20 апреля 2015, 00:16 1109 просмотров

Дилеры GM начали обсуждать компенсации за уход компании из России

GM и ее дилеры в России начали обсуждать условия компенсаций потерь от инвестиций в шоу-рум и сервисы. Продавцы Opel и Chevrolet опасаются, что сумма выплат будет «на порядок ниже» общих затрат GM на «развод» с дилерами

В четвер​г вечером прошла первая официальная встреча российских дилеров с представителями покидающей российский рынок General Motors, рассказали РБК три дилера Opel и Chevrolet (обе марки входят в GM). По словам собеседников, на мероприятии присутствовали адвокаты автоконцерна, которые будут вести процесс досрочного прекращения контрактных отношений с дилерами, в том числе определять размер выплаты компенсаций. На первой встрече, впрочем, условий «развода» представители GM не назвали. «Это предмет будущих переговоров с каждым отдельным дилером», – добавил один из собеседников.

GM объявил о планах увести с российского рынка Opel и массовый сегмент Chevrolet 18 марта. Позже автоконцерн известил дилеров о расторжении контрактов с 31 декабря 2015 года. Таким решением компания пытается «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», заявил ее президент Дэн Амманн. В целом на реструктуризацию российского бизнеса, в том числе на отмену контрактов, GM готова потратить около $600 млн.

Представитель GM отказался называть РБК условия расторжения соглашений с дилерами, отметив лишь, что процесс будет проходить в рамках договорных отношений и российского законодательства. Источники РБК среди дилеров утверждают, что до сих пор с GM проводились лишь предварительные консультации. Позиция автоконцерна основывается на рекомендациях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) дистрибьюторам и автопроизводителям, утверждают два дилера. В 2012 году ведомство предложило заключать дилерские соглашения на срок не менее пяти лет. Это означает, что за период контракта, по оценке ФАС, амортизируется 100% инвестиций компании в развитие бренда (или 20% в год), поясняют собеседники РБК. На таких же условиях – 100% за пять лет работы – компания дисконтировала инвестиции дилеров, когда марка Chevrolet покидала рынок ЕС в 2014 году. Представитель ФАС на запрос РБК не ответил.

Дилерская сеть Opel и Chevrolet в России развивается давно, большая часть инвестиций окупилась, признают два дилера марок. По оценке «АвтоБизнесРевю», «большинство дилерских центров было построено 7–10 лет назад и частично окупили себя». Большие компенсации потерь от инвестиций дилеры вряд ли получат, думают участники рынка. Сама GM на эти цели закладывает относительно небольшую сумму, знает другой дилер – по его словам, это около $50 млн.​ Два других продавца марок точной цифры не знают, но слышали, что она будет на порядок ниже общей суммы, предусмотренной на полную реструктуризацию бизнеса GM в России ($600 млн).

Но судебных споров с GM, похоже, избежать не получится. «Уже сейчас понятно, что стороны расходятся в вопросе оценки периода окупаемости инвестиций», – говорит один из собеседников РБК. По информации российской ассоциации автодилеров (РОАД), сегодня в России работают 310 дилеров Opel и Chevrolet. Пять лет назад, согласно данным «Автостата», их было 280. То есть порядка 90% дилеров, если исходить из логики GM, свои инвестиции уже окупили. Но это не так, возражают участники рынка: средний срок окупаемости дилерского центра составляет 7–8 лет, стоимость – $6–7 млн. Исходя из данных «Автостата» по приросту дилерской сети Opel и Chevrolet в 2007–2010 годах, 25–80 дилеров могут оказаться между сроком окупаемости и компенсационным периодом инвестиций.

Если в договоре не прописана методика расчета компенсации за досрочное расторжение, дилеру придется самому доказывать упущенную выгоду, отмечает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Юрист соглашается, что процесс «развода» может перейти в судебную плоскость, так как рекомендация ФАС по минимальному сроку контракта к исполнению не обязательна.

Сценария досрочного прекращения отношений в контрактах GM нет, говорил президент РОАД Владимир Моженков и подтверждали дилеры. По словам участников рынка, размер упущенной выгоды определяется из расчета среднего показателя продаж, необхо​димых для возврата инвестиций за условный период окупаемости проекта. За последние пять лет продажи автомобилей Opel и Chevrolet упали почти вдвое, в том числе из-за задержек обновления модельного ряда. Но, оговариваются собеседники, тут также надо учитывать и слабую конъюнктуру российского авторынка, которая в спорах за размер компенсации будет на стороне GM. Дилеры признают, что сильной позиции в суде у них не будет.​ Впрочем, когда GM выводила из Европы Chevrolet, 17 французским дилерам удалось получить от концерна компенсации через суд, хотя вместо требуемых €33 млн компании получили около €8 млн.

  • В дилерской сети GM 23 монобрендовые компании, которые работали только с GM.
  • Для 37% дилеров GM был якорным партнером, то есть на бренды концерна приходилось более 50% продаж данных компаний. Фактически они теряют основную часть бизнеса.
  • Почти 90% дилерских центров GM располагаются в отдельных зданиях, которые строились специально для концерна.
  • 75% выручки дилер теряет в результате прекращения продаж новых автомобилей.
  • 35% персонала дилер вынужден уволить из-за сокращения отдела продаж и связанных служб.

(Данные «АвтоБизнесРевю»)

Фото: ТАСС

Роман Асанкин, РБК Новости

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Дилеры GM начали обсуждать компенсации за уход компании из Россииавтодилер, Opel, Chevrolet, компансации, уход с рынка