Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
1 168

Доля нетопливных продаж лидеров рынка АЗС достигла 20–25%

По данным Infoline, общее количество автозаправочных станций (АЗС) в России в 2025 году достигло 29 тыс. Более 90% из них имеют магазины с сопутствующими товарами или хотя бы кофемашину, а у лидеров рынка АЗС доля нетопливных продаж достигла 20–25%.

f.t.Photographer/Shutterstock/Fotodom

f.t.Photographer/Shutterstock/Fotodom

АЗС стали полноценными игроками рынков ритейла и общественного питания, ассортимент товаров, реализуемых на автозаправочных комплексах, становится с каждым годом все шире. Сегодня на АЗС можно купить:

  • горячие и холодные напитки (кофе, чай, газированные напитки, энергетики);
  • готовую еду (сэндвичи, хот-доги, выпечку, фастфуд);
  • снеки (шоколад, чипсы, орехи, батончики);
  • товары для автомобилей (масла, стеклоомывающие жидкости, автоаксессуары);
  • товары первой необходимости (зарядные устройства, влажные салфетки, жевательную резинку, предметы личной гигиены);
  • сезонные товары (летом — солнцезащитные очки и охлажденные напитки, зимой — средства для размораживания стекол).

Более того, в городах крупные АЗС уже становятся конкурентами магазинов у дома, так как предоставляют схожий ассортимент товаров, но работают зачастую круглосуточно. Эксперты отмечают, что те АЗС, которые не предлагают дополнительные товары и сервисы, сильно проигрывают своим ближайшим конкурентом.

Самым продаваемым продуктом в категории еды и напитков на АЗС является кофе — на него приходится 61% продаж. По оценкам Infoline, совокупный объем продаж кофе на АЗС сегодня превышает 150 млрд руб. Благодаря высокому спросу АЗС работают с продажами кофе почти как кофейни — расширяют линейки вкусов, добавляют сезонные напитки, акции и т. п. В городах-миллионниках работает около 5 тысяч кофеен (без учета АЗС), более 50% россиян пьют кофе или кофейные напитки как минимум несколько раз в неделю.

На втором месте по популярности и объемам продаж на АЗС находится выпечка — 28% транзакций. Далее расположились снеки (26%), сэндвичи (23%), чай (21%), хот-доги (19%).

Для реализации еды и напитков АЗС, как правило, привлекают партнерские организации, но все чаще начинают развивать собственные торговые марки. Так, «Газпромнефть» с 2022 года развивает свои кафе Drive Café и бренд G-Drive. На начало 2025 года у компании насчитывалось 1549 автозаправочных станций. Кофемашины установлены на 1300 сервисных АЗС. В 2024 году сеть открыла 6 новых кафе и установила 24 вендинговых аппарата в туристических локациях, а также запустила автокафе с окном выдачи. По итогам 2024 года Drive Café продали 40,4 млн чашек кофе (+500 тыс. шт. к предыдущему году).

По данным «Газпромнефти», в 2024 году доля продаж товаров под собственным брендом G-Drive в несетевом нетопливном сегменте достигла 38%. Продукцию бренда можно приобрести уже не только на АЗС, но и в магазинах торговых сетей и на маркетплейсах.

«Лукойл» также развивает кафе под собственным брендом LukCafe. На начало 2025 года сеть насчитывала 2880 АЗС. По итогам 2024 года рост валовой прибыли от реализации нетопливных товаров и услуг на АЗС «Лукойла» составил 18%, в 2023 году — 23%. Отмечается, что динамика оборота всей сети АЗС «Лукойла» ниже, чем динамика продаж нетопливных товаров в два раза. В LukCafe круглосуточные завтраки, расширенная зона посадки для посетителей, система самообслуживания для заказа и оплаты блюд.

В тройку лидеров сетей АЗС, развивающих точки питания в России, на сегодняшний день входят «Газпром нефть», «Роснефть» и «Татнефть».

Источник: Infoline

Источник: Infoline

По оценкам Infoline, в ближайшем будущем рынок АЗС ждет консолидация — крупные автозаправочные комплексы продолжают скупать независимых игроков. Количество магазинов на АЗС будет продолжать расти. Из-за низкой рентабельности топливного сегмента, нестабильных наценок, жесткого регламентирования государством конечной стоимости топлива для потребителей компании будут реконструировать автозаправочные станции для расширения торговых залов и ассортимента продуктов. Строительство новых платных дорог будет стимулировать открытие новых заправок, которые будут запускаться сразу с магазинами и точками питания.

Юлия Синицына, Retail.ru

INFOLine: ювелирный рынок России вырос на 12% в первом полугодии 2025 года

Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»

Интервью
Декоративное изображение

Иван Сычев, «Алиди»: «Раньше казалось, что рынок занят и двигаться некуда, но сейчас каждый год открывает новые возможности»

Как крупный дистрибьютор развивает B2B-маркетплейс, логистические и 3PL-услуги, поставки в HoReCa и кофейный бизнес.

Декоративное изображение
Декоративное изображение