Декоративное изображение
419

Поделиться

Число новых фармкомпаний в России упало на 10% за восемь месяцев

С января по август в России было зарегистрировано 1,9 тысячи новых фармацевтических компаний, что на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные приводит сервис по проверке контрагентов Rusprofile. При этом 57 из зарегистрированных в этом году предприятий уже прекратили работу, пишет «Ъ».

Фото: Anton Veselov/Shutterstock/Fotodom

Фото: Anton Veselov/Shutterstock/Fotodom

Как отмечают аналитики, общее число новых игроков на фармрынке снижается на протяжении последних десяти лет. Спад затронул все сегменты: производство лекарств, оптовую и розничную торговлю, деятельность оптовых агентов и сбор лекарственных растений.

Наиболее заметное сокращение темпов регистрации произошло в сегменте производителей: за восемь месяцев этого года появилось 63 новых компании против 90 годом ранее. Число новых аптек уменьшилось до 601 (с 662 в 2024-м), оптовых торговцев — до 1,1 тысячи (с 1,21 тысячи), а оптовых агентов — до 138 (с 147).

Подавляющее большинство (девять из десяти) крупнейших по выручке за 2024 год фармкомпаний указали в качестве основного вида деятельности оптовую торговлю. Исключением стал только производитель лекарств «Р-Фарм». Всего в России на сегодняшний день зарегистрировано 43,4 тысячи действующих фармацевтических организаций.

По словам экспертов, основная проблема для новичков — высокая конкуренция с крупными игроками, которые давно укрепились на рынке. Розничный сегмент занят сетевыми аптеками, оптовую дистрибуцию контролируют несколько ключевых компаний, а фармпроизводство требует значительных капиталовложений и имеет длительный срок окупаемости.

В список крупнейших участников рынка по версии Rusprofile входят такие дистрибьюторы, как «ФК Пульс» (выручка 362,4 млрд руб.), «Катрен» (303,5 млрд руб.) и «ФК Гранд Капитал» (165,4 млрд руб.), а также холдинги «Протек» (344,6 млрд руб.) и «Фармстандарт» (152,1 млрд руб.). В топ-10 также входят российские подразделения международных корпораций — «Байер» и «Астразенека».

Дополнительным фактором сокращения числа компаний, особенно в аптечной рознице, являются меры государства против дробления бизнеса. Переход на общую систему налогообложения сделал невыгодным создание десятков новых юридических лиц.

В производственном сегменте снижение числа новых регистраций эксперты называют закономерным. Акцент смещается с количества вновь создаваемых предприятий на укрепление позиций существующих игроков, что делает рынок более устойчивым.

Еще одним вызовом для отрасли является дефицит квалифицированных кадров, особенно заметный в аптечных сетях, где иногда приходится нанимать сотрудников без профильного образования. Ожидается, что эта проблема в ближайшее время будет только усугубляться.

63% россиян принимают БАДы для здоровья и против стресса

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Декоративное изображение
Декоративное изображение