Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
"Я стараюсь подальше держаться от крупного бизнеса"
Ресторатор АРКАДИЙ НОВИКОВ все свои проекты реализует совместно с партнерами. Олигархов, по его словам, среди них нет, зато господин Новиков готов работать с государством и его структурами, например, ОАО «РЖД». О том, почему ресторатор отказывается от участия в сетевых проектах, но при этом хочет поставлять детское питание во все московские школы, он рассказал в интервью Ъ.
— Весной вы арендовали помещение в престижном районе Лондона Mayfair для своего первого зарубежного ресторана. Это какой по счету ресторан и когда ожидается его открытие?
— Надеюсь, что это случится весной будущего года. В шпаргалке, составленной моим помощником, говорится, что у меня сейчас уже 53 ресторана.
— Вам случайно помощник не написал текущий оборот группы компаний Аркадия Новикова?
— Я вам эту цифру с ходу назову — около $200 млн, из которых крохотная часть приходится на другие мои бизнесы.
— Как снизился оборот группы в кризис?
— В 2009 году на 30%. В этом году падение не столь критичное. Например, в октябре оборот группы снизился всего на 5% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Рынок постепенно оживает, но я все равно чувствую, что спрос не восстановился. Хотя в 2009-м мы все равно открывали новые рестораны, например Tattler в гостинице «Украина». В то же время мне часто приходится слышать упреки: мол, я не смог наладить какие-то бизнес-процессы. К примеру, недавно в Forbes вышла статья «Кризис Новикова», где говорится, что мне до сих пор не удалось создать нормальную компанию, где существуют централизованные закупки и единое управление.
— Упрек-то справедливый.
— Послушайте, единая система закупок и управления хороша в сетевых ресторанах. У меня же на сегодняшний день практически нет таких проектов, за исключением Prime Star и «Киш-миш». Каждый мой ресторан уникален: здесь работает свой шеф-повар, своя кухня. В таких заведениях априори не могут быть централизованные закупки и менеджмент.
— Вы принципиально отказываетесь развивать сети?
— Это не моя история, поэтому я выходил из таких проектов (в 2007 году продал свои доли в сетях «Елки-палки», «Маленькая Япония» и «Суши весла».— “Ъ”). Создание «Елки-палки» — это стечение обстоятельств. Как-то ныне покойный бизнесмен Шабтай Калманович позвонил мне и предложил открыть ресторан в своем торгцентре «Тишинка». Я предложил моему армейскому другу Мише Тужилкину, который сидел в тот момент без работы, сделать в «Тишинке» русский ресторан. Он и название «Елки-палки» придумал. В первом заведении у нас очереди выстраивались. Нас это вдохновило, и мы начали открывать «Елки-палки» в других местах. По такому же сценарию развивалась история с «Маленькой Японией».
— Как кризис изменил ресторанный рынок Москвы?
— До кризиса из-за высокого спроса хорошо себя чувствовали и большие, и маленькие рестораны. Тогда многие рестораторы страдали гигантизмом. Это диктовалось экономикой: можно открыть десять маленьких заведений и потратить в десять раз больше, чем на создание одного крупного. И вдруг в какой-то момент посетителей стало в несколько раз меньше. Маленькие ресторанчики продолжали собирать людей, а крупные, наоборот, пустовали.
— На каких условиях вы выстраиваете партнерство с другими бизнесменами?
— Чаще всего моя доля в совместных проектах не менее 50%. Иногда мне предлагают меньшую долю, но я соглашаюсь на это при условии, что ресторан находится в очень престижном месте. Сейчас у меня около 50 партнеров. Я стараюсь подальше держаться от крупного бизнеса: с некоторыми бизнесменами дружу и общаюсь, но совместных проектов нет.
— Как же ресторан «Гусятникоff» на Таганской площади — ваш совместный проект с Аркадием Ротенбергом?
— Я знаком с Аркадием, но поучаствовать меня в этом проекте пригласил не он. Я даже не знаю, является ли Ротенберг сейчас владельцем «Гусятникоff». Я только управляющий партнер в этом проекте. Сейчас это камерное заведение, куда в основном ходят друзья владельцев.
— От чего зависит успешность ресторана?
— Около 30% успеха — выбор правильной концепции. Сложности начинаются позже, когда надо управлять рестораном. Я проанализировал некоторые свои менее успешные проекты: причина была либо в неправильном менеджменте, ценообразовании либо в приготовлении еды. К тому же ресторанный бизнес в России в корне отличается от бизнеса во Франции или США. Для западной публики самое главное — это качество еды. У нас же важнее тусовка, медийные персоны, посещающие ресторан. Поэтому в Москве не случился бум гастрономических ресторанов. У нас нет ни одного ресторана, отмеченного звездами от ресторанного гида «Мишлен». Причина в том, что эксперты «Мишлена», присуждая звезды, основываются на одном из важных параметров: рестораны-претенденты должны готовить еду в основном из локальных продуктов. В России продукты не того качества, которое необходимо рестораторам. Это особенно касается мяса.
— Каков процент российских продуктов в меню ваших ресторанов?
— Незначительный. Как вы думаете, почему мой ресторан «Недальний Восток» назван именно так? Первоначальная идея была в том, чтобы готовить еду из морепродуктов с российского Дальнего Востока и назвать ресторан именно так. Но из-за проблем с логистикой сложно наладить поставки свежей продукции. В результате в наших заведениях используется только 20–30% российской рыбы. Я обсуждал проблемы логистики дальневосточных морепродуктов в Центральную Россию с главой Росрыболовства Андреем Крайним. На мой взгляд, власти должны дотировать не сам промышленный лов рыбы, а его поставки.
— В прошлом году было объявлено о вашем сотрудничестве с РЖД по запуску на вокзалах сети быстрого питания. На какой стадии проект?
— У нас вялотекущее сотрудничество. Как оказалось, РЖД не может предоставить площадки под рестораны. Эти площади уже кем-то арендуются. Как только проблема будет решена юридически, мы запустим проект.
— У вас также была идея создания сети школьного питания…
— По этому вопросу я встречался с Дмитрием Медведевым в бытность его первым вице-премьером и с Владимиром Путиным. Инициативная группа, где среди рестораторов был я и Евгений Пригожин (владелец компании «Конкорд», управляющей сетью ресторанов в Петербурге и Москве, в том числе и в Доме правительства РФ.— “Ъ”), предложила построить по всей стране сеть комбинатов школьного питания. Жене удалось построить такой комбинат в Петербурге, а мне в Москве пока пришлось отказаться от этой идеи.
— Почему?
— Потому что надо было идти и с кем-то все время договариваться, а я не люблю просить. Я считаю, что необходимо на федеральном уровне принять закон или целевую программу (по школьному питанию.— “Ъ”), где четко обозначались бы функции государства и бизнеса.
— Сколько необходимо инвестировать в проект?
— Если говорить об обслуживании всех школ Москвы — около $500 млн. Это бизнес с офигительной окупаемостью, от трех до пяти лет. Но у этой программы есть одна проблема: она может работать только в крупных городах, где есть стабильный оборот.
— Для чего вы вступили в «Единую Россию»?
— Мы с вами говорили про программу школьного питания. Если я попытаюсь дальше сдвинуть эту проблему, то без «Единой России» никогда не сделаю. Или другой пример: люди из партии говорят мне: «Аркадий, ты заявлял на одной из встреч с президентом о качестве российских продуктов. Почему бы тебе дальше не продолжать эту тему в рамках партии?» Получается, и партия нужна мне, и я нужен партии. При этом у меня нет никаких политических амбиций. Я глубоко убежден, что чем больше в «Единой России» таких работяг, как я, то будет какой-то результат из всех начинаний.
Интервью взяли Халиль Аминов и Маргарита Федорова, КоммерсантЪ
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.