13 июля 2010, 00:00 1880 просмотров

Свои среди чужих

На региональных рынках порой ощущается дефицит местной продукции. А та, что имеется, зачастую не выдерживает конкуренции с привозным товаром по цене и качеству. Власти ищут пути насыщения розничных рынков и магазинов "своими" продуктами. Но время от времени сталкиваются с непредвиденными трудностями. Орловская область Местному товаропроизводителю нелегко. Например, многим не по карману так называемый торговый бонус - когда владелец магазина просит заплатить ему за присутствие на полке товара. Пожалуй, без проблем реализовать продукцию можно только на ярмарках. - Анализируя состояние рынка сбыта местной продукции, нельзя не отметить, как его потеснила экспансия крупных сетевых трейдеров, пришедших из других регионов, - рассказал заместитель председателя регионального правительства Юрий Парахин. - Поэтому в рамках здоровой конкуренции мы возвращаемся к востребованной у потребителя схеме "поле - прилавок", открывая сеть магазинов с продукцией местных сельхозпроизводителей и предприятий переработки. Эта тактика дает экономический эффект и тепло встречена покупателем. А вот у надзорных органов инициатива вызвала иные чувства. В короткие сроки на улицах Орла появились модульные магазины. Общественность обратила внимание на то, что открываются они в парках и скверах, то есть там, где торговых точек не должно быть по определению. Прокуратура провела проверку и выявила ряд нарушений. Выяснилось, что модули установлены без разрешения городских властей. Один из таких магазинов вырос рядом с кинотеатром "Октябрь" в живописном сквере, включенном в перечень земель рекреационного назначения. Это означает, что без согласия горсовета строить там ничего нельзя. И действительно, спорный участок под размещение магазина городские власти не выделяли - хотя с такой просьбой руководство сети к ним обращалось. Положительного ответа муниципалитет до сих пор не дал. Поэтому прокуратура Заводского района расценила строительство магазина как самозахват земли и обратилась в суд с требованием освободить участок. А вскоре аналогичные иски поступили в суды других районов областного центра. Оказалось, что и там торговые модули появились без разрешения властей. - Учитывая, что факты нарушения земельного законодательства со стороны руководства предприятия были установлены и ранее, прокурорам городских районов поручено организовать проверки, - рассказал первый зампрокурора Орловской области Валерий Опальков. - Также проверено соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства при реализации продуктов питания. Для этих целей были привлечены специалисты управления Роспотребнадзора. Нарушений и тут нашли немало. Среди них, например, реализация продукции без сопроводительных документов или с истекшим сроком годности, хранение продуктов с нарушением температурного режима и норм складирования. В итоге было возбуждено свыше десятка административных дел. В свою очередь руководство сети пожаловалось на участившиеся проверки, считая, что предприятия-конкуренты столь же пристального внимания надзорных органов не привлекают. - Идея создания сети для местных производителей хорошая, но проводить в жизнь ее надо строго в рамках закона, - считает депутат горсовета второго созыва Юрий Малютин. - Разве плохо, если в городе появятся магазины, где можно будет купить местную продукцию по низким ценам? С этим никто и не спорит. Дело в методах. Получается, что "первый блин" с продвижением местной продукции на рынок вышел комом. Однако отказываться от инициативы власти не собираются и ищут новые способы поддержки орловского товаропроизводителя. "Свои" сети они намерены развивать в целом по региону, а не только в областном центре. - Мониторинг показал, что в регионе дисбаланс ассортимента иногородней и местной продукции, - рассказал Юрий Парахин. - Поэтому мы призываем наших предпринимателей занимать утраченные в свое время ниши малых производств: глубокой заморозки продуктов растениеводства, сушки фруктово-ягодной продукции, консервации плодов и овощей, соления, квашения и заготовки. Рассчитываем и на потребкооперацию. Эту продукцию ждет покупатель, она востребована в бюджетных учреждениях - школах, больницах, детских садах и интернатах. Возможно, одним из способов поддержки местного производителя станет его участие в системе госзаказа. Пока тут более активны представители из других регионов. Рязанская область Весной этого года в регионе проводилась акция в поддержку рязанских товаропроизводителей. Активисты собирали подписи жителей Рязани под обращением к руководителям торговых сетей. Суть его в том, что рязанцы хотят видеть на прилавках магазинов более широкий ассортимент местных продуктов по доступным ценам. На недавнем совместном совещании в региональном министерстве сельского хозяйства прозвучала информация: сегодня доля местной продукции в общем объеме товарооборота составляет 34,5 процента, а в федеральных сетях - от одного до девяти процентов. Оказалось, что в большинстве магазинов покупателям предлагаются продукты различных товарных групп всего лишь около десятка местных предприятий и в незначительном ассортименте. Сами производители заинтересованы в сотрудничестве с торговыми сетями (тонары, которые они широко используют, - скорее, вынужденная мера), но серьезным препятствием продвижению местной продукции остаются требования крупных федеральных сетей. Большинство пунктов договоров невыполнимы для мелких поставщиков, не говоря о сельхозтоваропроизводителях. Региональное правительство взялось помогать вести переговорный процесс между сетевиками и рязанскими переработчиками. По словам губернатора Олега Ковалева, для продвижения местных товаров на рынок и увеличения их продаж заключены соглашения с девятью региональными сетями и крупными торговыми центрами. - Главное для нас при этом, чтобы за вхождение в сеть и за расширение ассортимента рязанским товаропроизводителям не приходилось платить, - подчеркнул глава региона, выступая на совместном заседании правительства и облдумы. - На социально значимые группы товаров установлена предельно низкая наценка - 10 процентов. Свободный доступ на потребительский рынок рязанских производителей должен быть обеспечен путем определения мест для маленьких магазинчиков, тонаров, мест торговли молоком из бочек в спальных районах городов. Наши мясокомбинаты и другие производители должны получить прямой доступ к покупателю. Одна из важнейших задач - сохранение и развитие потребительской кооперации, что особенно актуально для отдаленных районов. Тульская область Акции, призывающие покупать товары местных производителей, в регионе проводятся практически повсеместно. К примеру, в Туле выпущены плакаты, на которых губернатор лично демонстрирует, что покупает исключительно тульскую продукцию и призывает земляков последовать его примеру посредством соответствующего слогана. Эти плакаты размещены в ряде магазинов, торгующих местными продуктами. Администрация областного центра пошла еще дальше. Недавно на официальном сайте администрации Тулы были размещены адреса магазинов, торгующих мясом, молоком и хлебобулочными изделиями, выпущенными на предприятиях региона. В последнее время в Туле появляется все больше небольших торговых точек, расположенных в шаговой доступности от покупателей, основу ассортимента которых составляет именно местная продукция. Кроме того, в спальных районах областного центра весьма популярна торговля с тонаров местных предприятий перерабатывающей промышленности. Городские власти считают такую торговлю удачным решением и поощряют ее, поскольку туляки получают свежие продукты по более низким ценам, а производители - активных покупателей. В результате сегодня в Туле практически на каждом перекрестке в спальных районах образуются этакие мини-маркеты из нескольких киосков на колесах, в которых можно купить практически все основные продукты питания - молоко, хлеб, колбасные изделия, овощи. На каждом городском рынке выделены специальные места для местных сельхозпроизводителей. Большой популярностью у туляков пользуется также субботняя губернская ярмарка, на которой производители могут торговать своей продукцией напрямую без посредников и торговой наценки. Места здесь выделяются бесплатно. Аналогичные мероприятия проводятся и в других городах региона. Тем временем Проект "Семейные фермы Белогорья", действующий в Белгородской области, дает возможность мелким производителям выйти на рынок под единым брендом: индивидуальный вход в белгородские торговые сети сопряжен с уплатой неофициальных "бонусов" реализаторам, что повышает себестоимость продукции и снижает ее конкурентоспособность. В районах области появились фермерские магазины, значительно сократившие путь сельхозпродукции от производителя к прилавку. По словам губернатора Евгения Савченко, именно создание прозрачного рынка сбыта позволит стимулировать малый бизнес на селе. РГ
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли
Поделиться публикацией:
Химия без вреда

Почему в России экологичную бытовую химию производят лишь единицы

Российская розница на экспорт

В приоритете - Китай

Пять ТЦ, куда ходят не только за покупками

В новых концепциях - фокус на развлечения

Свои среди чужихрегионы, продукты