Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Иван Федяков, INFOLine: «Товарооборот упал на 9%, но крупный федеральный ритейл не потерял задор оптимизма»
2022-ой – очередной стрессовый год для российского ритейла. Иван Федяков, генеральный директор INFOline, не оставляет попыток разобраться в глобальных и локальных трендах: чего ждать ритейлерам и общепиту, в как повлияет на розничную торговлю отток населения, мобилизация, какие отрасли пострадали больше всего – об этом и многом другом читайте в нашем интервью.
– Российский ритейл в стагнации или продолжает развиваться вопреки всему происходящему в общественно-политической сфере? Какие тенденции здесь являются определяющими?
– На рынке сегодня наблюдается весьма неоднозначная ситуация. С одной стороны, мы переживаем падение потребительского рынка, что, естественно, отражается в снижении объемов продаж у ритейлеров. Так, по итогам первого полугодия, розничный товарооборот упал более чем на 9%. Причем это падение было очень неравномерным: у продуктов питания падение традиционно было ниже (около 2%), в силу того что от еды потребитель отказывается в самую последнюю очередь.
В непродовольственном же сегменте ситуация более драматичная. Здесь падение произошло почти на 20%. Поэтому многие, кто работает в этом рыночном сегменте, вновь переживают очередную проверку на прочность.
Однако, с другой стороны, топ-200 розничных сетей FMCG, за которыми мы наблюдаем, открыли в первом полугодии почти миллион квадратных метров торговых площадей.
Этот показатель немногим уступает лучшим показателям предыдущих лет. Например, «Красное и Белое» и «Бристоль» открыли с начала года более двух тысяч магазинов. Это фантастические темпы роста. В целом можно сказать, что крупный федеральный ритейл не потерял задор оптимизма и на фоне проседающего рынка пытается захватывать объекты по более доступным ценам, покупая конкурентов и замещая ушедших игроков. Ритейлеры среднего и ниже сегментов чувствуют себя гораздо хуже. Но и не у всех лидеров рынка дела идут хорошо.
Мы проанализировали топ-50 сетей FMCG и увидели, что только 30 из них открывали новые магазины в первом полугодии и росли, а остальные 20 сетей либо ничего не открывали, либо даже сокращали число магазинов.
Поэтому ситуация очень неравномерная. Многие компании только сейчас начинают осмысливать то, что происходит на рынке и как это повлияет на их бизнес.
– Как, по вашим наблюдениям, меняется покупательское поведение россиян?
– Ключевая тенденция – экономия и сберегательная модель потребления. Люди стараются откладывать средства на черный день, но, в отличие от предыдущих лет, мы видим, что накопление идет не столь динамично, как это было раньше. Запасы финансовых средств у людей невелики, а у многих их вообще нет. Поэтому, пытаясь реализовать свою сберегательную модель, люди все чаще отказываются от новых кредитов и от долгосрочных покупок. Фактор цены становится определяющим. Он и до этого был весьма значим для российского потребителя, но сейчас его значение еще больше выросло. Да, конечно, многие потребители говорят о том, что им важно качество продукта, здоровое питание и т.д. Но давайте будем реалистами. Какой адекватный респондент скажет, что он готов отказаться от качественной еды? Поэтому, конечно же, на соцопросах все заявляют, то им важно качество, но, приходя в магазин, зачастую голосуют рублем и покупают то, что дешевле.
В покупательской корзине вновь начинает расти доля промопродукции, все больше и больше продается товаров со скидками, со специальным ценником и по особым условиям. Мы видим новый виток развития собственных торговых марок.
Большинство сетей уже и не скрывают, что они готовы к существенному сокращению ассортимента на полках своих магазинов и увеличению доли продаж собственных торговых марок. Это очень серьезный вызов уже для производителей и поставщиков.
Узость полочного пространства по многим категориям становится критической. И для многих производителей вопрос обретения своего места на полках и поиска альтернативных каналов продаж становится все более острым.
– А как обстоят дела в сфере общепита?
– Рынок общепита продемонстрировал просто чудеса живучести. В 2020 году, когда большинство кафе и ресторанов было закрыто и на фоне пандемии были введены ограничения на их работу, казалось, что отрасль не переживет этот кризис. Однако уже в 2021 году она возобновила свой рост. Многие компании открывали десятки и даже сотни новых заведений, стали наращивать объемы выручки, причем темпами, значительно опережающими ритейл. Предположу, что это связано с изменением культуры потребления и новым поколением потребителей. Люди, которые родились в конце 1990-х и в нулевые годы, были воспитаны в относительно благополучный период развития нашей страны. Для них питание вне дома – это повседневный образ жизни, они понимают, что в заведении фастфуда они не только не потратят больше денег по сравнению с походом в магазин, но еще и сэкономят время. Многие представители молодежи уже и готовить не умеют. Все это и предопределило успех индустрии общественного питания. Поэтому мы смотрим с оптимизмом в будущее этой отрасли, и мне кажется, что самое худшее, что с ней могло произойти, уже случилось.
– Сейчас многие говорят, что уход иностранцев – это шанс для наших поставщиков и ритейлеров. Вы согласны с этим утверждением?
– Так говорят те, кто смотрит на рынок со стороны, кто не знает, что многие известные бренды, которые нам кажутся российскими, на самом деле зарубежные. Классический пример – конфеты под брендом «Россия – щедрая душа», который принадлежит голландской компании Nestle. Поэтому уход крупных международных игроков с российского рынка или даже просто сокращение их активности затрагивает и многие бренды, которые воспринимаются потребителем как российские. Кроме того, эти компании были определенными ориентирами для развития, были драйверами рынка и многие заимствовали у них определенные бизнес-практики.
Рекламная активность, например, в индустрии газированных напитков во многом поддерживалась двумя всем известными игроками. И другие компании могли не инвестировать так много в продвижение своей продукции, так как лидеры двигали всю категорию, привлекали к ней внимание. Уход этих компаний с рынка – это огромная потеря для всей категории.
Сейчас очень многие ринулись замещать их разными альтернативными продуктами, и кто-то в этом, может быть, даже преуспел и сделал неплохой по вкусу напиток, но почти никто пока не вкладывался серьезно в рекламу и продвижение своей продукции. Это привело к тому, что сегодня вся категория газированных напитков падает в объеме продаж. Когда в индустрии есть лидеры, амбициозные компании, которые готовы на рискованные проекты и готовы тратить десятки миллиардов рублей на рекламу, то конечными бенефициарами этого становится вся индустрия. А если таковых нет, то и динамика развития отрасли падает.
– События последних дней могут стать новым вызовом для ритейла?
– Фактически сегодня реализуется сценарий, когда быстрое и глубокое падение рынка будет сопровождаться очень медленным, растянутым, возможно на десятилетия, восстановлением. Я боюсь, что события конца сентября и, в частности, объявленная мобилизация нанесут еще один удар по потребительскому рынку, и последствия будут гораздо более существенными, чем они были после начала специальной военной операции 24 февраля. Причем эти последствия будут долгосрочными. Потребители, которых коснется мобилизация, уйдут с рынка, перестанут ходить в магазин. Я напомню, что в прошлом году население нашей страны сократилось почти на миллион человек. С одной стороны, это было связано с пандемией и ее последствиями, но с другой – было связано и с низкой рождаемостью. Коэффициент рождаемости на одну женщину в нашей стране составляет 1,5. Это означает, что население России будет сокращаться. Единственное, что нас спасало в предыдущие годы, – это миграция. Ежегодно регистрировалось 300–400 тыс. россиян, которые не родились в стране, а приехали. В 1990-е годы приезжали в основном русские из нестабильных регионов постсоветского пространства, но уже в нулевых годах их сменили жители Центральной Азии. Однако в этом году впервые за тридцать лет у нас отрицательная миграция. За первое полугодие приехало 300 тысяч человек, а уехало 400 тысяч. Плюс отток населения после объявления мобилизации. И вот этих потребителей российский рынок лишается. За последние полтора года без учета уехавших от мобилизации мы потеряли 1,5 млн россиян, а их у нас всего 145 млн. Естественно, это сказывается на рыночных показателях.
– Какие еще изменения ждут российский ритейл в ближайшей перспективе?
– Пока жители по крайней мере крупных городов почти не заметили серьезных изменений в магазинах. За это нужно сказать огромное спасибо всем тем, кто работает в отрасли в условиях по сути экстремальной ситуации. Изменения могут инициироваться государством. Сегодня все без исключения понимают, что ближайшее будущее будет связано с падением доходов населения. Это не скрывается и в официальных прогнозах Минэкономразвития, Центрального банка и других структур. В этих условиях очень важна государственная поддержка малоимущих слоев населения, но в этом направлении пока делается крайне мало. Пенсионеры исключительно зависимы от социальных выплат, но в этом году они были проиндексированы на 8–10%, что не покрывает даже половину той инфляции, которая есть, а учитывая, что пенсионеры тратят существенно больше своих средств на лекарства, в сегменте которых инфляция по многим позициям превышает 20%, ситуация становится исключительно острой. Этим людям надо помогать. Если проблемы поддержки малоимущих будут решаться, то и у ритейлеров и производителей дела будут идти намного лучше, потому что их потребители не будут жить в стрессе, в состоянии переживаний о том, как им выжить в текущей ситуации, и у них будет оставаться чуть больше средств на то, чтобы потратить их в магазинах.
Посмотрите видеозапись интервью с Иваном Федяковым:
Retail.ru
Читайте также:
Иван Тихов, «Додо Пицца»: «Мы оказались бенефициарами кризиса 2022 года»
Олег Пароев, «Вкусно – и точка»: «Первые 100 дней работы оказались сложнее, чем мы думали»
Евгения Качалова, Bazar Family: «Все, что мы сейчас можем делать, – это просто работать»
Как выбрать нишу для бизнеса на маркетплейсах в период турбулентности
Интервью
Дмитрий Пачин, «О’Кей»: «Гипермаркеты готовятся к масштабному перезапуску»
«О’Кей» возвращает сервисы, чтобы снова привлечь покупателей.