16 мая 2013, 09:02 1483 просмотра

Российский авторынок в апреле упал на 8%

Российский авторынок падает все быстрее — в апреле продажи легковых автомобилей снизились на 8%. Падение коснулось большинства популярных марок, причем некоторые из них уменьшили продажи на 20–30%. Сильнее всего стагнация заметна в сегменте бюджетных автомобилей. Участники рынка признают, что в мае и летом ситуация на рынке только ухудшится. С этим согласны и аналитики, которые связывают падение продаж с общим насыщением рынка, нестабильной экономической ситуацией и наступлением сезона отпусков.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей в России в апреле — они упали на 8%, до 245,3 тыс. машин. Таким образом, ситуация на авторынке ухудшается. В январе—феврале он показывал слабый рост (5% и 2% соответственно), падение продаж началось в марте и составило 4%. В результате по итогам четырех месяцев продажи машин снизились на 2%, до 862,2 тыс. В пресс-релизе АЕБ подчеркивается, что в последние два года «апрельские продажи обычно превосходили мартовские на 6%», но в этом году «традиционный апрельский подъем не наблюдался» из-за «слабого розничного контрактования».

Снижение коснулось большинства популярных брендов. Например, продажи лидера рынка АвтоВАЗа упали на 12%. Продажи Volkswagen снизились на 4%, Toyota — на 2%, Nissan и Ford — на 30%, Mazda — на 31%, Suzuki — на 26%. Марки, которым удается сохранить положительную динамику продаж, показали лишь небольшой рост. Так, лидеры среди иномарок Renault, Kia и Hyundai увеличили продажи лишь на 1–8%. На этом фоне некоторые автоконцерны снизили свою долю на рынке — например, доля Nissan сократилась до 3,4%, на 1 п. п., Ford — до 3,5%, на 1,2 п. п., Peugeot — до 1,3%, на 0,2 п. п.

Сильнее всего замедление рынка по-прежнему отражается на сегменте бюджетных автомобилей. Продажи Hyundai Solaris в апреле снизились на 4% (до 10,5 тыс. машин), Ford Focus — на 39% (до 5,5 тыс.), Lada Kalina — на 36% (до 8,8 тыс.), Renault Logan — на 33% (до 4,9 тыс.), Opel Astra — на 34% (до 3,2 тыс.), Chevrolet Cruze и Renault Sandero — на 22% (до 4,2 тыс. и 4 тыс. соответственно). Хороший рост среди недорогих автомобилей показывают лишь несколько новых моделей. Так, продажи Renault Duster увеличились почти в четыре раза (до 7,6 тыс. машин), Lada Granta — на 59% (до 9,8 тыс.), Kia New Rio — на 4% (до 8,4 тыс.).

Источники “Ъ” среди автопроизводителей говорят, что именно «стагнация бюджетного сегмента» — одна из ключевых причин общего снижения продаж. Спрос на дешевые автомобили падает в том числе из-за того, что «многие недорогие модели давно представлены на рынке и интерес покупателей к ним удовлетворен», отмечает один из собеседников “Ъ”. С этим согласны дилеры. Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая говорит: «Мы находимся на пороге изменения структуры российского рынка»; «звание самого массового сегмента по праву перешло к кроссоверам, автомобили гольф-класса месяц от месяца и год от года сдают свои позиции». По данным «Рольфа», продажи бюджетных автомобилей в январе—апреле снизились на 10,9%.

Директор дилерского центра Hyundai «Авилон» Михаил Жмаков считает, что «на рынке иномарок премиального и среднего классов» тоже «наблюдается стагнация». По его мнению, это связано с «высокой конкуренцией, ценовым демпингом, постоянным появлением новых акций и предложений от производителей и дилеров, среди которых клиенту становится все сложнее ориентироваться». Господин Жмаков считает, что в мае и летом общая ситуация на рынке только ухудшится ввиду «наступления низкого сезона и общей стагнации авторынка». Снижение продаж в апреле Михаил Жмаков объясняет в том числе тем, что многие «дилеры закрывали первый квартал, рапортуя производителям автомобили в марте и продавая их в апреле», чтобы получить бонусы от автоконцернов.

По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала», основные причины падения продаж — эффект высокой базы прошлого года, насыщение рынка, рост ставок автокредитов и общая макроэкономическая нестабильность. При этом он считает, что продажи автомобилей могут активизироваться во втором полугодии, в том числе за счет возможного введения господдержки, и по итогам года рынок вырастет на 1%. При этом в мае аналитик прогнозирует падение «около 5%». Михаил Пак из «Атона» полагает, что «май будет провальным, падение может быть на уровне апрельского, в том числе из-за долгих праздников», а летом, в сезон отпусков, ситуация не улучшится. В АЕБ считают, что рынок «вряд ли достигнет рекордных показателей первой половины 2012 года» и на этом фоне в июне планируют выпустить «обновленный прогноз» динамики рынка на 2013 год.

Егор Попов, КоммерсантЪ

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Исследования
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Российский авторынок в апреле упал на 8%авторынок, авторитейл, торговля автомобилями, продажи автомобилей, ритейлер