Retail
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Качество, безопасность, госрегулирование
Общеотраслевое
11 ноября 2020, 07:00 2262 просмотра

Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?

В распоряжении ритейла несколько способов инкассации, каждый из которых по-своему влияет на бизнес-процессы. Оптимизация инкассации – важная задача для любой компании. О том, какие технологии в этой сфере сейчас актуальны для ритейла и почему автоматизированные депозитные машины (АДМ) становятся все более популярны в самых разных магазинах, на заправках, в музеях и даже курьерских службах, рассказал Сергей Барсуков, президент Profindustry («Профиндустрия-Центр») – оператора единой платформы для автоматизации оборота наличных денег Moniron Cash Connect.

Фото: Profindustry

– Сергей, инкассация – довольно консервативная отрасль, она существенно не менялась последние 30 лет. Внедрение в российском ритейле услуги онлайн-инкассации с помощью АДМ – это своего рода революция. Почему, на ваш взгляд, рынок успешно принял именно АДМ, а, например, не банкоматы для самоинкассации, установленные в крупных торговых центрах?

– АДМ решает две главные задачи ритейлера – обеспечение безопасности наличной выручки на торговой точке и моментальное зачисление денег на расчетный счет.

Банкомат для самоинкассации тоже отчасти решает эти задачи, но риски остаются высокими.

Эти устройства, как правило, установлены на первом этаже торгового центра или в зоне паркинга. Сотрудник магазина вынужден нести дневную выручку через весь ТЦ, затем ждать своей очереди, чтобы внести деньги в банкомат. В это время кассир может подвергнуться нападению злоумышленника и не только потерять выручку, но и подвергнуть серьезной опасности свое здоровье. Бывают случаи внутреннего фрода, когда кассир вступает в преступный сговор, инсценируя ограбление. По закону, ритейлер не имеет права наказать сотрудника магазина за утерю выручки на пути к банкомату – инкассация не входит в его должностные обязанности. Более того, сотрудник магазина может подать на работодателя заявление в трудовую инспекцию или прокуратуру, инкриминируя ему принуждение к исполнению непрофильных функций, повлекших нанесение вреда здоровью работника.

Есть и технические проблемы, связанные с cash-in банкоматами, используемыми для самоинкассации. Например, устройство может выйти из строя или временно потерять связь с банком. В каждом из этих случаев ритейлер не сможет сдать дневную выручку, деньги придется вернуть в магазин и обеспечить условия для их безопасного хранения до прибытия службы инкассации. Кроме того, если произойдет замятие купюры, ритейлеру сложно будет доказать, что это именно его купюра, а не физического лица, который вносил в банкомат деньги перед ним.

С депозитной машиной, установленной на торговой точке клиента, не произойдет ничего подобного: вносить в нее выручку удобно и безопасно в любое время суток и сколь угодно часто, а в случае замятия купюры кассир сможет самостоятельно извлечь ее. Кроме того, в отличие от банкоматов, в случае временного отключения связи АДМ может проверять и принимать деньги, зачисляя выручку на счет клиента сразу после восстановления соединения.

Фото: Profindustry

– Есть ли сегодня на рынке другие инструменты инкассации, соперничающие с АДМ?

– В крупных автодилерских центрах и мебельных гипермаркетах банки иногда размещают операционную кассу. Кассир принимает от покупателей оплату за товары, а в конце дня банк инкассирует выручку. Но это дорогостоящее решение, и сейчас мы видим постепенный отказ от оперкасс в пользу установки АДМ с функцией ресайклинга.

С началом коронакризиса на рынке появилась новая тенденция – рост самостоятельной доставки наличной выручки в банк. Но этот вариант вызывает вопросы с точки зрения безопасности и может подойти только микропредприятиям с одной-двумя торговыми точками.

– Сергей, АДМ Moniron сегодня установлены на более чем 20 тысячах точек из сегментов food-ритейла, fashion и фармацевтики. Есть ли у каждой из этих отраслей специфические требования к онлайн-инкассации как к услуге?

– Требования к сервису у торговых точек в любой отрасли примерно одинаковы, но причины внедрения услуги могут быть разными.  Например, для магазинов, автозаправок и аптек, расположенных на федеральных трассах и в отдаленных населенных пунктах, на первый план выходит обеспечение безопасности. Вскрыть АДМ до приезда бригады быстрого реагирования практически невозможно, так что торговая точка перестает быть интересной добычей для злоумышленников.

В food -ритейле большую роль играют прямые экономические и финансовые показатели. Например, у супермаркетов дневная наличная выручка может быть очень высокой, и ритейлер получает серьезную финансовую выгоду, если деньги в течение нескольких секунд после внесения в АДМ оказываются на расчетном счете. Кроме того, супермаркет оптимизирует документооборот и рабочее время сотрудников, которое обычно тратится на ручной пересчет денег, снимает необходимость установки дополнительного оборудования для обработки наличной выручки.  

Помимо продуктовых и модных магазинов,  депозитные машины Moniron установлены в крупных ресторанных сетях – например, в «Макдоналдс». Нашими устройствами пользуются салоны сотовой связи, магазины электроники, ЖД-кассы, автозаправочные станции по всей стране, аптеки и даже музеи – например, Кунсткамера в Санкт-Петербурге и Музеи Кремля в Москве.

– Выручка музеев настолько велика, что им требуется АДМ?

– Чем более популярен музей, тем больше его выручка, наличная и безналичная. И АДМ помогает обеспечить безопасность денег и сотрудников, а также дает возможность работникам посвятить свое время общению с посетителями и выполнению основных профессиональных задач, не отвлекаясь на непрофильные процессы – пересчет выручки, составление сопутствующих документов и взаимодействию с инкассаторами.

То же самое, кстати, касается и аптек: покупатель ожидает от работника аптеки прежде всего грамотной консультации по профильным вопросам. Не всегда высокопрофессиональный провизор совмещает в себе способности к обеспечению кассовой деятельности.

Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?

– Насколько велика потребность в онлайн-инкассации и АДМ у торговых точек, где выручка зависит от сезона? Например, у магазинов велосипедов или бутиков меховых изделий.

– Для таких торговых точек онлайн-инкассация гораздо выгоднее классической, так как позволяет моментально видеть выручку на расчетном счете и пользоваться ею, а не накапливать наличные и тратиться на их безопасное хранение. Ведь динамика выручки некоторых ритейлеров может значительно отличаться даже внутри одного месяца, зависеть от погоды и праздников. Магазину приходится непрерывно подстраиваться под неравномерный поток выручки, ему сложно планировать график визита инкассаторов. В итоге, сезонный ритейл серьезно переплачивает за услуги классической инкассации. Особенно это актуально для больших сетей с количеством точек от десяти. Тариф на онлайн-инкассацию напрямую связан с процентом от внесенной выручки, так что компания не тратит лишнего.

– Отличаются ли конфигурации АДМ, которые вы устанавливаете на торговых точках из разных отраслей?

– Отличие в конфигурации действительно есть. Например, в крупном ритейле АДМ нельзя установить в кассовой зоне, там она будет мешать и кассиру, и покупателям. Поэтому на таких точках машины размещаются в бэк-офисе, служебных помещениях. А если они еще и с функцией ресайклинга, то это довольно большие по размеру устройства.

Автозаправки, аптеки и fashion-магазины, напротив, часто устанавливают АДМ во фронт-зоне. Это удобно – кассир может вносить в АДМ выручку сразу после ее получения от покупателя, не сходя с рабочего места. Так что эти машины специально адаптированы для размещения под кассовой стойкой.

На станциях продажи билетов люди часто расплачиваются монетами, так что на этих точках АДМ оснащена дополнительным модулем для приема монет.

– Какие, на ваш взгляд, новые сегменты ритейла вскоре перейдут на использование АДМ?

– С началом коронакризиса и введения всеобщего режима самоизоляции мощный скачок совершила отрасль курьерской доставки. Для оптимизации процессов ритейлеры начали создавать хабы, так называемые dark-store. Курьеры приезжают туда в определенное время и сдают выручку не кассиру, а напрямую в АДМ. Уникальность этого сегмента в том, что на одну точку мы иногда устанавливали две-три депозитные машины, чтобы не допускать появления очередей на сдачу наличных. Такие хабы создают не только FMCG-ритейлеры и рестораны, но и онлайн-продавцы одежды, магазины электроники и автозапчастей. Это быстрорастущий сегмент, для которого характерен значительный объем наличной выручки, нуждающейся в эффективной обработке.

Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Загрузка

В распоряжении ритейла несколько способов инкассации, каждый из которых по-своему влияет на бизнес-процессы. Оптимизация инкассации – важная задача для любой компании. О том, какие технологии в этой сфере сейчас актуальны для ритейла и почему автоматизированные депозитные машины (АДМ) становятся все более популярны в самых разных магазинах, на заправках, в музеях и даже курьерских службах, рассказал Сергей Барсуков, президент Profindustry («Профиндустрия-Центр») – оператора единой платформы для автоматизации оборота наличных денег Moniron Cash Connect.

Фото: Profindustry

– Сергей, инкассация – довольно консервативная отрасль, она существенно не менялась последние 30 лет. Внедрение в российском ритейле услуги онлайн-инкассации с помощью АДМ – это своего рода революция. Почему, на ваш взгляд, рынок успешно принял именно АДМ, а, например, не банкоматы для самоинкассации, установленные в крупных торговых центрах?

– АДМ решает две главные задачи ритейлера – обеспечение безопасности наличной выручки на торговой точке и моментальное зачисление денег на расчетный счет.

Банкомат для самоинкассации тоже отчасти решает эти задачи, но риски остаются высокими.

Эти устройства, как правило, установлены на первом этаже торгового центра или в зоне паркинга. Сотрудник магазина вынужден нести дневную выручку через весь ТЦ, затем ждать своей очереди, чтобы внести деньги в банкомат. В это время кассир может подвергнуться нападению злоумышленника и не только потерять выручку, но и подвергнуть серьезной опасности свое здоровье. Бывают случаи внутреннего фрода, когда кассир вступает в преступный сговор, инсценируя ограбление. По закону, ритейлер не имеет права наказать сотрудника магазина за утерю выручки на пути к банкомату – инкассация не входит в его должностные обязанности. Более того, сотрудник магазина может подать на работодателя заявление в трудовую инспекцию или прокуратуру, инкриминируя ему принуждение к исполнению непрофильных функций, повлекших нанесение вреда здоровью работника.

Есть и технические проблемы, связанные с cash-in банкоматами, используемыми для самоинкассации. Например, устройство может выйти из строя или временно потерять связь с банком. В каждом из этих случаев ритейлер не сможет сдать дневную выручку, деньги придется вернуть в магазин и обеспечить условия для их безопасного хранения до прибытия службы инкассации. Кроме того, если произойдет замятие купюры, ритейлеру сложно будет доказать, что это именно его купюра, а не физического лица, который вносил в банкомат деньги перед ним.

С депозитной машиной, установленной на торговой точке клиента, не произойдет ничего подобного: вносить в нее выручку удобно и безопасно в любое время суток и сколь угодно часто, а в случае замятия купюры кассир сможет самостоятельно извлечь ее. Кроме того, в отличие от банкоматов, в случае временного отключения связи АДМ может проверять и принимать деньги, зачисляя выручку на счет клиента сразу после восстановления соединения.

Фото: Profindustry

– Есть ли сегодня на рынке другие инструменты инкассации, соперничающие с АДМ?

– В крупных автодилерских центрах и мебельных гипермаркетах банки иногда размещают операционную кассу. Кассир принимает от покупателей оплату за товары, а в конце дня банк инкассирует выручку. Но это дорогостоящее решение, и сейчас мы видим постепенный отказ от оперкасс в пользу установки АДМ с функцией ресайклинга.

С началом коронакризиса на рынке появилась новая тенденция – рост самостоятельной доставки наличной выручки в банк. Но этот вариант вызывает вопросы с точки зрения безопасности и может подойти только микропредприятиям с одной-двумя торговыми точками.

– Сергей, АДМ Moniron сегодня установлены на более чем 20 тысячах точек из сегментов food-ритейла, fashion и фармацевтики. Есть ли у каждой из этих отраслей специфические требования к онлайн-инкассации как к услуге?

– Требования к сервису у торговых точек в любой отрасли примерно одинаковы, но причины внедрения услуги могут быть разными.  Например, для магазинов, автозаправок и аптек, расположенных на федеральных трассах и в отдаленных населенных пунктах, на первый план выходит обеспечение безопасности. Вскрыть АДМ до приезда бригады быстрого реагирования практически невозможно, так что торговая точка перестает быть интересной добычей для злоумышленников.

В food -ритейле большую роль играют прямые экономические и финансовые показатели. Например, у супермаркетов дневная наличная выручка может быть очень высокой, и ритейлер получает серьезную финансовую выгоду, если деньги в течение нескольких секунд после внесения в АДМ оказываются на расчетном счете. Кроме того, супермаркет оптимизирует документооборот и рабочее время сотрудников, которое обычно тратится на ручной пересчет денег, снимает необходимость установки дополнительного оборудования для обработки наличной выручки.  

Помимо продуктовых и модных магазинов,  депозитные машины Moniron установлены в крупных ресторанных сетях – например, в «Макдоналдс». Нашими устройствами пользуются салоны сотовой связи, магазины электроники, ЖД-кассы, автозаправочные станции по всей стране, аптеки и даже музеи – например, Кунсткамера в Санкт-Петербурге и Музеи Кремля в Москве.

– Выручка музеев настолько велика, что им требуется АДМ?

– Чем более популярен музей, тем больше его выручка, наличная и безналичная. И АДМ помогает обеспечить безопасность денег и сотрудников, а также дает возможность работникам посвятить свое время общению с посетителями и выполнению основных профессиональных задач, не отвлекаясь на непрофильные процессы – пересчет выручки, составление сопутствующих документов и взаимодействию с инкассаторами.

То же самое, кстати, касается и аптек: покупатель ожидает от работника аптеки прежде всего грамотной консультации по профильным вопросам. Не всегда высокопрофессиональный провизор совмещает в себе способности к обеспечению кассовой деятельности.

Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?

– Насколько велика потребность в онлайн-инкассации и АДМ у торговых точек, где выручка зависит от сезона? Например, у магазинов велосипедов или бутиков меховых изделий.

– Для таких торговых точек онлайн-инкассация гораздо выгоднее классической, так как позволяет моментально видеть выручку на расчетном счете и пользоваться ею, а не накапливать наличные и тратиться на их безопасное хранение. Ведь динамика выручки некоторых ритейлеров может значительно отличаться даже внутри одного месяца, зависеть от погоды и праздников. Магазину приходится непрерывно подстраиваться под неравномерный поток выручки, ему сложно планировать график визита инкассаторов. В итоге, сезонный ритейл серьезно переплачивает за услуги классической инкассации. Особенно это актуально для больших сетей с количеством точек от десяти. Тариф на онлайн-инкассацию напрямую связан с процентом от внесенной выручки, так что компания не тратит лишнего.

– Отличаются ли конфигурации АДМ, которые вы устанавливаете на торговых точках из разных отраслей?

– Отличие в конфигурации действительно есть. Например, в крупном ритейле АДМ нельзя установить в кассовой зоне, там она будет мешать и кассиру, и покупателям. Поэтому на таких точках машины размещаются в бэк-офисе, служебных помещениях. А если они еще и с функцией ресайклинга, то это довольно большие по размеру устройства.

Автозаправки, аптеки и fashion-магазины, напротив, часто устанавливают АДМ во фронт-зоне. Это удобно – кассир может вносить в АДМ выручку сразу после ее получения от покупателя, не сходя с рабочего места. Так что эти машины специально адаптированы для размещения под кассовой стойкой.

На станциях продажи билетов люди часто расплачиваются монетами, так что на этих точках АДМ оснащена дополнительным модулем для приема монет.

– Какие, на ваш взгляд, новые сегменты ритейла вскоре перейдут на использование АДМ?

– С началом коронакризиса и введения всеобщего режима самоизоляции мощный скачок совершила отрасль курьерской доставки. Для оптимизации процессов ритейлеры начали создавать хабы, так называемые dark-store. Курьеры приезжают туда в определенное время и сдают выручку не кассиру, а напрямую в АДМ. Уникальность этого сегмента в том, что на одну точку мы иногда устанавливали две-три депозитные машины, чтобы не допускать появления очередей на сдачу наличных. Такие хабы создают не только FMCG-ритейлеры и рестораны, но и онлайн-продавцы одежды, магазины электроники и автозапчастей. Это быстрорастущий сегмент, для которого характерен значительный объем наличной выручки, нуждающейся в эффективной обработке.

Retail.ru

Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Сергей Барсуков, Profindustry: Как ритейлу оптимизировать инкассацию?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/sergey-barsukov-profindustry-kak-riteylu-optimizirovat-inkassatsiyu-/2020-11-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052