Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
56

Поделиться

Дмитрий Пачин, «О’кей»: «Мы перестраиваем категории, в которых бессмысленно конкурировать с онлайном»

Сеть гипермаркетов «О’кей» продолжает трансформировать свои магазины. Ритейлер меняет ассортимент на полках, оптимизирует бизнес-процессы и готовит к полномасштабному внедрению новый инструмент по управлению ценообразованием и промо, который успешно показал себя в пилоте. Об этом и не только – в пресс-центре Retail.ru в рамках выставки WorldFood Moscow 2025 рассказал коммерческий директор сети «О’кей» Дмитрий Пачин.

Источник: «ОКей»

– Что сейчас происходит с трафиком в ваших гипермаркетах?

– Рынок все еще претерпевает изменения – количество покупателей не меняется, а количество торговых точек в России растет. Сейчас ключевая задача – его (трафик) сохранить, сверхзадача – приумножить. Но главное, над чем мы работаем, – это улучшение качества трафика. Стараемся сделать так, чтобы покупатель получил больше удовольствия от посещения магазина. И, конечно, выбирая, где именно совершать покупки, выбирал нас.

– В прошлом году вы анонсировали работу над пространством внутри магазина, планировали отдать часть площади под формат shop-in-shop, например. Что удалось реализовать?

– Прямо сейчас у нас на финальной стадии подготовка к открытию shop-in-shop с партнером в Мурманске. Мы перестраиваем категории, продажи в которых просели и где нет смысла конкурировать с онлайном или специалитетами. Например, в бытовой технике. Представьте, до недавнего времени у нас на полке только электрических чайников насчитывалось 38 SKU. Мы оставили всего четыре артикула: предложение из «первой цены», чайник от известного бренда и еще пару промежуточных вариантов. Это только один из примеров. Вообще, у формата гипермаркет всегда есть что оптимизировать в ассортименте.

Освободившееся пространство мы планируем использовать под категории товаров, которые не могут дать магазины у дома и онлайн. Магазин у дома не может дать широкий ассортимент, а онлайн может предоставить выбор шире нашего, но не может дать ощущения полноценного знакомства с товаром. Поэтому мы, например, начали активно развивать категорию товаров для дома: добавляем в ассортимент ароматические свечи, диффузоры, постельное белье и так далее.

– Вы ориентируетесь на какой-то конкретный портрет покупателя, принимая решение о вводе тех или иных товаров?

– Наши покупатели – это, по сути, все. Благодаря клиентской аналитике мы представляем, как мы можем отстроиться от других игроков рынка и что нашему покупателю будет интересно.

Фото: «О’кей»

– А есть проекты, которые не зашли?

– Например, мы привезли потрясающую линейку одежды и обуви. В том числе бренды, ушедшие из России, – часть по параллельному импорту, часть – талантливо отшитые в других странах. Однако покупатель не оценил. Вероятно, причина кроется в привычке приобретать подобные изделия вне стен гипермаркетов. Тем не менее, среди нашего ассортимента имеются товары, которые неожиданно стали невероятно популярными и привлекли внимание покупателей. Например, мы реанимировали книжную ярмарку. Более того, я изначально выступал сторонником полного отказа от этой группы товаров, полагая, что современные технологии и доступность электронных книг существенно снизят интерес потребителей к традиционным изданиям. Однако коллеги смогли убедить меня провести эксперимент. Мы организовали презентацию избранных экземпляров, выбрав исключительно качественные издания, способные привлечь даже искушенного читателя. Нам помогали два крупнейших российских издательства – подобрали лидеров продаж, новинки, а также коллекционные издания. И они полетели! Возвращение бумаги становится новым трендом: поколение Z открывает для себя очарование бумажных книг, которое невозможно воспроизвести цифровыми средствами.

Нельзя обойти вниманием и растущую популярность азиатских продуктов. Наш ассортимент пополнился большим количеством литературы из Азии. Особенным спросом пользуется азиатская канцелярия. Для усиления впечатления мы оборудовали отдельные тематические уголки магазинов — «корнеры Азии», декорированные эффектными неоновыми светильниками и соответствующим оформлением. Результат превзошел ожидания. Протестировали корнер в нескольких магазинах, сейчас запускаем ролаут на всю сеть.

– Откуда возникают идеи для тестов?

– По-разному. Например, мы провели фестиваль «Азия», забрав для этого у дистрибьюторов все, что было по теме, – конфеты, мармелад, блюда быстрого приготовления. И эти товары у нас просто смели с полок за две недели, хотя мы рассчитывали, что они пролежат минимум четыре. Поэтому мы тут же подхватили идею и начали создавать азиатские корнеры.

Мы внимательно изучаем опыт мировых практик, наших коллег по цеху, а также прислушиваемся к свежим идеям сотрудников нашей команды. Гениальные идеи регламентировать невозможно, это чистое творчество.

Фото: «О’кей»

– В рамках деловой программы вы упомянули, что «О’кей» в этом году проводит оптимизацию бизнес-процессов. Поделитесь деталями.

– Наша задача – наладить процессы внутри существующих точек продаж максимально эффективно. Ключевой результат оптимизации – это работа со стоками. С ними работали все и всегда, но это никогда не было приоритетом первого порядка. Сейчас ситуация изменилась. Проведенная оптимизация ассортимента позволила освободить значительные финансовые ресурсы, поскольку сокращение объемов списания минимизирует избыточные операционные затраты торговой точки.

Ранее изменения цен происходили неравномерно, вызывая резкий рост нагрузки в определенные периоды, что приводило к привлечению дополнительного персонала на условиях аутсорсинга. Теперь же, благодаря перераспределению количества переоценок товаров по дням, мы обеспечиваем стабильную нагрузку на штатных сотрудников, исключив необходимость привлечения внешнего ресурса.

Схожая ситуация в логистике: каждые две недели у нас запускается обновленный каталог, вследствие чего предшествующая неделя характеризуется значительным увеличением объема работ, тогда как последующая проходит в заметно более спокойном режиме. Эти процессы мы также постарались выровнять.

– Вы упомянули про постоянную потребность в замене ценников. А электронные ценники – это все еще дорогая технология?

– Да, это пока все еще так. Можно попробовать, конечно, но сколько бы я ни просчитывал такие кейсы – они были убыточными. Скорее всего, это можно будет обсуждать, если стоимость персонала при его дефиците однажды превысит стоимость внедрения данной технологии. Возможно, тогда ритейл решит, что действительно проще поставить электронный ценник и доработать IT-платформу. Но когда это произойдет – мы пока не знаем.  

– Если говорить в целом о технологиях и цифровизации, то что сейчас внедряете?

– Все процессы, которые отнимают большое количество времени и являются рутинными, мы также оптимизируем, в том числе при помощи различных технологий. Например, есть процесс принятия цен. Это простой цикл, но он содержит огромное количество операций, это отнимает много времени. Сейчас мы этот процесс стараемся автоматизировать, уже близки к старту реализации проекта.

Фото: «О’кей»

– Вернемся к трендам. Вы планировали производить больше упакованной еды. Получилось реализовать?

– На сегодняшний день линейка готовой упакованной продукции значительно увеличилась и насчитывает более 150 SKU. Значительная доля производства реализована путем передачи заказов внешним подрядчикам. Сформированный ассортимент покрывает практически все потребности.

– В прошлом году вы также тестировали инструменты, связанные с ценообразованием и промо. Каковы результаты пилота?

– Результаты оказались слишком хорошими. Настолько, что мы решили перепроверить эффективность, добавить еще объектов и пойти в повторный пилот. Изначально у нас было четыре объекта, летом мы добавили еще четыре. Я не могу назвать цифры, но результаты первого пилота были полностью подтверждены.

Наша идея была в том, чтобы создать максимальное количество покупательских корзин, соответствующих потребностям различных типов клиентов, – от товаров «первой цены» до так называемой KVI-премиум (KVI – Key Value Indicators – товары-индикаторы, по которым покупатели оценивают ценовой уровень магазина). Мы их создали и обеспечили настройку цен: где-то чуть дороже рынка, где-то в ноль, а где-то даже в минус. Основная часть цен снизилась, мы получили рост товарооборота в штуках на клиента, эффективность маржи выросла.

– Будете распространять этот опыт на всю сеть?

– Да, решение об этом мы приняли буквально неделю назад. Сейчас готовим платформу.

– Что еще сейчас в ближайших планах?

– Оптимизация товарных категорий останется одним из ключевых направлений дальнейшей деятельности. Будем проводить сокращение нерентабельных позиций, вводить новые перспективные направления, способствующие повышению конкурентоспособности бизнеса. Данный вектор развития станет приоритетным направлением работы на ближайшую перспективу.

Посмотрите видеозапись интервью с Дмитрием Пачиным в медиацентре Retail.ru на WorldFood Moscow 2025

Медиацентр Retail.ru работал при поддержке Фирмы «1С» и компании «Сервис Плюс».

Людмила Клыженко, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Дмитрий Пачин, «О’кей»: «Мы перестраиваем категории, в которых бессмысленно конкурировать с онлайном»

О том, как сеть гипермаркетов оптимизирует бизнес-процессы и ассортимент.

Декоративное изображение
Декоративное изображение