Кризис. Точка бифуркации
Логистика в ритейле
Маркетинг и экономика торговли
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
#Экспедиция Retail 2022
22 декабря 2022, 07:00 6610 просмотров

Интервью с генеральным директором ООО «Шамса-Холдинг» Рашидом Шамояном

Как устроен ритейл в регионе с самой сложной логистикой, куда пока не добрались федеральные сети? Как решают на Камчатке проблему товаров категории «фреш», чем местная сеть привлекает персонал и как там обновляют магазины – об этом и многом другом в рамках #ЭкспедицияRetail 2022 мы поговорили с генеральным директором ООО «Шамса-Холдинг» Рашидом Шамояном.

Сеть «Шамса» работает на рынке Камчатки с 2000 года. Сегодня в нее входит 11 супермаркетов. Также холдинг управляет 13 алкомаркетами «Пробочка».

Фото: «Шамса»

– Судя по всему, конкуренция на местном рынке небольшая?

– Да, это так. Здесь есть сеть «Клевер» из 4 магазинов. Есть «Светофор». И недавно открылся «Доброцен». Но крупные федеральные сети мы все-таки ждем. По цене с ними, конечно, конкурировать будет невозможно. Но мы можем поддерживать тот ассортимент, который нужен местному покупателю. Ключевая особенность нашего региона заключается в сумасшедшей сложности логистики: сюда нельзя добраться по суше. Только морем или по воздуху. И, например, в случае возникновения условного дефицита сахара, чтобы исправить ситуацию, «на материке» потребуются максимум сутки, то на Камчатке этот срок составит 10–12 дней. Можно, конечно, и в течение суток привезти, но тогда этот сахар будет стоит не 90 рублей за килограмм, а 400. Потому что доставлять его в таком случае придется самолетом.

– Но при этом у вас в магазинах достаточно широко представлена категория ФРОВ. Это сознательное решение?

– Во-первых, это растущая категория. В нашем ассортименте сейчас около 200 SKU. Конечно, на Камчатке она не дает такого результата, как в других регионах: сейчас она составляет порядка 8% от товарооборота. Путь товара длинный, не все доезжает в свежем виде, многое приходится списывать. Допустим, пароход задержался на три дня – и мы целый контейнер помидоров выкидываем. Но мы понимаем, что ФРОВ – это важная составляющая. Мы создали отдельное предприятие, которое занимается поставками фруктов и овощей. Они продают и в другие магазины, но изначально нацелены на работу с нашей компанией. Когда-то еще с «Самбери» мы оговаривали возможность совместно «гонять» сюда самолеты с товаром. Мы делали так в 90-х, и я знаю, что цена в этом случае получается запредельно высокой. Мы и сейчас возим продукты самолетами, но это очень небольшие объемы. И перед Новым годом цена, например, на огурцы, доставленные по воздуху, достигает 1000 рублей за килограмм. Считайте сами: тариф «Аэрофлота» в этом время повышается почти до 500 рублей за килограмм, 150 рублей составляет закупочная цена плюс экспедиционные расходы. Случалось, что я давал команду снимать такой товар с реализации, потому что покупатели были в шоке от стоимости.

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– А как устроена ваша основная логистика?

– У нас есть большой РЦ, есть современные склады класса А общей площадью порядка 20 000 кв. метров. Помимо того, что мы владеем розничными сетями, мы остаемся серьезным оптовым поставщиком. Мы привозим товар и продаем его традиционной рознице. Но тут нужно помнить о нашем географическом положении: здесь то пароходы приходят не вовремя, то погода подводит. Поэтому нам постоянно приходится держать большие товарные запасы, чтобы не случалось разрывов в поставках. На это требуется много ресурсов. Сейчас наш запас товара – примерно на 45–50 дней. Когда я рассказываю об этом коллегам из западной части страны, то они испытывают шок. Но у нас нет другого выхода. И в том числе эти запасы выручили нас, например, нынешней весной, когда магазины в западной части страны начали пустеть. Мы этот период прошли легко. А вообще, мы стараемся балансировать. Например, у нас есть поставщики из Белоруссии. Мы знаем, что получим от них контейнер с товаром в течение 40–45 дней. Но если мы видим, что по какой-то причине произойдет задержка, то мы покупаем этот товар у посредников во Владивостоке и доставляем оттуда. Это дороже, но быстрее.

Вообще сейчас около 40–45% от объема поставок мы привозим сами. И у нас есть цель иметь прямые контракты с максимальным количеством поставщиков.

Тогда мы сможем лучше контролировать цены и конкурировать с федералами.

– А местные поставщики у вас есть?

– Скажем так: крупного производства здесь нет. На Камчатке очень дорогая рабочая сила. Минимальный уровень зарплаты должен составлять 33 тысячи рублей. И привезти условную котлету с материка обходится дешевле, чем произвести ее здесь. Конечно, здесь есть компания, которая производит, например, колбасу. И она занимает львиную долю местного рынка.

Фото: Марова Н./ Retail.ru

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– Какие категории товаров вы могли бы назвать драйверами продаж?

– Думаю, что это овощи, фрукты и молочные продукты. Также мы серьезно расширили собственное производство. Продажи этой продукции у нас достигают 8–9% товарооборота, это очень серьезный показатель. Вообще, конечно, работать с собственным производством интересно. Например, мы привезли и поставили аппарат для производства лаваша. Я считал, что это будет скорее элемент шоу, и вряд ли мы сможем на нем зарабатывать. Как-то я не наблюдал здесь культуры потребления этого продукта. Но на сегодня лаваша мы продаем больше, чем всего остального хлеба вместе взятого.

– В туристической отрасли говорят об увеличении потоков туризма внутри страны, в том числе на Камчатку. Ощутили это на себе?

– Да, и весьма хорошо. Мы сейчас ведем переговоры с туристическими компаниями, договариваемся о поставках питания для туристов. Камчатка – это походы, это природа. Многие гости полуострова в город даже не заезжают. И мы хотим заниматься производством комплексных решений по готовой еде как раз для таких туристов.

– В представлении многих на западе страны, Камчатка – это рыбный край. Как вы работаете с этой категорией?

– С рыбой есть проблемы. Дело в том, что вылов рыбы ведется не круглогодично. К тому же рыбу добывают в океане, достаточно далеко от Петропавловска. И везти ее сюда – невыгодно. Потому основные поставки рыбы уходят или за границу, или во Владивосток. Последние два года у нас действует губернаторская программа, мы договариваемся с рыбаками, они дают нам товар по минимальной цене. Даже на ценниках в магазине пишем две цены: поставщика и свою. Это хороший вариант работы с этой категорией, мы стараемся больше двигаться в этом направлении.

– Ваши западные коллеги сейчас активно обновляют магазины. Вы этим занимаетесь?

– Я верю в то, что каждый год в магазине должно появляться то, что радует глаз покупателя. Последние два года мы начали делать в наших магазинах такие шоу-румы, чтобы наше производство было на виду у покупателя. Это хорошо сработало: все-таки люди «покупают глазами». Если 3–5 лет магазин не трогать, то туда никто не будет ходить. Люди устают от однообразия, нужно давать им «новую картинку».

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– Еще один «больной» вопрос ритейла в последнее время – это персонал. Что вы делаете, чтобы привлечь людей?

– Это действительно очень больной вопрос. Я вхожу в специализированные комиссии при правительстве, мы стараемся находить разные варианты, работаем с учебными заведениями. Но дело в том, что Камчатка всегда держалась на работе вахтовым методом. Здесь очень длинная зима, и здесь тяжело жить, если отсюда не выезжать.

На Камчатке мы обязаны давать сотрудникам 52 дня отпуска.

На материке отпуск обычно 28 дней, и его зачастую разбивают на два, отсутствие сотрудника две недели как-то возможно «перетерпеть». А отсюда в отпуск люди улетают, и обычно это долгий срок, и такого сотрудника нужно кем-то на это время заменять. Так что рынок труда здесь действительно очень тяжелый.

Во-первых, держать людей здесь нужно хорошей зарплатой. А дальше в ход идут мелкие инструменты, которые компания может себе позволить. Есть те, кто платит черную зарплату. Я могу с гордостью сказать, что у нас все полностью официально. Еще, например, мы сделали пятницу для женщин, которые работают в офисе, коротким днем. Немногие компании могут таким похвастаться. Мы стараемся быть удобнее, чтобы «привязать» к себе сотрудника. Вообще, мы очень много ездим, смотрим на развитие ритейла, стараемся не выпадать из обоймы. Например, в Москве появились кассы самообслуживания – и мы тоже быстро привезли и поставили такое оборудование у себя. Это облегчает работу персонала. В точках, где они есть, порядка 40% чеков проходят через такие кассы.

– Каковы ваши ближайшие планы? Выходить в другие регионы не собираетесь?

– Мы пробовали работать в Хабаровске, но, к сожалению или к лучшему, у нас не получилось. Так что планов идти за пределы полуострова нет. Хотим закрепляться здесь. Будем жить, держаться и развивать ритейл на Камчатке. И если федералы сюда все-таки придут – то мы будем готовы здесь принимать удар.

Посмотрите видеорепортаж из магазина сети «Шамса»

Посмотрите видеозапись интервью с Рашидом Шамояном:

Людмила Клыженко, Retail.ru

Материал создан по следам мероприятия #ЭкспедицияRetail 2022

Логотип Шамса

Шамса

Многопрофильное предприятие «Шамса» выросло из небольшой частной торговой компании, история ...

Подробнее о компании
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Яндекс.Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка

Как устроен ритейл в регионе с самой сложной логистикой, куда пока не добрались федеральные сети? Как решают на Камчатке проблему товаров категории «фреш», чем местная сеть привлекает персонал и как там обновляют магазины – об этом и многом другом в рамках #ЭкспедицияRetail 2022 мы поговорили с генеральным директором ООО «Шамса-Холдинг» Рашидом Шамояном.

Сеть «Шамса» работает на рынке Камчатки с 2000 года. Сегодня в нее входит 11 супермаркетов. Также холдинг управляет 13 алкомаркетами «Пробочка».

Фото: «Шамса»

– Судя по всему, конкуренция на местном рынке небольшая?

– Да, это так. Здесь есть сеть «Клевер» из 4 магазинов. Есть «Светофор». И недавно открылся «Доброцен». Но крупные федеральные сети мы все-таки ждем. По цене с ними, конечно, конкурировать будет невозможно. Но мы можем поддерживать тот ассортимент, который нужен местному покупателю. Ключевая особенность нашего региона заключается в сумасшедшей сложности логистики: сюда нельзя добраться по суше. Только морем или по воздуху. И, например, в случае возникновения условного дефицита сахара, чтобы исправить ситуацию, «на материке» потребуются максимум сутки, то на Камчатке этот срок составит 10–12 дней. Можно, конечно, и в течение суток привезти, но тогда этот сахар будет стоит не 90 рублей за килограмм, а 400. Потому что доставлять его в таком случае придется самолетом.

– Но при этом у вас в магазинах достаточно широко представлена категория ФРОВ. Это сознательное решение?

– Во-первых, это растущая категория. В нашем ассортименте сейчас около 200 SKU. Конечно, на Камчатке она не дает такого результата, как в других регионах: сейчас она составляет порядка 8% от товарооборота. Путь товара длинный, не все доезжает в свежем виде, многое приходится списывать. Допустим, пароход задержался на три дня – и мы целый контейнер помидоров выкидываем. Но мы понимаем, что ФРОВ – это важная составляющая. Мы создали отдельное предприятие, которое занимается поставками фруктов и овощей. Они продают и в другие магазины, но изначально нацелены на работу с нашей компанией. Когда-то еще с «Самбери» мы оговаривали возможность совместно «гонять» сюда самолеты с товаром. Мы делали так в 90-х, и я знаю, что цена в этом случае получается запредельно высокой. Мы и сейчас возим продукты самолетами, но это очень небольшие объемы. И перед Новым годом цена, например, на огурцы, доставленные по воздуху, достигает 1000 рублей за килограмм. Считайте сами: тариф «Аэрофлота» в этом время повышается почти до 500 рублей за килограмм, 150 рублей составляет закупочная цена плюс экспедиционные расходы. Случалось, что я давал команду снимать такой товар с реализации, потому что покупатели были в шоке от стоимости.

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– А как устроена ваша основная логистика?

– У нас есть большой РЦ, есть современные склады класса А общей площадью порядка 20 000 кв. метров. Помимо того, что мы владеем розничными сетями, мы остаемся серьезным оптовым поставщиком. Мы привозим товар и продаем его традиционной рознице. Но тут нужно помнить о нашем географическом положении: здесь то пароходы приходят не вовремя, то погода подводит. Поэтому нам постоянно приходится держать большие товарные запасы, чтобы не случалось разрывов в поставках. На это требуется много ресурсов. Сейчас наш запас товара – примерно на 45–50 дней. Когда я рассказываю об этом коллегам из западной части страны, то они испытывают шок. Но у нас нет другого выхода. И в том числе эти запасы выручили нас, например, нынешней весной, когда магазины в западной части страны начали пустеть. Мы этот период прошли легко. А вообще, мы стараемся балансировать. Например, у нас есть поставщики из Белоруссии. Мы знаем, что получим от них контейнер с товаром в течение 40–45 дней. Но если мы видим, что по какой-то причине произойдет задержка, то мы покупаем этот товар у посредников во Владивостоке и доставляем оттуда. Это дороже, но быстрее.

Вообще сейчас около 40–45% от объема поставок мы привозим сами. И у нас есть цель иметь прямые контракты с максимальным количеством поставщиков.

Тогда мы сможем лучше контролировать цены и конкурировать с федералами.

– А местные поставщики у вас есть?

– Скажем так: крупного производства здесь нет. На Камчатке очень дорогая рабочая сила. Минимальный уровень зарплаты должен составлять 33 тысячи рублей. И привезти условную котлету с материка обходится дешевле, чем произвести ее здесь. Конечно, здесь есть компания, которая производит, например, колбасу. И она занимает львиную долю местного рынка.

Фото: Марова Н./ Retail.ru

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– Какие категории товаров вы могли бы назвать драйверами продаж?

– Думаю, что это овощи, фрукты и молочные продукты. Также мы серьезно расширили собственное производство. Продажи этой продукции у нас достигают 8–9% товарооборота, это очень серьезный показатель. Вообще, конечно, работать с собственным производством интересно. Например, мы привезли и поставили аппарат для производства лаваша. Я считал, что это будет скорее элемент шоу, и вряд ли мы сможем на нем зарабатывать. Как-то я не наблюдал здесь культуры потребления этого продукта. Но на сегодня лаваша мы продаем больше, чем всего остального хлеба вместе взятого.

– В туристической отрасли говорят об увеличении потоков туризма внутри страны, в том числе на Камчатку. Ощутили это на себе?

– Да, и весьма хорошо. Мы сейчас ведем переговоры с туристическими компаниями, договариваемся о поставках питания для туристов. Камчатка – это походы, это природа. Многие гости полуострова в город даже не заезжают. И мы хотим заниматься производством комплексных решений по готовой еде как раз для таких туристов.

– В представлении многих на западе страны, Камчатка – это рыбный край. Как вы работаете с этой категорией?

– С рыбой есть проблемы. Дело в том, что вылов рыбы ведется не круглогодично. К тому же рыбу добывают в океане, достаточно далеко от Петропавловска. И везти ее сюда – невыгодно. Потому основные поставки рыбы уходят или за границу, или во Владивосток. Последние два года у нас действует губернаторская программа, мы договариваемся с рыбаками, они дают нам товар по минимальной цене. Даже на ценниках в магазине пишем две цены: поставщика и свою. Это хороший вариант работы с этой категорией, мы стараемся больше двигаться в этом направлении.

– Ваши западные коллеги сейчас активно обновляют магазины. Вы этим занимаетесь?

– Я верю в то, что каждый год в магазине должно появляться то, что радует глаз покупателя. Последние два года мы начали делать в наших магазинах такие шоу-румы, чтобы наше производство было на виду у покупателя. Это хорошо сработало: все-таки люди «покупают глазами». Если 3–5 лет магазин не трогать, то туда никто не будет ходить. Люди устают от однообразия, нужно давать им «новую картинку».

Фото: Марова Н./ Retail.ru

– Еще один «больной» вопрос ритейла в последнее время – это персонал. Что вы делаете, чтобы привлечь людей?

– Это действительно очень больной вопрос. Я вхожу в специализированные комиссии при правительстве, мы стараемся находить разные варианты, работаем с учебными заведениями. Но дело в том, что Камчатка всегда держалась на работе вахтовым методом. Здесь очень длинная зима, и здесь тяжело жить, если отсюда не выезжать.

На Камчатке мы обязаны давать сотрудникам 52 дня отпуска.

На материке отпуск обычно 28 дней, и его зачастую разбивают на два, отсутствие сотрудника две недели как-то возможно «перетерпеть». А отсюда в отпуск люди улетают, и обычно это долгий срок, и такого сотрудника нужно кем-то на это время заменять. Так что рынок труда здесь действительно очень тяжелый.

Во-первых, держать людей здесь нужно хорошей зарплатой. А дальше в ход идут мелкие инструменты, которые компания может себе позволить. Есть те, кто платит черную зарплату. Я могу с гордостью сказать, что у нас все полностью официально. Еще, например, мы сделали пятницу для женщин, которые работают в офисе, коротким днем. Немногие компании могут таким похвастаться. Мы стараемся быть удобнее, чтобы «привязать» к себе сотрудника. Вообще, мы очень много ездим, смотрим на развитие ритейла, стараемся не выпадать из обоймы. Например, в Москве появились кассы самообслуживания – и мы тоже быстро привезли и поставили такое оборудование у себя. Это облегчает работу персонала. В точках, где они есть, порядка 40% чеков проходят через такие кассы.

– Каковы ваши ближайшие планы? Выходить в другие регионы не собираетесь?

– Мы пробовали работать в Хабаровске, но, к сожалению или к лучшему, у нас не получилось. Так что планов идти за пределы полуострова нет. Хотим закрепляться здесь. Будем жить, держаться и развивать ритейл на Камчатке. И если федералы сюда все-таки придут – то мы будем готовы здесь принимать удар.

Посмотрите видеорепортаж из магазина сети «Шамса»

Посмотрите видеозапись интервью с Рашидом Шамояном:

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью с генеральным директором ООО «Шамса-Холдинг» Рашидом Шамояном
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Интервью с генеральным директором ООО «Шамса-Холдинг» Рашидом Шамояном
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/rashid-shamoyan-shamsa-derzhim-zapas-tovara-na-45-50-dney/2023-02-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052