Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Новые тренды управления денежными потоками
События февраля 2022 года серьезно влияют на развитие платежных технологий: ключевые стратегии управления денежными потоками в ритейле сохраняются, но некоторые тренды сменили вектор. Обозначим главные тенденции платежей в ритейле и направления изменений, вызванных текущей ситуацией.
Фото: alexkich/shutterstock
Увеличение наличных оплат и наличной выручки в ритейле
Актуальность наличных как надежного способа оплаты покупок значительно выросла. По данным Центрального банка РФ, объем наличных денег в обращении в России на 1 марта 2022 года достиг 15,82 трлн рублей. При этом объем наличных денег в обращении за месяц вырос на 2 трлн рублей, или на 14,7%. Эксперты отмечают, что такого притока наличности в российскую экономику не было за все время наблюдений.
В ритейле происходит заметный рост наличных оплат. В этой ситуации наличные становятся единственной гарантией совершения покупки. Если в последние годы в ритейле росли безналичные платежи, а наличность сокращалась, то теперь тенденция изменилась — появляются «запасные» деньги для ежедневных нужд, которые люди несут в магазины. При этом цены растут, а значит, увеличивается доля наличной выручки в ритейле. В сложившейся ситуации на первый план выходят инструменты оптимизации инкассации и эффективность работы с наличными деньгами.
Рост объема монет в денежном обращении
В условиях снижения покупательской способности населения востребованность забытых в копилках мелких денег довольно быстро вырастет. Розничные компании обязаны как принимать монеты, так и точно выдавать сдачу. Если у ритейлера нет разменной монеты, кассиру приходится округлять чек в пользу покупателя, что для крупных сетей выливается в серьезные потери. Таким образом, и Центробанк, и ритейл заинтересованы в том, чтобы стимулировать возврат монет в платежный оборот. Нужны специальные устройства для удобного, простого и автоматизированного сбора металлической мелочи. И такие решения в ближайшее время будут развиваться.
Фото: hodim/shutterstock
Взрывной рост карт «Мир» и UnionPay
Рост популярности карт «Мир» и UnionPay напрямую связан не только со стремлением покупателей обезопасить себя от перебоев с Visa и Mastercard и использовать карты российских банков за границей, но и с желанием использовать привычный сценарий оплаты с телефона. В крупных городах потребители отвыкли носить с собой «пластик», поэтому стремятся получить карту «Мир» и воспользоваться мобильной системой Mir Pay. Например, ВТБ зафиксировал рекордный рост спроса на «Мир»: за одни сутки было открыто в цифре 27 тыс. карт национальной платежной системы. Как сообщает «Коммерсант», российские банки стали активнее оформлять клиентам карты, работающие на UnionPay: Газпромбанк только за один день выдал 1 тыс. пластиковых и 3,7 тыс. виртуальных карт, хотя прежде выдавал в среднем около 400 карт в месяц. В банке «Зенит» невысокий поток заявок увеличился до 1 тыс. штук в день, Россельхозбанк за неделю выпустил в несколько десятков раз больше карт, чем за сравнимый период в прошлом. Крупнейшие банки прорабатывают возможность выпуска кобейджинговых карт «Мир»-UnionPay.
Оптимизация бизнеспроцессов и сокращение издержек
Ритейлеры, столкнувшись с проблемами роста цен, пересмотра ассортимента, трансформации цепочек поставок, ищут новые возможности экономии и оптимизации бизнес-процессов. И если раньше можно было не заниматься эффективностью обработки наличности, то сейчас эта тема становится все более актуальной: растет стоимость классической инкассации, увеличивается нагрузка на инкассаторские службы, кассиры вынуждены тратить больше ресурсов на процессы обработки выручки и инкассации. Эксперты отмечают, что оптимальным решением задач розницы становится онлайн-инкассация, при которой все процессы автоматизированы, минимизированы ошибки и риски утери наличных, не требуется пересчитывать выручку и заботиться о том, когда инкассаторы ее заберут: за наполнением АДМ (автоматизированной депозитной машины) следит банк. Деньги, внесенные в АДМ, сразу зачисляются на расчетный счет ритейлера. Технология облегчает работу и взаимодействие всех участников денежного оборота — банка, ритейлера и инкассации.
СБП как метод оплаты в ритейле ускоряет развитие рынка
Система быстрых платежей становится все более востребованной у ритейлеров в ситуации недоступности привычных способов оплаты через Apple Pay и Google Pay. При этом комиссия за обслуживание СБП в 2,5–3 раза ниже комиссии за эквайринг. Но игроки либо еще не определились с новой технологией, либо только начинают выстраивать инфраструктуру для принятия платежей по QR-коду. Плюс придется придумывать, как стимулировать покупателей пользоваться СБП, выдавать дополнительные баллы или стикеры. Оплату по QR-коду уже внедрили такие лидеры рынка, как «Магнит» и Fix Price. В ситуации санкций такие внедрения активизируются. Тем более что Банк России рассматривает возможность увеличения максимального размера одной операции в СБП с 600 тыс. до 1 млн руб., что позволит оплачивать более крупные покупки. Правительство РФ продлило программу компенсации малому и среднему бизнесу расходов на использование СБП. В странах Восточной Азии давно популярна оплата по QR-коду, этот тренд в скором времени ожидает и российский рынок.
Фото: Profindustry
Снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения
Снижение зависимости от зарубежного программного обеспечения, которое частично уже заблокировано или может стать недоступным в любой момент. Многие ритейлеры озадачены поиском альтернативных решений и переходом на отечественное ПО.
Пересмотр ритейлерами всего технологического пула
У каждого ритейлера сформировался свой набор используемых методов оплаты, но сейчас надо быть готовым к вызовам нового времени, расширять используемые финансовые технологии, внедрять новые решения, чтобы обеспечить удобный прием оплаты всеми доступными способами.
Retail.ru
Читайте также:
Денежные потоки в ритейле: как правильно работать с наличной выручкой?
Современная обработка наличной выручки: мнение бизнеса
«Стройландия» перешла на онлайн-инкассацию и АДМ
Кэш-бум: как гипермаркеты «Маяк» обслуживают большой поток наличных
Константин Иванов, «Дикси»: «Наличные в рознице обслуживать легче и дешевле, чем безнал»
Для чего американская сеть пиццерий «Папа Джонс» внедряет онлайн-инкассацию с помощью АДМ?
Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?
Интервью
Дмитрий Пачин, «О’Кей»: «Гипермаркеты готовятся к масштабному перезапуску»
«О’Кей» возвращает сервисы, чтобы снова привлечь покупателей.