18 апреля 2013, 01:12 4762 просмотра

Слияние на бытовой почве

«М.Видео» готово купить «Эльдорадо»

На российском рынке продаж бытовой электроники может состояться крупнейшая за всю его историю сделка. Как стало известно “Ъ”, «М.Видео», лидер рынка с долей более 12%, намерена выкупить у чешской PPF Group своего ближайшего конкурента — сеть «Эльдорадо» (8,6%). Два года назад ритейлеры уже обсуждали возможность слияния, но тогда контроль в объединенной компании рассчитывала получить, наоборот, PPF.

Вчера сеть «М.Видео» направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство на приобретение 100% бизнеса «Эльдорадо», рассказал источник “Ъ”, знакомый с содержанием документа. По состоянию на конец рабочего дня такая заявка еще не была официально зарегистрирована, сообщили в пресс-службе ФАС. В PPF Group, владеющей 100% «Эльдорадо», а также в «М.Видео» отказались комментировать информацию о ходатайстве.

Тем не менее представитель «М.Видео» Антон Пантелеев уточнил, что «задачи руководства и совета директоров “М.Видео” сосредоточены на росте акционерной стоимости компании». Консолидация же, по словам господина Пантелеева, является «одним из способов обеспечить такой рост». В «М.Видео» не отрицают, что «начинают изучать перспективы и преимущества различных вариантов консолидации». За последние пять лет компания не первый раз рассматривает подобные возможности, добавил Антон Пантелеев.

В 2011 году «М.Видео» и «Эльдорадо» уже обсуждали варианты слияния. Тогда одной из обсуждавшихся схем был обмен акциями, в результате которого контроль в объединенном бизнесе получала бы PPF Group. Но в октябре 2011 года было объявлено о завершении этих переговоров. Собеседники “Ъ” рассказывали тогда, что стороны не сошлись в оценке бизнеса «М.Видео».

потребительский рынок и телекоммуникации

Слияние на бытовой почве

PPF якобы настаивала на оценке «М.Видео» как публичной компании исходя из ее рыночных котировок, в то время как владельцы последней настаивали, что стоимость акций на бирже не отражает потенциала бизнеса. На момент объявления о прекращении переговоров капитализация всей сети «М.Видео» оценивалась в 38,6 млрд руб. по сравнению с 30,9 млрд руб. на момент размещения в ноябре 2007-го.

Вчера капитализация «М.Видео» на Московской бирже составляла 42,91 млрд руб. Основной акционер ОАО «М.Видео» кипрская Svece Ltd, принадлежащая Александру и Михаилу Тынкованам, а также директору по развитию компании Павлу Брееву, контролирует около 60% компании.

«М.Видео» — крупнейший ритейлер на рынке бытовой техники и электроники по выручке, но уступает «Эльдорадо» по количеству магазинов. У «М.Видео» по состоянию на начало апреля было 305 гипермаркетов в 133 городах России. Оборот компании в 2012 году вырос примерно на 20%, до 157,6 млрд руб. с НДС. В свою очередь, у «Эльдорадо» 396 собственных гипермаркетов и 42 пункта заказа и выдачи товаров, а также еще около 300 магазинов, работающих по франчайзингу. Продажи ритейлера, по неаудированным данным, в 2012 году выросли примерно на 15%, до 112,4 млрд руб. с НДС. Весь объем рынка бытовой техники и электроники в России, по данным GfK-Rus, достиг в 2012 году 1,3 трлн руб., увеличившись на 10,4%. Таким образом, рыночная доля «М.Видео» составляет 12,2%, а «Эльдорадо» — 8,6%.

Для PPF Group, одной из крупнейших инвестиционно-финансовых групп в Центральной и Восточной Европе с активами примерно $22,2 млрд, «Эльдорадо» — единственный актив в сфере розничной торговли. Совладельцем «Эльдорадо» PPF Group стала в 2009 году, конвертировав в контрольный пакет ритейлера часть обязательств по его кредиту. В августе 2011 года группа консолидировала 100% «Эльдорадо», выкупив оставшийся пакет у основателя сети Игоря Яковлева. В отчетности группы сообщалось, что вся сеть тогда была оценена в $500 млн (около 14,37 млрд руб. по тогдашнему курсу).

При этом перспективы ритейлера в рамках PPF Group с недавнего времени находились под вопросом, утверждает собеседник, знакомый с руководством группы. На «Эльдорадо» мог претендовать Иржи Шмейц, владелец 5% PPF Group, курировавший бизнес группы в России и в прошлом году объявивший о желании выйти из числа акционеров. Об итогах раздела бизнеса PPF Group объявила лишь три недели назад: господин Шмейц уступил свои 5% группы основному владельцу Петру Келлнеру, получив взамен доли в других активах — Home Credit и Air Bank.

Потенциальная сделка может стать крупнейшей за всю историю российского рынка бытовой техники. До сих пор федеральные сети поглощали лишь региональных игроков: так, сама «Эльдорадо» в 2012 году приобрела сеть из 28 магазинов «Берингов», работающую в Центральной России. Эта покупка могла обойтись ритейлеру в $20–40 млн.

Павел Белавин, Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ» 

Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Слияние на бытовой почверитейл, ритейлер, retail, retailer, М.Видео, Эльдорадо, электроника и бытовая техника