Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ultra-convenience store: формат магазинов будущего?
Несколько недель назад «Магнит» объявил о запуске небольших магазинов у дома, вдохновленных всемирно известной сетью 7-Eleven. Формат ultra-convenience store, как его называют в «Нильсен», пока слабо представлен на отечественном рынке, но, судя по поведению крупнейших игроков, вскоре он будет доминировать в российских мегаполисах. В то же время за рубежом магазины у дома уже давно занимают прочные позиции, и у них можно подчерпнуть много полезного опыта. Давайте разберемся, что это за направление и какие у него перспективы в России.
Фото: anek.soowannaphoom/Shutterstock/Fotodom
Российский розничный рынок, похоже, готовится к большим переменам. Все большей популярностью пользуются магазины небольшого формата, чья площадь варьируется от 100 до 200 кв. м.
«Если послушать, о чем сегодня говорят представители крупнейших розничных сетей, то мы все чаще слышим слово ultra-convenience – ультраудобный формат, ультракон. В зарубежной практике этот формат представлен сетью 7-Eleven. Это магазины минимальной площади, с минимальным штатом, предлагающие самый востребованный ассортимент в конкретной локации и дополнительный сервис. В России пока такой формат мало представлен… Я полагаю, в будущем году большинство открытий магазинов произойдет именно на площадях 100–200 квадратных метров», – заявил в июне Константин Локтев, исполнительный директор «Нильсен», выступая на форуме «Неделя российского ритейла 2025».
Его слова подтверждает недавний анонс «Магнита» о запуске ультраудобных магазинов «Заряд от Магнита». Средняя площадь торгового зала таких точек составит всего 100 кв. м. Новые магазины оборудуют «микрокухнями», доля готовой еды будет превышать 15% от всего ассортимента (с перспективой роста вплоть до 50%).
Кроме того, ходят слухи о возможной продаже гипермаркетов и супермаркетов «Магнита» его конкуренту «Ленте». «Магнит» якобы хочет избавиться от крупноформатных объектов и сосредоточиться на дискаунтерах и магазинах у дома. Насколько правдивы эти инсайды, пока неясно, но падение популярности гипермаркетов в России становится все более очевидным. Так, например, другой ритейлер – «О’Кей» – может в ближайшее время разделить бизнес на два самостоятельных подразделения – быстрорастущие дискаунтеры (+11,5% выручки в I квартале 2025 года) и стагнирующие гипермаркеты (– 0,9% выручки за тот же период).
Фото: MagicMore/Shutterstock/Fotodom
Знакомство с форматом
Родиной формата считаются США – именно там в 1930-х годах начали открываться первые магазины у дома. 7-Eleven, к слову, тоже американское «изобретение». Как такого понятия ultra-convenience store в англоязычной прессе не найдешь, обычно магазины шаговой доступности там называют convenience store или сокращенно c-store. Сегодня американский рынок c-store остается наиболее зрелым и насыщенным, поэтому его опыт для нас приоритетен.
Национальная ассоциация магазинов у дома (NACS), основанная в 1961 году и объединяющая тысячи ритейлеров в США и 50 других странах, выделяет следующие отличительные характеристики формата:
-
Площадь торговой точки не превышает 465 кв. м.
-
Не менее 500 SKU.
-
Расширенный график работы, желательно круглосуточно 24/7.
-
Ассортимент представлен бакалейными товарами, упор делается на напитки, снеки и табачные изделия.
-
Пешеходная доступность магазина и/или наличие внеуличной парковки.
Торговое пространство магазинов шаговой доступности ограничено, поэтому очень важно прямо со входа привлечь внимание покупателя. Некоторые исследования даже конкретизируют: первые 3 метра торгового пространства оказываются решающими при выборе товаров. В этой зоне важно выставить самые высокомаржинальные продукты, способствующие спонтанным покупкам. Не стоит пренебрегать яркими вывесками, освещением, дисплеями для продвижения таких товаров.
Скорость и простота покупки – основополагающие принципы формата c-store. Поэтому важно группировать товары: рядом с сэндвичами и горячими закусками ставить холодильники с напитками и устанавливать кофейные зоны, возле стендов с чипсами и снеками выкладывать соусы, молочные продукты и сыры хранить рядом с хлебопекарнями или хлебными отделами.
Еще одна важная отличительная составляющая c-store – зоны для перекуса в стенах магазина с микроволновыми печами и кулерами с горячей водой. Необходимо акцентировать внимание на этой зоне, чтобы клиент знал о возможности перекуса прямо в магазине и делал больше импульсивных покупок, включая лапшу быстрого приготовления, замороженные готовые блюда или снеки, растворимые напитки и т.д.
По состоянию на март 2025 года крупнейшей в США сетью магазинов у дома остается 7-Eleven (12 369 точек), следом идет канадская Circle K (5851 точка), а замыкает тройку ритейлер из Айовы Casey's (2899 точек). Всего в стране действует 152 192 c-store, на тройку лидеров приходится 13,87% всего рынка.
Сегодня американские магазины у дома переживают не лучшие времена. Темпы роста продаж в c-store по итогам 2024 года стали самыми низкими за последние 6 лет: +1,9% (293,2 млрд долларов) в сравнении с +4,5% в 2023 году, +6,6% в 2022 году и +6,2% в 2021 году.
Фото: MagicMore/Shutterstock/Fotodom
Тренды 2025
Спасение американских магазинов шаговой доступности от стагнирующих продаж возлагают на поколение Z. Сети внимательно изучают его потребительские привычки и подстраиваются под нового покупателя. Меняется ассортимент – поколение Z выбирает более здоровые и полезные блюда. Порядка 64% покупателей выбирают полезные для здоровья закуски типа фруктовых и овощных нарезок, а также йогуртов, сырных снеков и других продуктов с высоким содержанием белка. В целом снеки остаются главным фактором роста продаж c-store: почти половина американцев (48,8% опрошенных) перекусывают три или более раз в день. Причем активнее всего потребляют снеки молодые люди (от 18 до 44 лет).
82% клиентов магазинов у дома готовы переплачивать за экологичную упаковку, выбирая бренды, которые разделяют их систему ценностей. Кроме того, на упаковках все чаще встречаются «умные» этикетки, предоставляющие дополнительную информацию о продуктах и включающие сведения об их вкладе в устойчивое развитие.
Еще один интересный тренд – гибридизация и резкое увеличение площади магазинов у дома. С-store открывают полноценные кафе, разливают крафтовое пиво и комбучу, сами обжаривают кофейные зерна, не уступая Starbucks, а также приглашают к себе профессиональных шеф-поваров, которые готовят блюда на заказ, зачастую у всех на глазах на открытой кухне.
Каждая такая сеть неомагазинов у дома, как их еще называют в прессе, пытается выделиться уникальными фишками. Например, Alltown Fresh, насчитывающая 341 точку, делает акцент на дорогих швейцарских кофемашинах и свежей выпечке, которые приносят магазинам до 75% выручки (при норме 10% во всей отрасли). Нью-йоркская сеть Goods Mart (управляет тремя точками в «Большом яблоке») известна своими фирменными коробками со снеками и программой благотворительности. Филадельфийская Wawa, владеющая 1125 магазинами по всей стране, выделяется на фоне конкурентов большим ресторанным меню.
Но больше других отличилась техасская сеть Buc-ee's, насчитывающая 51 точку. В 2021 году она открыла крупнейший в мире магазин шаговой доступности площадью 6163 кв. м. Владельцы сети настаивают на том, что это не супермаркет или гипермаркет, а именно c-store, указывая на характерный для формата ассортимент (преобладают снеки и напитки), наличие пекарни и кофейни, а также сохранение принципа быстрой и удобной покупки с возможностью перекусить и заправить машину. Buc-ee's постепенно расширяется, преимущественно в Техасе со свойственной ему гигантоманией. А аналитики разводят руками и констатируют: «Да, это магазины шаговой доступности, но площадью от 4 до 5 тыс. кв. м».
Сергей Рыбачук, Retail.ru

Магазины на территории Пулково достигли выручки до 1 млн руб. с квадратного метра в месяц.