Крупные мировые ритейлеры
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Про супермаркет
22 апреля 2021, 12:27 982 просмотра

Тренды ритейла

Отелит

Формат магазинов «у дома» развивается

По нашим наблюдениям в «Отелит» на сегодня на рынке наиболее активно развиваются компании сферы ритейла. Сейчас потребитель предпочитает иметь все товары и услуги рядом, рынок подстраивается и предоставляет такие условия. Прежде всего, речь о таких федеральных продуктовых сетях, как «Пятерочка», «Магнит», «Лента». Последняя недавно объявила о том, что решила направить усилия на развитие нового для себя формата магазинов «у дома» и начала реализовывать проект. Также активно наращивают присутствие такие региональные сети, например «Монетка» и «Ярче!».

Мы занимаемся торговой недвижимостью, поэтому следим за трендами ритейла и подстраиваемся под них. Сейчас мы реализуем проекты в Москве, поэтому проводили исследование и узнали, что происходит в спальных микрорайонах, как рассаживаются арендаторы. И в целом подтвердили популярность формата магазинов «у дома». Сейчас наши проекты – это преимущественно районные ТЦ. Ритейл задает тенденцию развития в спальных районах. 

В основном, на объектах такие концепции: 

  1. Есть якорный арендатор (супермаркет) и магазины предоставляющий товары первой необходимости (продукты и хозтовары). На их потоке появляются товары, которые считаются обязательными для местных жителей — это пекарни, аптеки, разливные напитки, специализированные продуктовые магазины, крепкий алкоголь, табачная продукция, бакалея и кондитерские изделия.
  2. Если ТЦ большего формата, то можно разместить малоформатные заведения общепита — кофе, суши, пицца на вынос, детские товары, зоомагазины, парикмахерские, косметика и другие. 
  3. Если речь о еще более крупном формате, то появляются дополнительные якорные арендаторы — общепит, магазины бытовой техники, банки, сотовая связь, МФЦ, стройматериалы, мебельные салоны, но это скорее исключение, чем правило. 
  4. Если ТЦ масштабом более 15 000 кв.м., то это магазины одежды, обуви, мебель, автотовары, товары для ремонта.

Также наблюдаем, что супермаркеты начали предлагать выпечку, кофе на вынос, то есть сопутствующие товары. Возможно, скоро они начнут предлагать и услуги общепита, когда можно встретиться с друзьями для общения в магазине. Они видят, что это востребовано и движутся в таком направлении.

Очень мало застройщиков, которые обеспечивают свои ЖК качественной торговой инфраструктурой, поэтому в «‎Отелит» видим перспективу развития рынка.

Фермерские магазины не конкуренты супермаркетам

Следующий тренд – это экологичность и натуральность. Фермерские центры — нарезка специализированных отделов. Это плюс на потоке супермаркета, и они не считаются конкурентами. Они могут самостоятельно представлять продуктовую матрицу, но тогда должны обеспечивать полный спектр. Не получится открыть только мясо или молоко, а за хлебом потребителю стоит идти в другое место.

«Федералы» вытесняют региональные продуктовые сети

Но в тоже время, многие региональные торговые сети закрываются, особенно мелкоформатные. Если у бизнеса 3-5 точек, а он конкурирует с «федералами», у которых 10 тысяч точек по всей стране, то невозможно достичь одинаковых закупочных цен. Закономерно, что в этой ситуации «федералы» постепенно убивают ценами локальных участников.

На примере собственных проектов в Новосибирске, мы заметили, что почти не осталось местных крупных продуктовых ритейлеров. «Холидей» находится в банкротстве, закрыв все свои магазины. «Универсамов удачных покупок», а также «Лидеров экономии» тоже больше нет. Сеть «Горожанка» в ближайшее время также перестанет существовать, перейдя на бренд SPAR. Поэтому на рынке среди местных остается разве что «Быстроном», а также «Мария-Ра», «Монетка», «Ярче!».

Тем не менее, это нормальный для рынка процесс. Точно также в сфере бытовой техники сокращается количество участников, а вместо больших гипермаркетов появляется все больше точек формата darkstore, работающих по доставке и выдаче товара.

Сейчас драйвером роста являются Интернет-магазины и доставка?

Ситуация на рынке развивается много лет, а события 2020 года ее ускорили. Новости, что онлайн-ритейл захватит весь рынок, пока не подтверждены фактами. А мы видим, что рынок оффлайн ритейла активно развивается.

Доставка — это очень удобно. Но при этом людям психологически тяжело даются изменения, особенно отсутствие коммуникации. Постепенно — да, это удобно, сохраняет время. Сейчас условия нас заставляют привыкать к новым форматам, 2020 год это доказал. Есть факторы, которые стимулируют такой тренд.

Ходить за покупками люди уже привыкли, они могут дополнительно общаться в ТЦ, попадают в социум и чувствуют себя социальным существом — это важно. Мы видим первые магазины без продавцов, и они пока людям не понятны, так как клиентам нужно что-то уточнить, помочь в подборе товара, поэтому в оказании услуг большое значение имеет консультант/мастер.

Привыкнуть к онлайн-ритейлу сложно, на это нужно время, поэтому говорить, что в ближайшие 2-3 года все будет в онлайн пока рано. Нужен сильный стимулирующий фактор. Даже в условиях, когда у нас есть понятие «локдаун», люди жаждут общения, посещения заведений. По моему мнению, не зря есть понятие «шопоголик», некоторые ходят в магазины за эмоциями, в качестве развлечения.

Также онлайн-магазины переходят в оффлайн. Появляется все больше пунктов выдачи даже в районных ТЦ, но потребители отличаются от тех, кто идет за покупками в торговый центр. Людей в магазине становится больше, но они могут прийти вовсе без денег и получить то, что им нужно. Поэтому образуется ложный трафик и усложняет работу, остаются только спонтанные покупки. Спрос на электронную коммерцию вырос, компании вводят приложения, службы доставок. Это удобно и выгодно клиентам.

В спальных микрорайонах будет расти доставка «Сбер», «Самокат», «Пятерочка», «Ozon». Сейчас это максимально удобно и будет продолжать набирать популярность.

Самый сложный период у сферы услуг

Без мгновенных изменений многие предприятия сферы услуг перестанут существовать. Образовательные услуги одни из первых нашли решение и в 2021 продолжат в Онлайн обучать клиентов. Общепит в перспективе переквалифицируется в пункты выдачи. Будет кухня, прилавок, но столики и зал для гостей исчезнут. Все внимание теперь ни на обеспечение зала и качество обслуживания, а работу доставки, ее скорость и качество продукта. Рестораны с хорошей музыкой, обслуживанием и блюдами от шеф-поваров выживут, но их станет гораздо меньше.

На рынке появляется много новых форматов. Действующие игроки также не стоят на месте и адаптируют свои концепции под требования времени. Хорошая история — сеть «Дядя Денер». По сути она теперь работает в формате Casual Dining, ориентируясь на средний класс, который может позволить перекусить на скорую руку. Другой пример — мини-кафе сети «Подорожник», которые также теперь работают на более высоком уровне, чтобы ориентироваться на новую аудиторию.

Компании каких отраслей ослабили свои позиции, перестали наращивать присутствие?

  1. Рестораны. У них непростое время, связанное с пандемией, и падением покупательской способности, поэтому мало какие компании готовы заниматься экспансией.
  2. Компании премиального и люксового сектора. Причинам все та же — упавшая покупательская способность населения.
  3. Сотовый ритейл, в котором мы в свое время начинали свой бизнес. Скорость развития в нем кардинально упала, активности нет, идет сворачивание присутствия.
  4. Банки. Хотя Сбер и ВТБ анонсируют развитие, они скорее могут служить исключением из общего правила. В остальном банки по нашим наблюдениям не наращивают филиальные сети.

Если говорить о тенденциях, то в регионы они приходят из Центральной России. На данный момент, ритейл готовит новые форматы после потрясений 2020 года. Мы в «Отелит» как девелоперы, которые постоянно взаимодействуют с ритейлом сразу замечаем изменения и новые тренды.

Источник: Отелит
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Формат магазинов «у дома» развивается

По нашим наблюдениям в «Отелит» на сегодня на рынке наиболее активно развиваются компании сферы ритейла. Сейчас потребитель предпочитает иметь все товары и услуги рядом, рынок подстраивается и предоставляет такие условия. Прежде всего, речь о таких федеральных продуктовых сетях, как «Пятерочка», «Магнит», «Лента». Последняя недавно объявила о том, что решила направить усилия на развитие нового для себя формата магазинов «у дома» и начала реализовывать проект. Также активно наращивают присутствие такие региональные сети, например «Монетка» и «Ярче!».

Мы занимаемся торговой недвижимостью, поэтому следим за трендами ритейла и подстраиваемся под них. Сейчас мы реализуем проекты в Москве, поэтому проводили исследование и узнали, что происходит в спальных микрорайонах, как рассаживаются арендаторы. И в целом подтвердили популярность формата магазинов «у дома». Сейчас наши проекты – это преимущественно районные ТЦ. Ритейл задает тенденцию развития в спальных районах. 

В основном, на объектах такие концепции: 

  1. Есть якорный арендатор (супермаркет) и магазины предоставляющий товары первой необходимости (продукты и хозтовары). На их потоке появляются товары, которые считаются обязательными для местных жителей — это пекарни, аптеки, разливные напитки, специализированные продуктовые магазины, крепкий алкоголь, табачная продукция, бакалея и кондитерские изделия.
  2. Если ТЦ большего формата, то можно разместить малоформатные заведения общепита — кофе, суши, пицца на вынос, детские товары, зоомагазины, парикмахерские, косметика и другие. 
  3. Если речь о еще более крупном формате, то появляются дополнительные якорные арендаторы — общепит, магазины бытовой техники, банки, сотовая связь, МФЦ, стройматериалы, мебельные салоны, но это скорее исключение, чем правило. 
  4. Если ТЦ масштабом более 15 000 кв.м., то это магазины одежды, обуви, мебель, автотовары, товары для ремонта.

Также наблюдаем, что супермаркеты начали предлагать выпечку, кофе на вынос, то есть сопутствующие товары. Возможно, скоро они начнут предлагать и услуги общепита, когда можно встретиться с друзьями для общения в магазине. Они видят, что это востребовано и движутся в таком направлении.

Очень мало застройщиков, которые обеспечивают свои ЖК качественной торговой инфраструктурой, поэтому в «‎Отелит» видим перспективу развития рынка.

Фермерские магазины не конкуренты супермаркетам

Следующий тренд – это экологичность и натуральность. Фермерские центры — нарезка специализированных отделов. Это плюс на потоке супермаркета, и они не считаются конкурентами. Они могут самостоятельно представлять продуктовую матрицу, но тогда должны обеспечивать полный спектр. Не получится открыть только мясо или молоко, а за хлебом потребителю стоит идти в другое место.

«Федералы» вытесняют региональные продуктовые сети

Но в тоже время, многие региональные торговые сети закрываются, особенно мелкоформатные. Если у бизнеса 3-5 точек, а он конкурирует с «федералами», у которых 10 тысяч точек по всей стране, то невозможно достичь одинаковых закупочных цен. Закономерно, что в этой ситуации «федералы» постепенно убивают ценами локальных участников.

На примере собственных проектов в Новосибирске, мы заметили, что почти не осталось местных крупных продуктовых ритейлеров. «Холидей» находится в банкротстве, закрыв все свои магазины. «Универсамов удачных покупок», а также «Лидеров экономии» тоже больше нет. Сеть «Горожанка» в ближайшее время также перестанет существовать, перейдя на бренд SPAR. Поэтому на рынке среди местных остается разве что «Быстроном», а также «Мария-Ра», «Монетка», «Ярче!».

Тем не менее, это нормальный для рынка процесс. Точно также в сфере бытовой техники сокращается количество участников, а вместо больших гипермаркетов появляется все больше точек формата darkstore, работающих по доставке и выдаче товара.

Сейчас драйвером роста являются Интернет-магазины и доставка?

Ситуация на рынке развивается много лет, а события 2020 года ее ускорили. Новости, что онлайн-ритейл захватит весь рынок, пока не подтверждены фактами. А мы видим, что рынок оффлайн ритейла активно развивается.

Доставка — это очень удобно. Но при этом людям психологически тяжело даются изменения, особенно отсутствие коммуникации. Постепенно — да, это удобно, сохраняет время. Сейчас условия нас заставляют привыкать к новым форматам, 2020 год это доказал. Есть факторы, которые стимулируют такой тренд.

Ходить за покупками люди уже привыкли, они могут дополнительно общаться в ТЦ, попадают в социум и чувствуют себя социальным существом — это важно. Мы видим первые магазины без продавцов, и они пока людям не понятны, так как клиентам нужно что-то уточнить, помочь в подборе товара, поэтому в оказании услуг большое значение имеет консультант/мастер.

Привыкнуть к онлайн-ритейлу сложно, на это нужно время, поэтому говорить, что в ближайшие 2-3 года все будет в онлайн пока рано. Нужен сильный стимулирующий фактор. Даже в условиях, когда у нас есть понятие «локдаун», люди жаждут общения, посещения заведений. По моему мнению, не зря есть понятие «шопоголик», некоторые ходят в магазины за эмоциями, в качестве развлечения.

Также онлайн-магазины переходят в оффлайн. Появляется все больше пунктов выдачи даже в районных ТЦ, но потребители отличаются от тех, кто идет за покупками в торговый центр. Людей в магазине становится больше, но они могут прийти вовсе без денег и получить то, что им нужно. Поэтому образуется ложный трафик и усложняет работу, остаются только спонтанные покупки. Спрос на электронную коммерцию вырос, компании вводят приложения, службы доставок. Это удобно и выгодно клиентам.

В спальных микрорайонах будет расти доставка «Сбер», «Самокат», «Пятерочка», «Ozon». Сейчас это максимально удобно и будет продолжать набирать популярность.

Самый сложный период у сферы услуг

Без мгновенных изменений многие предприятия сферы услуг перестанут существовать. Образовательные услуги одни из первых нашли решение и в 2021 продолжат в Онлайн обучать клиентов. Общепит в перспективе переквалифицируется в пункты выдачи. Будет кухня, прилавок, но столики и зал для гостей исчезнут. Все внимание теперь ни на обеспечение зала и качество обслуживания, а работу доставки, ее скорость и качество продукта. Рестораны с хорошей музыкой, обслуживанием и блюдами от шеф-поваров выживут, но их станет гораздо меньше.

На рынке появляется много новых форматов. Действующие игроки также не стоят на месте и адаптируют свои концепции под требования времени. Хорошая история — сеть «Дядя Денер». По сути она теперь работает в формате Casual Dining, ориентируясь на средний класс, который может позволить перекусить на скорую руку. Другой пример — мини-кафе сети «Подорожник», которые также теперь работают на более высоком уровне, чтобы ориентироваться на новую аудиторию.

Компании каких отраслей ослабили свои позиции, перестали наращивать присутствие?

  1. Рестораны. У них непростое время, связанное с пандемией, и падением покупательской способности, поэтому мало какие компании готовы заниматься экспансией.
  2. Компании премиального и люксового сектора. Причинам все та же — упавшая покупательская способность населения.
  3. Сотовый ритейл, в котором мы в свое время начинали свой бизнес. Скорость развития в нем кардинально упала, активности нет, идет сворачивание присутствия.
  4. Банки. Хотя Сбер и ВТБ анонсируют развитие, они скорее могут служить исключением из общего правила. В остальном банки по нашим наблюдениям не наращивают филиальные сети.

Если говорить о тенденциях, то в регионы они приходят из Центральной России. На данный момент, ритейл готовит новые форматы после потрясений 2020 года. Мы в «Отелит» как девелоперы, которые постоянно взаимодействуют с ритейлом сразу замечаем изменения и новые тренды.

Тренды ритейла
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Тренды ритейла
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/otelit-trendy-riteyla/2022-11-26


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052