Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Новые торговые центры обрушили ставки аренды на 70%
В первом полугодии 2009 года в российских регионах было введено 392 тысяч квадратных метров торговых площадей, из которых 112 тысяч метров пришлось на города-миллионики. По данным компании Jones Lang LaSalle, новые ТЦ увеличили количество вакантных площадей с 5 до 15% и обрушили арендные ставки.
Тенденция к увеличению доли свободных площадей, по данным экспертов Jones Lang LaSalle, скорее всего, сохранится в ближайшие месяцы, так как ожидается завершение строительства и сдача в эксплуатацию большого количества торговых центров, строительство которых началось до кризиса.
«В последующие два года ввод новых торговых площадей будет минимальным из-за отмены и переноса сроков сдачи большого количества объектов на начальных этапах строительства, что, в свою очередь, ограничит дальнейший рост доли вакантных площадей в регионах», — говорится в отчете компании.
Коррекция ставок аренды в региональных городах была более значительной, чем в Москве и Санкт-Петербурге. В первой половине текущего года они снизились на 15-70% в зависимости от профиля арендаторов. Максимальная ставка в магазинах до 100 кв. метров на первом этаже ТЦ составила 650 долларов за метр в год.
Олеся Черданцева, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости отдела экономических и стратегических исследований компании Jones Lang LaSalle, в интервью уточнила, что самое большое снижение произошло в аренде площадей для торговли детскими товарами (на 70%) и для одежного ритейла (60%).
Также аналитик Jones Lang LaSalle полагает, что в условиях кризиса развитие в регионах замедлило темпы: «Девелоперы и ритейлеры сосредоточились на менее рискованных столичных рынках. Большинство региональных городов, особенно с населением менее пятисот тысяч, по-прежнему недообеспечено современными торговыми площадями». Эксперт прогнозирует, что в ближайшее время строительство ТЦ в регионах будет вестись очень осторожно.
Регионы, в которых зафиксировано наибольшее падение ставок, в Jones Lang LaSalle не называют. Однако в предыдущих исследованиях компании перечисляются крупнейшие торговые центры, которые введены в эксплуатацию в российских регионах во 2 квартале 2009 года. Это ТРЦ «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону с торговой площадью 52 тысячи кв. метров, и ТЦ «Мегакомплекс Московский» в Самаре с площадью 60 тысяч кв. метров. Можно предположить, что наибольшее падение ставок фиксируется именно в этих регионах.
В компании «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis приводят данные за 8 месяцев этого года: в регионах России (за исключением Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга) было введено в эксплуатацию 609 тысяч общей и 378 тысяч кв. метров торговой площади в торговых центрах против 1,467 млн общей и 906 тысяч торговой площади за аналогичный период 2008 года. Таким образом, сокращение количества вышедших на рынок торговых площадей составило 58%.
Крупнейшими открывшимися торговыми центрами в региональных городах за первые восемь месяцев 2009 года стали ТРЦ «Мега» в Омске общей площадью 130 тысяч кв. метров, вторая очередь ТРЦ «Мегакомплекс Московский» в Самаре общей площадью 80 тысяч кв. метров, ТЦ «Твой дом» в Воронеже общей площадью 80 тысяч кв. метров, ТРЦ «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону общей площадью 75 тысяч кв. метров.
«Региональный рынок торговой недвижимости в полной мере ощутил на себе негативное влияние экономического кризиса, — комментирует специалист отдела исследований «Магазина магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis Андрей Сурков. — Снижение оборотов розничной торговли сказалось на финансовых результатах ритейлеров, которые, в свою очередь, стали активно оптимизировать свои расходы, в том числе настаивая на уменьшении арендной ставки и закрывая нерентабельные магазины. Понижение спроса на торговую недвижимость со стороны розничных сетей спровоцировало падение арендных ставок в среднем на 30-40% за первые восемь месяцев 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года и увеличение доли вакантных площадей в торговых центрах в среднем на 5-7% в зависимости от города. Но стоит также отметить, что наиболее сильные региональные торговые центры в меньшей степени пострадали от экономического кризиса — в них по-прежнему почти полностью отсутствуют вакантные площади», — полагает эксперт. BFM.ru
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.