23 сентября 2013, 00:00 2364 просмотра

Экспорт на закуску

Прошлый год оказался рекордным для России по экспорту сельхозпродукции, объем которого достиг $17 млрд. Поставки продовольственных товаров за рубеж должны стать одной из основных доходных статей сельского хозяйства и бюджета страны, рассчитывает правительство. Но при этом необходимо менять структуру экспорта в пользу готовой переработанной продукции, доля которой сейчас не превышает 2%.

На необходимость наращивать долю готовой переработанной продукции в структуре продовольственного экспорта российское правительство обратило внимание в этом году – сначала министр сельского хозяйства Николай Федоров, а позже премьер Дмитрий Медведев и курирующий в правительстве вопросы сельскохозяйственного комплекса вице-премьер Аркадий Дворкович.

В августовских поручениях президента Владимира Путина по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в части вывоза рыбопродукции речь идет уже о конкретных мерах. В частности, об отмене возврата НДС и других льгот для организаций, экспортирующих водные биоресурсы с низкой степенью переработки. «По нашим оценкам, объемы этих средств могут составить минимум 8 млрд руб. Бизнес будет мотивирован на развитие современной рыбопереработки и производство высококонкурентной продукции с высокой добавленной стоимостью»,– рассчитывает руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.

Уже по итогам 2012 года Россия достигла исторического максимума вывоза продовольствия – на $17 млрд. В первую очередь благодаря рекордному объему экспорта зерновых, который по итогам сельскохозяйственного сезона 2011–1012 годов составил 27,5 млн тонн, $7 млрд.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе–марте текущего года внешнеторговый оборот России (c учетом взаимной торговли с Белоруссией и Казахстаном) составил $194,8 млрд, а со странами дальнего зарубежья – $170 млрд. При этом доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре экспорта в январе–марте не превысила 1,9%, а основными экспортными статьями были сырьевые: замороженная рыба и морепродукты, а также пшеница.

Требуется переработка

В правительстве говорят, что прекрасно осознают: процесс переориентации экспорта на переработанную продукцию займет не один год. Пока из несырьевых товаров самыми востребованными на западных рынках продуктами остаются водка и мороженое – еще сохранившие свой позитивный имидж у массового западного потребителя со времен СССР.

Но даже российская водка в последнее время не оправдывает экспортных ожиданий. Ежегодный объем экспорта российских водочных компаний не превышает 4–5 млн дал водки, или около 5–5,5% от общего объема производства этого товара в России. При этом почти 70% общего объема вывоза приходится на страны СНГ, остальное – на страны бывшего соцлагеря и лишь частично на США, Германию и Великобританию. Тем не менее в пресс-службе «Русского стандарта» (осуществляет поставки в 75 стран мира) уверены, что позиции российских производителей крепкого алкоголя на западных рынках укрепляются. В качестве подтверждения в компании приводят данные Росстата по экспорту водки по итогам 2012 года, согласно которым он увеличился на 13%. По данным «Русского стандарта», в 2012 году 70% продукции компании было реализовано за пределами России.

На сайте Россельхознадзора в списке перерабатывающих предприятий-экспортеров из РФ значится всего 12 компаний, большинство из которых на сегодняшний день входят в состав транснациональных корпораций, таких как PepsiCo и Danone. В частности, право поставлять на внешние рынки молочную продукцию имеют шесть предприятий, входящих в «Вимм-Билль-Данн» (принадлежит PepsiCo), а также сертификат есть у ООО «Данон-Индустрия», фабрики мороженого «Баскин Роббинс». Из независимых можно отметить подмосковного производителя мороженого «Лагуна Койл» (концерн «Русский холод»), калининградских производителей мясных консервов «Дейма» и «Соверен» и смоленского производителя кормовых добавок ООО «Риал Трейд». Поставками мороженого на западные рынки занимаются еще несколько региональных предприятий Алтайского и Ставропольского краев, работая на рынках дальнего зарубежья с помощью иностранных партнеров.

Ставка на соотечественников

Большинство опрошенных «Ъ» производителей продуктов питания, предпринимавших попытки поставок на рынки стран Евросоза и Америки, указывают на нежелание иностранных государств допускать российскую продукцию на свои рынки. Как рассказали «Ъ» в одной из сертифицированных на поставки в страны ЕС российских компаний, процесс сертификации занимает от трех до пяти лет.

В такой ситуации большинство российских производителей предпочитают не связываться с местными сертификационными органами, а поставлять продукцию через западных трейдеров. Этим бизнесом занимаются в основном компании из стран бывшего соцлагеря. Как рассказал один из российских производителей, рынок реэкспорта российской продукции в страны ЕС практически имеет страновое деление. Например, поставки на Кипр и еще в несколько соседних с ним стран осуществляются через Болгарию, через Румынию они попадают в Германию, Швецию и Францию.

Львиная доля продаж российской готовой продукции в странах дальнего зарубежья приходится на этнические русские магазины, расположенные в разных странах мира. Но, как пояснил «Ъ» совладелец нескольких русских этнических магазинов Нью-Йорка, в том числе RussianDVD.com, Kniga.com, RussianTable.com и MintRight.com., в целом спрос на российские продукты в США либо держится на одном и том же уровне, либо падает. При этом русская община Нью-Йорка считается одной из самых многочисленных и, по последним данным, насчитывает более 1 млн человек.

Существенными с точки зрения потенциальной русской аудитории также считаются Германия (около 3 млн русскоязычного населения) и Израиль (порядка 2 млн человек). По сравнению с Австралией, где русскоязычного населения примерно 100 тыс. человек, русские этнические рынки этих стран считаются самыми развитыми. Из Германии все русские магазины Европы снабжаются этническими российскими продуктами под марками оптовых компаний – из наиболее известных это Ulan и оптово-розничный оператор Monolit. Месячный оборот этнической торговли в Германии оценивается в €300–500 млн.

Таргетировать российские продукты именно на немецкой аудитории российским производителям советует и директор направления по изучению рынков упакованных продуктов питания международной исследовательской компании Euromonitor International Ламин Лауасния. «Сосредоточиться на продвижении своей продукции в русскоязычной диаспоре в Германии и Великобритании – именно там русских проживает больше всего,– поясняет господин Лауасния.– Кроме того, русские продукты не так хорошо известны гражданам ЕС, как другие этнические продукты – например, китайской, индийской или мексиканской кухни. Впрочем, русские продукты становятся более распространенными, и производители уже могут начинать думать о том, как таргетировать свою продукцию среди коренных граждан ЕС, не забывая о том, чтобы адаптировать ее для местных жителей».

«Российский экспорт переработанной сельхозпродукции находится на очень слабых позициях, хотя в последние годы тенденция наметилась обнадеживающая. В структуре экспорта в целом готовая продовольственная продукция занимает менее 2%, однако по сравнению с 2009 годом в 2012 году показатель вырос почти в 2,5 раза»,– отмечает аналитик ФК AForex Нарек Авакян. Очевидно, продолжает он, что данный объем не соответствует потенциалу российского сельского хозяйства. Наиболее эффективной в данном случае господин Авакян считает схему, предполагающую преобладание мелких фермерских хозяйств для внутреннего производства и крупных трейдинговых компаний для организации экспорта товаров агросектора.

Светлана Ментюкова, Евгений Хвостик, Алена Миклашевская, ИД «Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Экспорт на закускуэкспорт, импорт, российские продукты, товар на экспорт, производители, экспорт сельхозпродукции