Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
19 582

Поделиться

Новые тренды управления денежными потоками

События февраля 2022 года серьезно влияют на развитие платежных технологий: ключевые стратегии управления денежными потоками в ритейле сохраняются, но некоторые тренды сменили вектор. Обозначим главные тенденции платежей в ритейле и направления изменений, вызванных текущей ситуацией.

Фото: alexkich/shutterstock

Фото: alexkich/shutterstock

Увеличение наличных оплат и наличной выручки в ритейле

Актуальность наличных как надежного способа оплаты покупок значительно выросла. По данным Центрального банка РФ, объем наличных денег в обращении в России на 1 марта 2022 года достиг 15,82 трлн рублей. При этом объем наличных денег в обращении за месяц вырос на 2 трлн рублей, или на 14,7%. Эксперты отмечают, что такого притока наличности в российскую экономику не было за все время наблюдений.

В ритейле происходит заметный рост наличных оплат. В этой ситуации наличные становятся единственной гарантией совершения покупки. Если в последние годы в ритейле росли безналичные платежи, а наличность сокращалась, то теперь тенденция изменилась — появляются «запасные» деньги для ежедневных нужд, которые люди несут в магазины. При этом цены растут, а значит, увеличивается доля наличной выручки в ритейле. В сложившейся ситуации на первый план выходят инструменты оптимизации инкассации и эффективность работы с наличными деньгами.

Рост объема монет в денежном обращении

В условиях снижения покупательской способности населения востребованность забытых в копилках мелких денег довольно быстро вырастет. Розничные компании обязаны как принимать монеты, так и точно выдавать сдачу. Если у ритейлера нет разменной монеты, кассиру приходится округлять чек в пользу покупателя, что для крупных сетей выливается в серьезные потери. Таким образом, и Центробанк, и ритейл заинтересованы в том, чтобы стимулировать возврат монет в платежный оборот. Нужны специальные устройства для удобного, простого и автоматизированного сбора металлической мелочи. И такие решения в ближайшее время будут развиваться.

Фото: hodim/shutterstock

Фото: hodim/shutterstock

Взрывной рост карт «Мир» и UnionPay

Рост популярности карт «Мир» и UnionPay напрямую связан не только со стремлением покупателей обезопасить себя от перебоев с Visa и Mastercard и использовать карты российских банков за границей, но и с желанием использовать привычный сценарий оплаты с телефона. В крупных городах потребители отвыкли носить с собой «пластик», поэтому стремятся получить карту «Мир» и воспользоваться мобильной системой Mir Pay. Например, ВТБ зафиксировал рекордный рост спроса на «Мир»: за одни сутки было открыто в цифре 27 тыс. карт национальной платежной системы. Как сообщает «Коммерсант», российские банки стали активнее оформлять клиентам карты, работающие на UnionPay: Газпромбанк только за один день выдал 1 тыс. пластиковых и 3,7 тыс. виртуальных карт, хотя прежде выдавал в среднем около 400 карт в месяц. В банке «Зенит» невысокий поток заявок увеличился до 1 тыс. штук в день, Россельхозбанк за неделю выпустил в несколько десятков раз больше карт, чем за сравнимый период в прошлом. Крупнейшие банки прорабатывают возможность выпуска кобейджинговых карт «Мир»-UnionPay.

Оптимизация бизнеспроцессов и сокращение издержек

Ритейлеры, столкнувшись с проблемами роста цен, пересмотра ассортимента, трансформации цепочек поставок, ищут новые возможности экономии и оптимизации бизнес-процессов. И если раньше можно было не заниматься эффективностью обработки наличности, то сейчас эта тема становится все более актуальной: растет стоимость классической инкассации, увеличивается нагрузка на инкассаторские службы, кассиры вынуждены тратить больше ресурсов на процессы обработки выручки и инкассации. Эксперты отмечают, что оптимальным решением задач розницы становится онлайн-инкассация, при которой все процессы автоматизированы, минимизированы ошибки и риски утери наличных, не требуется пересчитывать выручку и заботиться о том, когда инкассаторы ее заберут: за наполнением АДМ (автоматизированной депозитной машины) следит банк. Деньги, внесенные в АДМ, сразу зачисляются на расчетный счет ритейлера. Технология облегчает работу и взаимодействие всех участников денежного оборота — банка, ритейлера и инкассации.

СБП как метод оплаты в ритейле ускоряет развитие рынка

Система быстрых платежей становится все более востребованной у ритейлеров в ситуации недоступности привычных способов оплаты через Apple Pay и Google Pay. При этом комиссия за обслуживание СБП в 2,5–3 раза ниже комиссии за эквайринг. Но игроки либо еще не определились с новой технологией, либо только начинают выстраивать инфраструктуру для принятия платежей по QR-коду. Плюс придется придумывать, как стимулировать покупателей пользоваться СБП, выдавать дополнительные баллы или стикеры. Оплату по QR-коду уже внедрили такие лидеры рынка, как «Магнит» и Fix Price. В ситуации санкций такие внедрения активизируются. Тем более что Банк России рассматривает возможность увеличения максимального размера одной операции в СБП с 600 тыс. до 1 млн руб., что позволит оплачивать более крупные покупки. Правительство РФ продлило программу компенсации малому и среднему бизнесу расходов на использование СБП. В странах Восточной Азии давно популярна оплата по QR-коду, этот тренд в скором времени ожидает и российский рынок.

Фото: Profindustry

Фото: Profindustry

Снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения

Снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения, которое частично уже заблокировано или может стать недоступным в любой момент. Многие ритейлеры озадачены поиском альтернативных решений и переходом на отечественное ПО.

Пересмотр ритейлерами всего технологического пула

У каждого ритейлера сформировался свой набор используемых методов оплаты, но сейчас надо быть готовым к вызовам нового времени, расширять используемые финансовые технологии, внедрять новые решения, чтобы обеспечить удобный прием оплаты всеми доступными способами.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Дмитрий Пачин, «О’Кей»: «Гипермаркеты готовятся к масштабному перезапуску»

«О’Кей» возвращает сервисы, чтобы снова привлечь покупателей.

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами