Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Езжу меньше, трачу больше: как изменился авторынок в России в 2025 году
Международная сеть автосервисов Fit Service совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze подвели итоги первого полугодия 2025 года на авторынке и назвали главные тренды. По данным аналитиков, средний возраст автомобилей в стране достиг рекордных значений, при этом пробеги снижаются, а число машинозаездов на СТО растет.
Источник: Fit Service
Какие автомобили преобладают на российских дорогах?
Снижение продаж новых автомобилей, рост цен и сокращение доступности новых моделей усилили зависимость от рынка авто с пробегом. Средний возраст движущегося легкового авто в России по итогам 2024 года достиг 11,6 лет — против примерно 9,7 лет в 2019 году. По мнению экспертов, это ведет не только к изменениям в характере обращений автовладельцев на автосервисы, но и смещению основных возрастных групп, теперь все больше и больше легковых авто в стране старше 10 лет.
Средний возраст автопарка, обслуживаемого в сети автосервисов Fit Service, за последние пять лет также медленно увеличивается. В 2025 году (итоги полугодия) он составил 12,81 года, а 5 лет назад был — 11,5 лет.
«В России меняется не только возрастной состав автопарка, но и структура по маркам автомобилей. Доля китайских брендов в парке все еще небольшая, но она стремительно растет. За 2024 год доля китайских автомобилей выросла с 2% до 5%. С учетом текущего состояния продаж новых автомобилей, когда 55% приходится на китайские бренды, по итогам 2025 года мы также увидим рост доли китайских брендов», — отмечает Александр Груздев, глава международного агентства Gruzdev-Analyze.
В Fit Service китайских автомобилей на обслуживании также становится все больше. Увеличение идет практически ежемесячно. В прошлом году аналитики фиксировали немного более 3% машинозаездов китайских марок от общего числа визитов. А по итогам шести месяцев 2025 года их доля составила уже 5%. Таким образом, доля практически удвоилась, а в количестве визитов прирост составил 48%.
«Первые партии китайских автомобилей, проданные в 2022 году, сейчас сходят с дилерской гарантии. Поэтому мы видим стабильный прирост владельцев китайских марок в клиентской базе. Все наши сервисы готовились к этому последние несколько лет, проходили специальное обучение, формировали внутренние технические базы мануалов и каталогов запчастей. Поэтому владельцы свежих китайских автомобилей практически не заметят изменений в уровне сервиса и компетенций сотрудников при переходе на обслуживание в крупнейшие независимые сети автосервисов», — отмечает Татьяна Овчинникова, директор международной франчайзинговой сети автосервисов Fit Service.
Как эксплуатируют свои автомобили в России?
Меняется не только сам автопарк, но и подходы к эксплуатации личных автомобилей в стране. По данным агентства Gruzdev-Analyze, после рекордного роста в 2022 года (13 134 км) средний годовой пробег легковых автомобилей в России стабильно снижается: в 2023 г. он упал до 12 570 км (-564 км, -4,3%), а в 2024 г. — до 12 212 км (-358 км, -2,8%).
Отрицательная динамика подтверждается и полугодовыми срезами: в первом полугодии 2023 г. водители проехали в среднем 5 539 км, в первой половине 2024 г. — 5 411 км, а в первом полугодии 2025 г. показатель составил уже 5 064 км (-347 км, -6,4%). Во втором полугодии пробег снизился с 7 031 км в 2023 году и до 6 801 км в 2024 г. (-230 км, -3,3%).
Если тренд сохранится, то во второй половине 2025 г. он составит около 6 570 км, что даст суммарно порядка 11 635 км за год. Таким образом, по итогам 2025 г. средний годовой пробег может уменьшиться ещё примерно на 5% (-577 км) по сравнению с 2024 г. и на 8,5% (-1 084 км) по сравнению с 2019 г.
Как чинят автомобили российские водители?
Среднее количество машинозаездов на автосервис, если проследить динамику за последние три года росло. Так в 2022 году это число составляло 1,82 визита, в 2023 году выросло до 1,93, а в 2024 году — до 1,97 визита в год. Мы видим устойчивый рост «с 1,82 до 1,97», который практически составил в среднем два визита к профессионалу в год.
«В 2025 году мы фиксируем небольшое снижение частоты визитов на сервис, что объясняется в том числе с ростом доли самостоятельного обслуживания. Уже более 35% водителей предпочитают чинить свои машины без привлечения профессионалов. Во втором полугодии 2025 года, если макроэкономическая ситуация начнет исправляться, а также с учётом традиционного летнего увеличения пробега, спрос на услуги автосервисов должен укрепиться. Наш базовый прогноз предполагает, что среднее число машинозаездов стабилизируется примерно на отметке 1,95–1,97 визита на сервис в год», — продолжил эксперт автомобильного рынка Александр Груздев.
Сложных ремонтов автомобилей становится все больше. В 2025 году доля ТО (технического обслуживания) автомобилей в структуре услуг СТО составила 27%, а доля специфических ремонтов автомобилей — 73%. Пропорции ремонтов относительно обслуживания начали расти еще с 2018 года и в текущем году достигли максимальных значений.
Fit Service: запчасти подорожали на 15% в 2025 году
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Про вызовы, с которыми столкнулся ритейлер, окупаемость доставки, экспансию и франшизу.