Лента

О компании
«Лента» — российская сеть гипермаркетов. Управляется компанией «Lenta Ltd». Головной офис находится в Санкт-Петербурге.
Общая информация

МКПАО «Лента» (MOEX: LENT, LSE: LNTA) – ведущий многоформатный продуктовый и FMCG ритейлер в России.

Компания развивает форматы гипермаркетов, супермаркетов, а также формат магазинов у дома под брендом «Мини Лента».

«Лента» также дает покупателям возможность совершать покупки онлайн, используя свои сервисы «Лента Онлайн», сервисы онлайн-партнеров и платформы «Утконос».

«Лента» является крупнейшей сетью гипермаркетов в России и четвертой среди крупнейших розничных сетей страны по выручке.

Компания была основана в 1993 году в Санкт-Петербурге. 

По состоянию на 31 декабря 2022 года под управлением «Ленты» находилось 259 гипермаркетов, 561 супермаркет и магазин «Мини Лента» общей торговой площадью почти 1,79 млн кв. м в более чем 200 населенных пунктах России. 

Средняя торговая площадь одного гипермаркета «Ленты» составляет около 5 500 кв. м, средняя площадь супермаркета – 800 кв. м, средняя торговая площадь магазинов формата «Мини Лента» – 450 кв. м. 

Компания располагает 14 распределительными центрами по всей России.

В 2022 году выручка «Ленты» составила 537 млрд руб. (около 7,6 млрд долларов США).

Компания «Лента» основана российским предпринимателем Олегом Жеребцовым 25 октября 1993 года в Санкт-Петербурге. Первый магазин «Лента» формата Cash & Carry открылся в 1993 году в Санкт-Петербурге на Замшиной улице. В 1996–1997 годы открываются ещё два небольших магазина в Санкт-Петербурге.

В 1999 году компания принимает решение о переформатировании сети магазинов и открывает первый торговый центр в формате гипермаркет, однако и этот гипермаркет был небольшой по площади — 2700 м². Существовавшие на тот момент магазины были закрыты. В последующие семь лет было открыто ещё восемь гипермаркетов в Санкт-Петербурге.

2006 год ознаменовался открытием первых гипермаркетов за пределами Санкт-Петербурга: открыты два торговых центра в Новосибирске и по одному в Астрахани и Тюмени. Построен первый распределительный центр в Санкт-Петербурге. В 2007 году открыто ещё десять гипермаркетов (три из них в Санкт-Петербурге), в 2008 — ещё восемь. Количество действующих гипермаркетов достигло тридцати двух.

В мае 2007 года Европейский банк реконструкции и развития за $125 млн выкупил долю в «Ленте», оцениваемую в 11–14% уставного капитала.

В конце декабря 2008 года вошла в список компаний, которые получат государственную поддержку в период экономического кризиса.

В августе 2016 года в Новосибирске открылся шестой гипермаркет компании.

В 2009–2017 годах открыто больше тридцати гипермаркетов: пять в Новокузнецке, Красноярске и Челябинске, ещё три — в Новосибирске, четыре — в Ростове-на-Дону, три — в Екатеринбурге, Омске, Томске, Кемерове, Иванове, Барнауле; по два — в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ульяновске и Ярославле; в остальных городах — по одному. Также «Лента» появлялась и на арендованных площадях в существующих торговых центрах. Построен второй распределительный центр в Новосибирске.

В Москве компания открывает магазины не в привычном формате гипермаркета, а в формате супермаркета. 27 апреля 2013 года открылся первый супермаркет «Лента» в Москве, а 18 мая этого же года — первый гипермаркет в Московской области. На декабрь 2013 года в Москве действует десять супермаркетов сети, в Московской области — один гипермаркет. Количество гипер- и супермаркетов достигло 87.

30 ноября 2016 года Лента завершила сделку по приобретению продовольственных активов компании Kesko — 11 гипермаркетов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работавших под брендом K-Ruoka. 7 декабря гипермаркеты открылись под брендом «Лента».

7 ноября 2017 года «Лента» объявила о подписании соглашения с ГК Холидей о приобретении 22 супермаркетов в сибирском регионе. В состав приобретенного актива войдут 22 собственных супермаркета, работающих под брендами «Холидей Классик», «Кора» и «Холди». 11 магазинов расположены в Новосибирске, 7 — в Кемерово и 4 — в Барнауле. Средняя торговая площадь магазинов составляет около 800 м², общая торговая площадь приобретаемых магазинов — около 18 000 м².

27 декабря 2014 года в Новосибирске открылся седьмой гипермаркет сети.

В 2015 году в Нижнем Тагиле был открыт 2-й гипермаркет.

21 декабря 2017 года первый гипермаркет «Лента» открылся в Братске.

22 февраля 2018 года в городе Екатеринбурге, был открыт четвёртый гипермаркет.

18 декабря 2018 года в городе Ноябрьск, была открыта первая «Лента» на Ямале.

Собственники и руководство

Головная компания сети — ООО «Лента» — на 100% принадлежит компании Lenta Ltd., зарегистрированной на Британских Виргинских островах. По состоянию на декабрь 2018 года распределение акций сети выглядит следующим образом:

— Генеральный директор компании — Герман Тинга, председатель совета директоров — Джон Оливер. Также в совет директоров входят: Герман Тинга, Стив Джонсон, Майкл Линч Белл, Яхо Лемменс, Юлия Соловьева, Дмитрий Швец, Стивен Хеллман, Мартин Эллинг.

— В апреле 2015 года акционеры «Ленты» пропорционально уменьшили свои пакеты акций ретейлера. TPG Group владеет 35,55% акций, ЕБРР принадлежит 15,3%, ВТБ Капитал — 5,8%, миноритариям 7,6%, менеджмент компании владеет 1,1%, в свободном обращении находится 34,6% акций «Ленты».

— Почти сразу после SPO компания объявила о выплате дивидендов своим акционерам в лице Lenta Ltd в размере 6 млрд рублей. Факты свидетельствуют о том, что акционеры постепенно избавляются от «Ленты». Причины для западных владельцев компании скорее политические, к тому же существует угроза национализации.

— 10 апреля 2015 года ВТБ Капитал уменьшил свою долю в «Ленте» до 4%, продав 3 млн GDR.

До декабря 2018 года в течение 9 лет (с 2009 года) компанию возглавлял Ян Дюннинг, который в январе 2019 года занял пост Президента компании «Магнит». Яну Дюннингу принадлежит 0,584% акций компании «Лента», стоимость которых оценивается в $10,1 млн.


Информация актуальна на 30 декабря 2023.

Ранее

Ранее

Упоминание компании в материалах
4093 12.02.2024
Статья
Как развивается фудтех в России: тренды рынка
Новые решения, острый курьерский вопрос, проблема готовых рационов, альтернативные и перспективные продукты
3236 26.12.2023
Статья
Парк покупательских тележек: что выбирают ритейлеры
«Лента», «Ашан», «Спар Калининград», «Европа», «Перекресток» и «Макси» рассказали о своих подходах и критериях.
5567 18.10.2023
Статья
INFOLine: «Монетка» поможет «Ленте» с мини-форматами
Как сделка изменит позиции «Ленты» в рейтинге крупнейших FMCG-сетей, и что ритейлер будет делать дальше?
14173 09.02.2023
Статья
Мерчандайзинг 2023: как производителю определить свою стратегию?
Совмещенный или эксклюзивный мерчандайзинг? Тренды, мнения экспертов, кейсы производителей и агентств.
7184 28.10.2022
Интервью
Александр Котляров, «Лента»: «Разрабатываем несколько десятков новых СТМ»
Как ритейлер развивает собственные марки, внедряет новинки и отслеживает качество продукции СТМ.
14260 30.09.2022
Статья
Что стимулирует беднеющего клиента покупать?
«Лента», «Бронницкий ювелир», Baon, Garlyn, «Мануфактура Константина Чайкина», «Совкомбанк» рассуждают о лояльности, скидках и промо в 2022 году.
10387 27.09.2022
Интервью
Владимир Сорокин, «Лента»: «Мы хотим построить эффективную модель маленького магазина»
О стратегии и дискаунтерах, новых поглощениях и интеграции купленных сетей, обновлении команды и планах развития.
9854 25.08.2022
Товар на полку
Как «Лента» создает собственный бренд готовой еды
У сети 4 фабрики-кухни, 30 пекарен, кулинарные и кондитерские цеха в гипермаркетах.
16864 01.06.2022
Фоторепортаж
POPAI: коммуникация у полки
Какие POSM действительно имеют преимущество?
17727 05.05.2022
Статья
Как развивать собственное производство в новых реалиях?
Мнения экспертов «Магнит», «Самбери», «Лента», «Слата», «Командор», «Красный яр», «Караван» и «Афина».
14885 26.04.2022
Статья
Открывать, закрывать или замереть? Как сейчас развиваются российские ритейлеры?
Комментарии сетей «Спар Калининград», «Лента», «Бетховен», «Победа», Hoff, «Амбар», «Жизньмарт», SOKOLOV.
9880 28.10.2021
Интервью
Юлия Батенина, «Лента»: «Жалоба покупателя – это подарок для ритейлера»
Как сеть управляет качеством сервиса, продукции, собственного производства и импорта.
14162 09.07.2021
Кейс
«Лента» превращает знания о покупателях в лояльность
Ритейлер формирует ассортимент и стратегию развития сети в целом, учитывая поведение клиентов.
18692 26.03.2021
Фоторепортаж
«Лента» отрабатывает модель супермаркета
Ритейлер пилотирует сервисы и планировочные решения для дальнейшего масштабирования.
25610 01.03.2021
Товар на полку
Зоотовары офлайн и онлайн: как развивается категория?
«Бетховен», «Лента», NielsenIQ, «Сбермаркет», Royal Canin рассказывают о трендах и поведении покупателей. 
По всем вопросам для pr-служб торговых сетей:
Захаренко Елена, координатор некоммерческих проектов Retail.ru, marketing@retail.ru

public-4028a98f6b2d809a016b646957040052