Декоративное изображение
308

Рынок общепита в России перестраивается: фастфуд растет, а рестораны теряют клиентов

Рынок общественного питания в России демонстрирует резкий перекос: на фоне роста общего числа заведений и оборота классические рестораны теряют клиентов, в то время как сегменты фастфуда и еды навынос переживают бум. По данным исследования INFOLine, за три квартала 2025 года общее количество точек общепита в стране выросло на 8%, превысив 240 тысяч, а оборот сектора увеличился на 8%, достигнув 4,3–4,4 трлн рублей, пишет Forbes.

siamionau pavel/Shutterstock/Fotodom

siamionau pavel/Shutterstock/Fotodom

Однако этот рост неравномерен. Быстрее всего прибавили заведения быстрого питания (QSR) — их число выросло на 8,7%, до более 95 тысяч, и формат Grab&Go (еда навынос), увеличившийся на 8,4%. Традиционные рестораны полного обслуживания показали скромный прирост в 6,5%.

Причиной перестройки рынка аналитики называют снижение покупательной способности населения и рост обязательных расходов. «Кошельки россиян похудели. А поход в ресторан — это отнюдь не предмет первой необходимости», — отмечает руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина. Это подтверждает статистика: средний чек в общепите за год вырос на 11%, но число посещений ресторанов и баров при этом сократилось на 1%. В фастфуде ситуация обратная: трафик вырос на 7% при росте среднего чека на 10%.

Ответом рынка стал взрывной рост доступных форматов. Лидерами открытий стали пекарни, кофейни и стрит-фуд, активно заходящие в новые жилые комплексы, где аренда в разы ниже, чем в торговых центрах. С другой стороны, премиальные рестораторы для роста стали активно использовать франчайзинг, продавая дорогие франшизы в регионы инвесторам, ищущим возможности для вложения капитала внутри страны.

Эксперты отмечают, что эта перестройка отражает новую реальность: в условиях экономии времени и денег потребители голосуют рублём за скорость, удобство и предсказуемую стоимость, перекраивая под эти запросы всю инфраструктуру общепита.

Холдинг «Тигрус» запустил в Москве компактный формат Osteria Mario

Бюджетные решения для автоматизации малого ритейла

Интервью
Декоративное изображение

Наталья Фетисова, «Пеликан»: «Вместо развития СТМ ищем товары от производителей и ведем переговоры о честной цене»

Локальная food-сеть Тольятти рассказала о стратегии бизнеса, конкуренции и борьбе за персонал.

Декоративное изображение
Декоративное изображение