Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Двойной скачок: доля компаний, вкладывающих в роботизацию, вырастет с 4,6% до 8,4% в 2025 году
В 2025 году почти вдвое вырастет количество компаний, которые планируют направить инвестиции в проекты по глубокой роботизации и автоматизации, по сравнению с 2024 годом, показало исследование ReIndustry, проведенное консалтинговой компанией «КСЛ».
Источник: Stock-Asso/Shutterstock/Fotodom
Исследование, посвященное стратегиям роста компаний ритейлеров и производителей, выявило ключевые тенденции, отражающие векторы развития бизнеса и ключевые барьеры, влияющие на выбор стратегии.
Согласно полученным данным, в 2024 году 4,6% компаний инвестировали в проекты по глубокой роботизации/автоматизации (включая внедрение роботов/конвейеров в логистике или на производстве). Однако в 2025 году, несмотря на высокую ключевую ставку, ожидается рост этого показателя почти вдвое — до 8,4%. В то же время инвестиции в цифровизацию (23–24%) остались на сопоставимом уровне.
Источник: ReIndustry
Причины роста спроса на роботизацию: давление расходов и кадровый дефицит
Рост затрат и высокая стоимость капитала остаются главными ограничителями для бизнеса. Компании пересматривают подходы к управлению затратами — вместо экстенсивной стратегии развития и расширения мощностей (например, строительство новых складов и корпусов заводов) ставка делается на интенсивный подход — на технологии, которые позволяют быстро увеличивать мощности складов и производства, в том числе с помощью цифровизации и роботизации.
Увеличение инвестиций в роботизацию происходит на фоне того, что 15,2% компаний выделяют нехватку линейного персонала как главное препятствие для реализации стратегии роста бизнеса. В 2025 году только 36% организаций планируют увеличивать численность персонала, в то время как 34% намерены остаться в тех же штатных границах, а порядка четверти (25%) собираются приступить к сокращениям. Интересно отметить, что впервые наблюдается тенденция, при которой компании намерены увеличить товаропоток, но стремятся сделать это, не прибегая к расширению штата, а в отдельных случаях — начав процесс его оптимизации.
Источник: ReIndustry
Барьеры на пути внедрения роботизации и расширения цифровизации
Исследование выявило ряд препятствий на пути роботизации. В частности, большой объем инвестиций представляет собой серьёзный барьер для 25% опрошенных, 15% указывают незрелость собственных бизнес-процессов и необходимость их перестройки до реализации проектов по роботизации, 13% — длительный срок окупаемости, и 11% — незрелость IT-инфраструктуры внутри компании.
Что касается барьеров в развитии цифровизации, то в целом они схожи с теми, что препятствуют и глубинной роботизации: 19% респондентов останавливает большой объем инвестиций, 19% отмечают общую незрелость бизнес-процессов, и 14% — неготовность IT-инфраструктуры.
Источник: ReIndustry
Более крупные компании реже видят объективные барьеры для внедрения проектов по цифровизации, при этом высокие инвестиции являются значимым препятствием для компаний меньшего размера.
«Высокий порог инвестиций, незрелость общих бизнес-процессов и IT-инфраструктуры являются главными ограничителями для реализации проектов по цифровизации и роботизации. Вместе с тем четко прослеживается тенденция к тому, что компании в 2025 г. пересмотрели свои стратегии развития, переходя от экстенсивного подхода к интенсивному. Это означает ориентированность на оптимизацию операционной работы, замены ручного труда роботизированными технологиями везде, где это экономически оправданно и позволяет снижать зависимость от линейного персонала», — рассказал Василий Демин, д.т.н., исполнительный директор «КСЛ».
В опросе приняли участие 558 компаний-респондентов из различных секторов экономики: промышленность (28,1%), производство (22,8%), дистрибуция (18,6%), ритейл (16,3%) и логистика (13,3%). Выборка включала компании разного размера — от малых и средних предприятий до крупных корпораций, в том числе организации с численностью персонала более 10 000 сотрудников.
От аутсорсинга до рассады: какие ниши растут в малом и среднем бизнесе в 2025 году
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Какая офисная одежда востребована рынком, и как модному стартапу за год удалось открыть пять точек в уникармагах.