в опросе, открыто более 20 магазинов совокупной торговой площадью более 20 тыс. кв. метров. Многие региональные игроки заявили о готовности открывать новые магазины и во втором полугодии. Один из региональных примеров: к концу года ГК «Норма» (Пермь) планирует ввести в эксплуатацию ТРК площадью 7,5 тыс. кв. метров, на первом этаже которого откроется супермаркет «Виват». «В планы входит запуск объектов, находящихся в высокой степени готовности. Два объекта (магазины “Молния-Экспресс” в Челябинске) мы запустили в августе. В середине сентября готовится открытие супермаркета в Снежинске. Начинать новые проекты, расширять географию работы нашей сети или уходить в другую нишу мы не планируем», — рассказывает генеральный директор компании «МОЛЛ» (развивает сеть ЦТ «Молния») Дмитрий Бухарин. «К сожалению, наши ожидания роста предложений недвижимости под размещение магазинов оправдались не в полной мере. Это не позволило использовать период для интенсивного географического развития, — сетует Татьяна Овсянкина, заместитель директора компании “Партнер-Маркет” (развивает сеть “Пчелка” и франчайзинговый проект “Мосмарт”). — До конца 2009 года будет запущено три магазина “Пчелка” формата “у дома”, в следующем году — третий “Мосмарт”». «Планируем открыть шесть магазинов в Ижевске и Сарапуле. География может быть расширена за счет соседних регионов. Есть предложения по приобретению или оперативному управлению отдельными магазинами и небольшими сетями», — предлагает альтернативный самостоятельному открытию магазинов вариант заместитель директора по экономике и развитию «Ижтрейдинг» Дмитрий Мельников. Серьезным ограничителем развития региональных сетей в небольших городах может послужить запрет на открытие новых объектов для сетей с оборотом свыше миллиарда рублей и долей рынка в городе более 25%. Такое положение включено в проект закона о торговле, который Госдума недавно приняла в первом чтении (см. «Конкуренция под запретом» [2]). Игроки рынка удивлены, но серьезных опасений не испытывают: в крупных областных центрах никакой угрозы нет — ни для региональных, ни для федеральных сетей. К примеру, как отмечает генеральный директор сети «Звездный» Александр Райсих, Екатеринбург — очень конкурентный город, и потому ни одному из операторов в ближайшем будущем 25−процентного порога не достичь. В целом концентрация рынка в отличие от европейских стран значительно ниже: на пять крупнейших продуктовых ритейлеров приходится 10% российского рынка, на десять — чуть больше 13%. Возможность рефлексии Необходимой для выживания и успешного развития в период кризиса стратегией для ритейлеров становится оптимизация внутренних ресурсов и бизнес-процессов. Основной фронт работ сетевиков — минимизация трудовых, инвестиционных, логистических издержек, закрытие неприбыльных магазинов, увеличение среднего чека (см. «Эффективность в обмен на рост» [3], «Э-У» № 25 от 29.06.09). «Кризис притормозил развитие конкуренции в регионе, и мы получили временной запас, который направили на повышение эффективности работы», — отмечает Татьяна Овсянкина. В качестве антикризисных решений сетевики работают над продуктовым портфелем: увеличивают нижний ценовой сегмент, сокращают премиум, наращивают долю продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными. — Мы сосредоточили усилия на маркетинге и продажах. Внедрили категорийный менеджмент. Основой для принятия управленческих решений стали не домыслы топ-менеджеров и маркетологов о том, что хочет покупатель, а потребительские ожидания, выявленные и формализованные в ходе анкетирования и опросов, — рассказывает генеральный директор сети «Елисей» Марина Лачихина. — Наиболее радикальным изменениям подверглась сеть «Пчелка»: в начале кризиса было принято решение об изменении позиционирования и переходе в более низкий ценовой сегмент. В связи с этим проведено существенное сокращение ассортимента, предпринят ряд мер для повышения оборачиваемости товаров, внедрена агрессивная система промо, урезаны затраты, — добавляет Татьяна Овсянкина. Просто сместить ассортимент в сторону масс-маркет мало, нужна своя «изюминка». Один из приоритетов в корректировке продуктового портфеля — развитие продаж товаров под собственной торговой маркой (СТМ) и увеличение их доли в ассортименте. Это действенный способ повышения операционной эффективности. К примеру, X5 Retail Group запустил первую СТМ уральского производства. Сетевики также отмечают, что растут продажи собственных цехов, производящих салаты, выпечку и другие полуфабрикаты: потребители отказываются от ресторанов и кафе, но продолжают покупать готовые продукты. Для стимулирования продаж сети активнее стали использовать всевозможные маркетинговые ходы — скидки, бонусы, программы лояльности и специальные акции. Марина Лачихина: «Мы выбрали наступательную тактику привлечения клиентов: устраиваем различные промоакции, дегустации продукции собственного производства, лотереи, детские конкурсы и прочее». Эффективность мер подтверждают исследования: специалисты «Ромир» задали вопрос «как изменилось отношение к скидкам и специальным предложениям розничных магазинов в вашей семье за последние три месяца?». Более четверти опрошенных отметили, что стали рассматривать их более внимательно. Только 6% утверждают обратное. Опрос показал, что гораздо чаще на скидки обращают внимание покупатели в крупных городах численностью от 500 тысяч до миллиона человек. Значительно реже на снижение цен реагируют представители высокодоходной категории граждан (18%) и жители сельской местности (21%). До сих пор сектор розничной торговли, как правило, помогал экономике держаться на плаву. Теперь негативные тенденции вызывают скепсис. По прогнозам Минэкономразвития, в 2009 году спад торговли в России ожидается на 5,8%, при этом во втором полугодии — на 8,6%. Поддерживающим звеном для потребительского сектора и экономики в целом могли бы стать крупные региональные продовольственные сети. Примечательно, что многие из них ожидают положительных результатов за год. Никто полностью не отказывается от проектов роста: сети открывают новые точки, некоторые даже осваивают новые регионы. Одновременно с работой над оптимизацией внутри компаний это принесет неотрицательный итог по динамике за 2009 год.
Эксперт Светлана Коваленко

За 10 лет работы «Дрогери Союз» утроил количество участников, создал портфель из 24 СТМ и др.