Декоративное изображение
439

Власти готовят новые правила «игры» для ритейла и маркетплейсов

Минпромторг разработал проект национальной модели торговой деятельности, включающий 12 законодательных инициатив, которые могут существенно изменить правила «игры» для всех участников рынка — от сетевой розницы до маркетплейсов. Документ, подготовленный по поручению президента по итогам ПМЭФ-2025, уже вызвал оживлённую дискуссию в бизнес-среде. Об этом пишут «Известия».

earthphotostock/Shutterstock/Fotodom

earthphotostock/Shutterstock/Fotodom

В фокусе — онлайн-торговля

Значительная часть предложений касается регулирования интернет-площадок. В частности, маркетплейсы могут обязать согласовывать скидки на товары с продавцами. По мнению ведомства, текущая практика, когда платформа самостоятельно снижает цены, а продавец получает компенсацию во внутренних бонусах, ограничивает конкуренцию. Также предлагается запретить принуждать владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) к открытию исключительно монобрендовых точек.

Для создания равных условий с традиционной розницей рассматривается вопрос об исключении логистических расходов из 5-процентного вознаграждения, которое поставщики платят сетевым ритейлерам. Помимо этого, к маркетплейсам могут применить антимонопольные ограничения, аналогичные тем, что действуют для сетевой торговли продовольствием.

Позиция бизнеса: нужна доработка

Ассоциация компаний интернет-торговли ( АКИТ) уже направила свой отзыв, считая ряд положений избыточными. В частности, бизнес выступает против запрета монобрендовых ПВЗ, который, по его мнению, ограничит развитие инфраструктуры в регионах. Также в АКИТ полагают, что распространение на маркетплейсы «антимонопольных» статей закона о торговле нецелесообразно, так как они уже регулируются специальным законом о платформенной экономике.

Крупные площадки отмечают, что механизмы учёта интересов продавцов уже работают. Например, на Ozon продавцы могут отказаться от участия в акциях, но этой возможностью пользуются лишь 2%. В Wildberries&Russ подчёркивают, что принуждение к открытию монобрендовых ПВЗ отсутствует, а идея мультибрендовых пунктов технически сложна и может ухудшить клиентский опыт.

Поддержка сетевой розницы и новые форматы

Ассоциация компаний розничной торговли ( АКОРТ) в целом поддерживает инициативу, видя в ней путь к выравниванию условий. В организации указывают на дисбаланс: сети несут строгие обязательства по договорам поставки, срокам оплаты и бонусам, а платформы, становясь крупными игроками в обороте продовольствия, работают по иным, часто посредническим, схемам.

Помимо регулирования онлайн-сферы, в проекте есть меры по поддержке розничных рынков и внедрению специализированных пивных ярмарок по аналогии с винными. Пивоваренные компании, такие как «Балтика», эту идею поддерживают, видя в ней возможность формирования культуры потребления и продвижения отечественной продукции.

Эксперты призывают к осторожности. По словам Георгия Остапковича из НИУ ВШЭ, главное — чтобы в процессе регулирования не пострадали потребители, лишившись выгодных предложений, а любые изменения вводились после тщательного анализа последствий. В Минпромторге подчёркивают, что цель реформы — создание современной модели, обеспечивающей честную конкуренцию и защиту прав как бизнеса, так и покупателей.

В 2026 году власти планируют изменить правила импорта товаров из стран ЕАЭС

В конце декабря в РФ вступит в силу требование по наличию на кассовых зонах ТС ПИоТ

Декоративное изображение
Декоративное изображение