Баннер ФЗ-54
05.05.2017 12:47:00 5 мая 2017, 12:47 4433 просмотра

«Пятерочка» идет в тайгу

Как Х5 покоряет труднодоступные места России Одна из крупнейших розничных компаний – Х5 Retail Group – готовит экспансию… нет, не в очередной регион, не в крупный мегаполис и даже не в соседнее государство. Ритейлер собирается открывать магазины одной из своих сетей – «Пятерочки» – в труднодоступных местах России.

Освоение ритейлом

local_men.jpg

Когда в компании рассказывают о труднодоступных местах, то имеют ввиду удаленные населенные пункты северных регионов, в которых ритейлер уже представлен своими магазинами – это Мурманская и Архангельская области, республика Карелия. В ближайшем будущем Х5 планирует и «освоение» дальних уголков Ханты-Мансийского округа и Сибири.

«У нас 140 магазинов, которые расположены достаточно далеко и от населенных пунктов, и от логистических центров, на широте Петрозаводска и выше. Есть такие места, где больше, чем на 100 км нет ни одной деревни, не говоря о магазинах, а потом населенный пункт на 5-10 тыс. жителей», – говорит генеральный директор «Пятерочки» Ольга Наумова.

Приоритетами развития продуктовой розницы до недавнего времени были крупные города, в первую очередь миллионники.  На сегодняшний момент, когда в центральной России все «хлебные» места давно заняты, сети идут все дальше вглубь России. «Пятерочки» добрались уже до Сибири – в прошлом году компания начала открывать магазины в Новосибирске и области и в республике Коми.

От марш-броска до Владивостока сеть сдерживают только трудности в логистике. Чтобы доставлять продукты на всю протяженность нашей страны – 10 тыс. км – нужна «паутина» логистических центров, куда поставщики привозят продукты, чтобы ритейлер мог развезти их по своим магазинам. И, соответственно, дороги и транспорт.

shema_logistic_v_archnagelske.jpg

До 2015 года логистика Х5, развивавшейся в основном в центральных регионах, выглядела так, как выглядит современная логистика во всем мире – в Европе, США, странах с достаточно высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой. Компания постепенно открыла 35 распределительных центров, где комплектуются товары от всех поставщиков и оттуда развозятся по магазинам. Продукты доставляют 2350 машин, находящихся в собственности компании, также Х5 пользуется услугами внешних провайдеров. В этом году компания закупит еще несколько сотен автомобилей, и их количество к концу года достигнет 3000.

Масштабы развития транспортно-логистической инфраструктуры компании уже достигли той стадии, когда Х5 смог взять на себя миссию по обеспечению услугами современного ритейла всех жителей РФ, независимо от их места жительства.

«Начиная с 2015 года, мы стали открываться в различных удаленных местах, где живут люди и есть недостаток в магазинах. И перед нами встала новая задача – это доставка товаров в труднодоступные регионы и области, где мы только начинаем развиваться, – рассказывает директор по транспорту X5 Retail Group Тимур Паршиков. – Например, недавно мы открыли магазин в закрытом городе Мирный. Люди благодарны за то, что появляются супермаркеты с широким ассортиментом продуктов, сопоставимым с тем, что можно купить на «большой земле», и при этом по адекватным ценам». Тимур Паршиков говорит, что такие объекты показывают хорошие финансовые результаты. Однако открываться они могут только на определенном удалении от РЦ, которое в среднем составляет 450 км и при наличии дорог.

Сейчас менеджмент Х5 всерьез задумался над тем, как сделать так, чтобы качество дорог, и даже в некоторых случаях их отсутствие, не стало помехой для доставки. Рассматриваются все возможности - доставка вездеходами (компания уже использует вездеходные КАМАЗЫ 6х6), речным и ж/д транспортом, паромами и самолетами, на уровне обсуждения – даже почти фантастическая для продуктового ритейла – доставка беспилотниками.

Компания даже приняла участие в тестировании новых вездеходов «Шерп», отправившихся в свой первый дальний поход от Архангельска до Петропавловска-Камчатского, организованная Русским географическим обществом.

vezdehod_3.jpg

Сложности последней мили

В удаленных регионах к базовой модели поставок «поставщик – РЦ – магазин» добавляется еще одно звено – кросс-докинговые площадки (КДП). Основное их отличие от распределительных центров в том, что на КДП привозятся большегрузным транспортом с РЦ уже скомплектованные палеты. На эти площадки также приходит товар локальных поставщиков, например, с Архангельской и ближайших областей, чаще всего категории фреш. Поставка окончательно комплектуется, и товар отправляется в магазин.

Первый пилотный проект по кросс-докинговым площадкам Х5 запустила в Вологде в конце 2015 года. За 2016 год было открыто 15 КДП в разных регионах. С труднодоступными населенными пунктами работают площадки в Мурманске, Петрозаводске, Коряжме, Архангельске, Сургуте, в ближайшее время откроется площадка в Ухте. В 2017 году планируется открыть еще 10 КДП.

«Если брать Архангельскую область, то это не самая сложная схема логистики – так как чем дальше от областного центра, тем сложнее цепочка, - говорит Ольга Наумова. Мы сейчас просчитываем модель по открытию магазинов в местах, где ежедневная доставка продукции автотранспортом возможна только полгода. Остальные 3-6 месяцев товары можно привозить только самолетами. В некоторые поселения планируем доставлять продукты зимой – по зимникам, летом – вездеходами. В таких населенных пунктах в любом случае возникнут проблемы с ежедневным обеспечением».

shema_dostavka_prodyktov_4.png

Самый сложный период для доставки товаров в таких условно доступных местах – это весна и осень, когда из-за паводка невозможно добраться даже до паромной переправы. Выход – делать запасы. Площадь магазинов, удаленных от центра, будет рассчитана на хранение товарного запаса примерно на 1,5 месяца.

При доставке скоропортящихся товаров есть еще одна проблема, над которой работает Х5, – это соблюдение температурных режимов на всех этапах. При поставках в удаленные поселки  соблюдаются такие же стандарты качества, как и в Москве. Соответственно, на всех машинах и кросс-докинговых площадках контролируется температурный режим, ведется постоянный мониторинг температуры. Для полного контроля несколько систем интегрированы в одну: система маршрутизации, мониторинг датчиков локации машин, датчиков открывания дверей. Совмещая информацию из всех систем, компания ежедневно получает отчеты по состоянию качества доставки в магазины.

strelki_5.jpg

Пойдет работать на Х5 седой паромщик

Х5 напрямую работает с маленькими транспортными компаниями, привлекая их к перевозкам, и даже с ИП, которые могут иметь всего одну машину. Из цепочки убираются посредники, диспетчера, что способствует снижению затрат. Чем дальше от центра, тем больше стараются привлекать местных партнеров.

«Есть места, где довольно давно налажена логистика – например водитель своей машины 20 лет знает паромщика и имеет преимущество при посадке. Остальным будет сложнее занять место на пароме. Лучше договориться с теми, кто уже давно работает на этом участке доставки, чем что-то придумывать самим. Такая же ситуация и с самолетами – мы же не авиакомпания, чтобы вникать во все тонкости их эксплуатации, поэтому нам удобнее пользоваться арендованными», – рассказал Тимур Паршиков.

То же самое и со складами – проще найти партнеров, которые работают в регионе и имеют склады, собственную инфраструктуру, но она в удаленных регионах есть не всегда. «В Архангельске мы арендовали склад на 2500 кв. м, на нем сделали две камеры – одна для категории фреш, с поддержанием температурного режима, вторая – сухой склад площадью 856 кв. м, - продолжает Тимур. – С этой площадки обслуживается 38 магазинов. Используется 6 единиц собственного транспорта. На кросс-докинговой площадке в Коряжме работает 3PL оператор – один из достаточно качественных дистрибьюторов области».

Логистическую инфраструктуру Х5 строит «на вырост», на апрель 2017 года в Архангельской области было открыто 57 «Пятерочек». Но к концу 2017 года там будет работать около 100 магазинов.

shema_kolichestvo_mashin.png

Снижение затрат

Количество ресурсов для обеспечения удаленных магазинов и стоимость доставки заметно отличаются от тех же операций, например, в Центральном федеральном округе. Если центральных областях на одной машине можно обеспечивать 5 магазинов, то в Архангельской – на каждый магазин нужно иметь уже 3 машины. Удлиняется и время доставки. В Центральном федеральном округе доставка от РЦ до магазина и возвращение машины обратно на РЦ занимает 12 часов, а в Мурманской области уже 134 часа.

Стоимость доставки в удаленные поселки тоже достаточно высокая, поэтому себестоимость товаров в магазинах выше. «Тем не менее, за счет масштаба мы можем существенно снизить себестоимость всей цепочки и конечного продукта в магазине, по сравнению с местной торговлей, и предлагать очень конкурентоспособные цены, которые не столь уж радикально отличаются от цен в Москве», – комментирует Ольга Наумова.

shema_prodoljitelnost_reyusa.png

Сейчас стоимость продукции федеральных поставщиков в дальних уголках России заметно отличается от московской. Федеральные FMCG-компании, будь то Danone или другие, сначала доставляют небольшие партии дистрибьюторам, которые уже на месте развозят товар по магазинам. В этой цепочке есть дополнительная стоимость и маржинальность каждого участника.

Товарная логистика Х5 старается исключить любые дополнительные звенья, удорожающие эту цепочку. «Мы всех федеральных поставщиков консолидируем на больших РЦ, затем многотонными фурами товар доставляется в Архангельск, а там партиями развозится по магазинам», – говорит Тимур Паршиков.

Схемы логистики, которые сегодня выстраивает современный ритейл, по сравнению с традиционной доставкой, позволяет значительно снизить затраты на каждую единицу товара.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1040
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
964
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
736
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1773
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
586
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
612

Освоение ритейлом

local_men.jpg

Когда в компании рассказывают о труднодоступных местах, то имеют ввиду удаленные населенные пункты северных регионов, в которых ритейлер уже представлен своими магазинами – это Мурманская и Архангельская области, республика Карелия. В ближайшем будущем Х5 планирует и «освоение» дальних уголков Ханты-Мансийского округа и Сибири.

«У нас 140 магазинов, которые расположены достаточно далеко и от населенных пунктов, и от логистических центров, на широте Петрозаводска и выше. Есть такие места, где больше, чем на 100 км нет ни одной деревни, не говоря о магазинах, а потом населенный пункт на 5-10 тыс. жителей», – говорит генеральный директор «Пятерочки» Ольга Наумова.

Приоритетами развития продуктовой розницы до недавнего времени были крупные города, в первую очередь миллионники.  На сегодняшний момент, когда в центральной России все «хлебные» места давно заняты, сети идут все дальше вглубь России. «Пятерочки» добрались уже до Сибири – в прошлом году компания начала открывать магазины в Новосибирске и области и в республике Коми.

От марш-броска до Владивостока сеть сдерживают только трудности в логистике. Чтобы доставлять продукты на всю протяженность нашей страны – 10 тыс. км – нужна «паутина» логистических центров, куда поставщики привозят продукты, чтобы ритейлер мог развезти их по своим магазинам. И, соответственно, дороги и транспорт.

shema_logistic_v_archnagelske.jpg

До 2015 года логистика Х5, развивавшейся в основном в центральных регионах, выглядела так, как выглядит современная логистика во всем мире – в Европе, США, странах с достаточно высокой плотностью населения и развитой инфраструктурой. Компания постепенно открыла 35 распределительных центров, где комплектуются товары от всех поставщиков и оттуда развозятся по магазинам. Продукты доставляют 2350 машин, находящихся в собственности компании, также Х5 пользуется услугами внешних провайдеров. В этом году компания закупит еще несколько сотен автомобилей, и их количество к концу года достигнет 3000.

Масштабы развития транспортно-логистической инфраструктуры компании уже достигли той стадии, когда Х5 смог взять на себя миссию по обеспечению услугами современного ритейла всех жителей РФ, независимо от их места жительства.

«Начиная с 2015 года, мы стали открываться в различных удаленных местах, где живут люди и есть недостаток в магазинах. И перед нами встала новая задача – это доставка товаров в труднодоступные регионы и области, где мы только начинаем развиваться, – рассказывает директор по транспорту X5 Retail Group Тимур Паршиков. – Например, недавно мы открыли магазин в закрытом городе Мирный. Люди благодарны за то, что появляются супермаркеты с широким ассортиментом продуктов, сопоставимым с тем, что можно купить на «большой земле», и при этом по адекватным ценам». Тимур Паршиков говорит, что такие объекты показывают хорошие финансовые результаты. Однако открываться они могут только на определенном удалении от РЦ, которое в среднем составляет 450 км и при наличии дорог.

Сейчас менеджмент Х5 всерьез задумался над тем, как сделать так, чтобы качество дорог, и даже в некоторых случаях их отсутствие, не стало помехой для доставки. Рассматриваются все возможности - доставка вездеходами (компания уже использует вездеходные КАМАЗЫ 6х6), речным и ж/д транспортом, паромами и самолетами, на уровне обсуждения – даже почти фантастическая для продуктового ритейла – доставка беспилотниками.

Компания даже приняла участие в тестировании новых вездеходов «Шерп», отправившихся в свой первый дальний поход от Архангельска до Петропавловска-Камчатского, организованная Русским географическим обществом.

vezdehod_3.jpg

Сложности последней мили

В удаленных регионах к базовой модели поставок «поставщик – РЦ – магазин» добавляется еще одно звено – кросс-докинговые площадки (КДП). Основное их отличие от распределительных центров в том, что на КДП привозятся большегрузным транспортом с РЦ уже скомплектованные палеты. На эти площадки также приходит товар локальных поставщиков, например, с Архангельской и ближайших областей, чаще всего категории фреш. Поставка окончательно комплектуется, и товар отправляется в магазин.

Первый пилотный проект по кросс-докинговым площадкам Х5 запустила в Вологде в конце 2015 года. За 2016 год было открыто 15 КДП в разных регионах. С труднодоступными населенными пунктами работают площадки в Мурманске, Петрозаводске, Коряжме, Архангельске, Сургуте, в ближайшее время откроется площадка в Ухте. В 2017 году планируется открыть еще 10 КДП.

«Если брать Архангельскую область, то это не самая сложная схема логистики – так как чем дальше от областного центра, тем сложнее цепочка, - говорит Ольга Наумова. Мы сейчас просчитываем модель по открытию магазинов в местах, где ежедневная доставка продукции автотранспортом возможна только полгода. Остальные 3-6 месяцев товары можно привозить только самолетами. В некоторые поселения планируем доставлять продукты зимой – по зимникам, летом – вездеходами. В таких населенных пунктах в любом случае возникнут проблемы с ежедневным обеспечением».

shema_dostavka_prodyktov_4.png

Самый сложный период для доставки товаров в таких условно доступных местах – это весна и осень, когда из-за паводка невозможно добраться даже до паромной переправы. Выход – делать запасы. Площадь магазинов, удаленных от центра, будет рассчитана на хранение товарного запаса примерно на 1,5 месяца.

При доставке скоропортящихся товаров есть еще одна проблема, над которой работает Х5, – это соблюдение температурных режимов на всех этапах. При поставках в удаленные поселки  соблюдаются такие же стандарты качества, как и в Москве. Соответственно, на всех машинах и кросс-докинговых площадках контролируется температурный режим, ведется постоянный мониторинг температуры. Для полного контроля несколько систем интегрированы в одну: система маршрутизации, мониторинг датчиков локации машин, датчиков открывания дверей. Совмещая информацию из всех систем, компания ежедневно получает отчеты по состоянию качества доставки в магазины.

strelki_5.jpg

Пойдет работать на Х5 седой паромщик

Х5 напрямую работает с маленькими транспортными компаниями, привлекая их к перевозкам, и даже с ИП, которые могут иметь всего одну машину. Из цепочки убираются посредники, диспетчера, что способствует снижению затрат. Чем дальше от центра, тем больше стараются привлекать местных партнеров.

«Есть места, где довольно давно налажена логистика – например водитель своей машины 20 лет знает паромщика и имеет преимущество при посадке. Остальным будет сложнее занять место на пароме. Лучше договориться с теми, кто уже давно работает на этом участке доставки, чем что-то придумывать самим. Такая же ситуация и с самолетами – мы же не авиакомпания, чтобы вникать во все тонкости их эксплуатации, поэтому нам удобнее пользоваться арендованными», – рассказал Тимур Паршиков.

То же самое и со складами – проще найти партнеров, которые работают в регионе и имеют склады, собственную инфраструктуру, но она в удаленных регионах есть не всегда. «В Архангельске мы арендовали склад на 2500 кв. м, на нем сделали две камеры – одна для категории фреш, с поддержанием температурного режима, вторая – сухой склад площадью 856 кв. м, - продолжает Тимур. – С этой площадки обслуживается 38 магазинов. Используется 6 единиц собственного транспорта. На кросс-докинговой площадке в Коряжме работает 3PL оператор – один из достаточно качественных дистрибьюторов области».

Логистическую инфраструктуру Х5 строит «на вырост», на апрель 2017 года в Архангельской области было открыто 57 «Пятерочек». Но к концу 2017 года там будет работать около 100 магазинов.

shema_kolichestvo_mashin.png

Снижение затрат

Количество ресурсов для обеспечения удаленных магазинов и стоимость доставки заметно отличаются от тех же операций, например, в Центральном федеральном округе. Если центральных областях на одной машине можно обеспечивать 5 магазинов, то в Архангельской – на каждый магазин нужно иметь уже 3 машины. Удлиняется и время доставки. В Центральном федеральном округе доставка от РЦ до магазина и возвращение машины обратно на РЦ занимает 12 часов, а в Мурманской области уже 134 часа.

Стоимость доставки в удаленные поселки тоже достаточно высокая, поэтому себестоимость товаров в магазинах выше. «Тем не менее, за счет масштаба мы можем существенно снизить себестоимость всей цепочки и конечного продукта в магазине, по сравнению с местной торговлей, и предлагать очень конкурентоспособные цены, которые не столь уж радикально отличаются от цен в Москве», – комментирует Ольга Наумова.

shema_prodoljitelnost_reyusa.png

Сейчас стоимость продукции федеральных поставщиков в дальних уголках России заметно отличается от московской. Федеральные FMCG-компании, будь то Danone или другие, сначала доставляют небольшие партии дистрибьюторам, которые уже на месте развозят товар по магазинам. В этой цепочке есть дополнительная стоимость и маржинальность каждого участника.

Товарная логистика Х5 старается исключить любые дополнительные звенья, удорожающие эту цепочку. «Мы всех федеральных поставщиков консолидируем на больших РЦ, затем многотонными фурами товар доставляется в Архангельск, а там партиями развозится по магазинам», – говорит Тимур Паршиков.

Схемы логистики, которые сегодня выстраивает современный ритейл, по сравнению с традиционной доставкой, позволяет значительно снизить затраты на каждую единицу товара.

Ольга Крыкова, специально для Retail.ru

«Пятерочка» идет в тайгуПятерочка, Х5 Retail Group, Ольга Наумова, логистика, схемы
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
«Пятерочка» идет в тайгу
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/cases/142470/2017-05-25