«АДМ – это по сути мини-банкомат, который можно расположить прямо в точке продаж и вносить в него наличные из кассы, – пояснил Андрей Королев, первый вице-президент Газпромбанка. – Делать это можно в какое угодно время и столько раз в сутки, сколько потребуется. При этом заполненность устройства контролирует банк. Он же отвечает за безопасность средств в АДМ и обеспечивает инкассацию, когда это необходимо».
Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как «ВкусВилл» считает деньги?
С развитием платежных технологий доля наличных денег в обороте ритейла из года в год снижается. Однако полностью наличные из обихода, похоже, не исчезнут никогда. Так, в сети «ВкусВилл» доля налички сейчас составляет всего 10% от общего оборота, однако эти средства в любом случае требуют обработки. С 2019 года ритейлер использует для этого онлайн-инкассацию с автоматизированными депозитными машинами (АДМ). Как это экономит время персонала и финансовые затраты бизнеса – рассказываем в кейсе.
Фото: Газпромбанк
Торговая сеть «ВкусВилл», как и многие другие современные сети, относится к ритейлу «нового поколения»: она изначально открывала магазины в крупных городах, в локациях с хорошей проходимостью, активно используя в работе новые технологии. Логично, что основная аудитория ритейлера – покупатели, которые предпочитают безналичный расчет.
«Процент наличной выручки в нашей компании не превышает 10%, но эта цифра не меняется от года к году, – отметила руководитель казначейства АО «ВкусВилл» Яна Черниговцева. – Это свидетельствует о стабильном потоке наличных и необходимости их обработки».
Долгое время для крупного и среднего ритейла единственным способом обработки и зачисления наличной выручки на счет оставалась классическая инкассация. Однако с ней временами возникали трудности. Например, инкассаторы могли приехать в неустановленное время – когда сотрудник магазина не может отвлечься. Или сотрудник мог быть так занят с клиентами, что не успевал сдать наличку в отведенный промежуток времени, а с этим у инкассаторов строго. Получался выезд «вхолостую», за который тем не менее приходилось платить, при этом денежная масса оставалась в магазине, а не поступала на счет в банке. К тому же сама подготовка наличных средств к передаче и заполнение сопроводительных документов требуют времени и навыков.
Мгновенная конвертация в безнал
В середине прошлого десятилетия российские банки начали предоставлять услугу онлайн-инкассации при помощи автоматизированных депозитных машин. Технология оказалась удобной и для бизнеса, и для банков.
«На онлайн-инкассацию мы перешли в 2019 году, когда она только начала активно развиваться, – рассказала Яна Черниговцева. – Могу сказать, что мы этим решением довольны. В последнее время классическая инкассация переживает настоящий кризис: некоторые крупные компании с рынка ушли, нагрузка на оставшуюся инфраструктуру увеличилась, количество сотрудников и бронированных машин сократилось. В итоге – тарифы на обслуживание выросли в несколько раз».
Фото: «ВкусВилл»
Сейчас АДМ Moniron оборудованы практически все магазины и дарксторы «ВкусВилла». В точках, которые только планируются к открытию, также закладывается возможность установки АДМ – в сети считают, что технология постепенно становится стандартом современной работы с наличной выручкой в ритейле. По подсчетам «ВкусВилла», с финансовой точки зрения онлайн-инкассация выгоднее классической примерно в 1,5–2 раза.
Существенный плюс онлайн-инкассации – в оборачиваемости денег. Как только средства попадают в АДМ, они тут же зачисляются на счет компании в банке. Ими можно сразу пользоваться или отправить в депозит. Риск кассовых разрывов снижается.
«Еще одна явная выгода от использования АДМ для нашего бизнеса – это время персонала, – поделилась Яна Черниговцева. – Даже без оцифровки очевидно, что с АДМ сотрудники не тратят время на заполнение ведомостей, проверку подлинности, пересчет и упаковку наличности в специальные пакеты, общение с инкассаторами и внесение информации во внутренние системы. У нас настроена специальная интеграция с системой банка. При внесении средств в АДМ сотрудник торговой точки видит совершенную операцию у себя в учетной системе».
«Инкассаторы в цепочке обслуживания наличных в случае использования АДМ по-прежнему нужны, но количество заездов сокращается в 5–10 раз в зависимости от оборота торговой точки, – рассказал Андрей Королев. – Другой очень важный момент – кто отвечает за средства и на каком этапе. Как только сотрудник внес наличные в устройство, его ответственность за них заканчивается. С этого момента средства под защитой банка. При онлайн-инкассации кассиру нужно только внести наличные средства в АДМ и получить чек. Когда на точку приезжает инкассатор, кассиру или другому ответственному сотруднику даже необязательно с ним взаимодействовать».
Специальной подготовки помещения для установки АДМ не требуется. Достаточно иметь розетку, немного места (подойдет даже место под столом) и доступ к интернету. Установить АДМ можно в подсобном помещении магазина или непосредственно в кассовой зоне.
Фото: «ВкусВилл»
Как выбрать АДМ?
Сегодня на рынке доступны разные модели АДМ, которые отличаются не только по техническим характеристикам: вместимости, типам купюроприемника и накопителя банкнот, классу взломостойкости сейфа и габаритным размерам устройства, но и по программным возможностям, наличию системы онлайн-мониторинга и доступности интеграции с ведущими российскими банками. Главное – выбрать устройство, подходящее под требования конкретного бизнеса и формат торговых точек.
АДМ включает функцию определения подлинности банкнот, процесс внесения купюр полностью автоматизирован, а работа с устройством не требует от персонала торговой точки специальных навыков. Депозитную машину можно купить или арендовать у банка – принципиальной разницы в этом нет. В большинстве случаев бизнес заинтересован в получении услуги онлайн-инкассации под ключ.
«Для нас, конечно, удобнее работать в связке с банком, – отметила Яна Черниговцева. – Это освобождает нас от забот, связанных с обслуживанием АДМ, обновлением ПО, перемещением машины, ее установкой, физической инкассацией и так далее. Все эти вопросы – на стороне банка-партнера, и именно он решает любые возникающие проблемы в кратчайшие сроки».
Сегодня перейти на онлайн-инкассацию могут любые виды бизнеса – от небольших торгово-сервисных предприятий до крупных компаний. Как показывает практика, АДМ могут использоваться везде, где ведется работа с наличными. По данным Газпромбанка, в России сейчас насчитывается порядка миллиона торговых точек. Потенциально нуждаются в онлайн-инкассации – около 600 тысяч из них.
Фото: «ВкусВилл»
Retail.ru

Какие устройства защищают ритейл и банки от поддельных купюр, как бизнесу выбирать и обслуживать такое оборудование.