Декоративное изображение
235

Поделиться

Как повлияет на розничный рынок усиление контроля маркировки

С 1 сентября 2025 года Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) как оператор системы маркировки «Честный знак» получит новые полномочия. Теперь система будет не просто фиксировать наличие разрешительных документов, таких как декларации соответствия, сертификаты и санитарно-эпидемиологические заключения, но и в автоматическом режиме проверять их актуальность и подлинность через государственные реестры, например, реестры Росаккредитации и Роспотребнадзора. При нахождении несоответствий товар будет исключаться из системы маркировки. Как повлияет усиление контроля на игроков рынка, Retail.ru поинтересовался у логистических компаний.

Фото: Zamrznuti tonovi/Shutterstock/Fotodom

Фото: Zamrznuti tonovi/Shutterstock/Fotodom

Константин Бондаренко, заместитель генерального директора по таможенному оформлению BMJ-Logistics

Константин Бондаренко. Фото BMJ-Logistics

Константин Бондаренко. Фото BMJ-Logistics

Для чего был введен дополнительный контроль и как можно к нему подготовиться?

Не все импортеры оформляют разрешительные документы корректно, с проведением реальных испытаний образцов продукции. Часто испытания фактически не проводятся, и протоколы просто «рисуются» недобросовестными лабораториями, особенно в странах ЕАЭС. Такие разрешительные документы при дополнительной проверке будут аннулироваться.

На первом этапе усиленный контроль распространяется на наиболее чувствительные товарные группы: обувь, парфюмерию, шины и бутилированную воду. В дальнейшем аналогичные механизмы будут применяться ко всем 27 группам продукции, подлежащей цифровой маркировке. Для бизнеса это означает, что при попытке ввести маркированный товар в оборот система тут же сверит документы и в случае обнаружения несоответствий или аннулирования заблокирует дальнейшее движение товара по рынку. Такое нововведение повысит прозрачность товарооборота, снизит долю контрафактной продукции, создаст равные условия конкуренции и защитит потребителей от некачественных и фальсифицированных товаров.

Ключевое новшество в том, что система призвана свести к минимуму человеческий фактор и вероятность использования недостоверных или просроченных документов. Сведения о сроках действия разрешительной документации, фактах отзыва или аннулирования, а также соответствии продукции заявленным характеристикам теперь будут проверяться автоматически. Привязка разрешительных документов к каждой товарной позиции станет обязательной с 13 января 2026 года, что существенно повысит точность контроля на всех этапах движения товара. То есть действующая декларация, например, на женские туфли, привязанная к мужским кроссовкам, проверку не пройдёт.

Для участников рынка и логистических операторов новые правила станут стимулом к еще более активной цифровизации и обновлению внутренних процессов. Уже сейчас важно убедиться, что все разрешительные документы для импортируемой и маркируемой продукции актуальны, корректно оформлены и должным образом привязаны к конкретным товарам.

Марина Казакова, коммерческий директор АО «Юнитрейд»

Марина Казакова. Фото: АО «Юнитрейд»

Марина Казакова. Фото: АО «Юнитрейд»

Повлияет ли нововведение на процессы таможенного оформления и логистику импортных товаров?

Импортеры наносят маркировку на территории завода-изготовителя, на складе консолидации логистического партнера или на таможенном складе. На процесс таможенного оформления изменение не повлияет, потому что заявка на регистрацию товаров для маркировки подается импортером заранее, как правило, до отгрузки товара.

Если при подаче заявки будут обнаружены проблемы, то придет отказ в регистрации товара, и отгрузку придется задержать. В случае, если это будет связано с некорректными разрешительными документами, потребуется 1-2 месяца, чтобы изготовить новый сертификат или декларацию соответствия. И отгрузки отдельных видов товаров, которые попали под данное нововведение (например, обувь, парфюмерия), тоже будут задержаны.

Также отказ может прийти импортеру при подаче уведомления о вводе обувных товаров в оборот, но эта процедура проводится уже после доставки товара и выпуска декларации».

Как новые требования повлияют на сроки движения товаров через границу и внутри России?

Члены ЕАЭС предпринимают меры борьбы с контрафактом. Например, с начала июня этого года на границе с Казахстаном мы фиксируем задержки фур, следующих из Китая в РФ. Если ранее прохождение границы занимало три часа, то сейчас из-за проверок это может растянуться на двое-трое суток. Соответственно, перевозчики несут расходы из-за простоев транспорта и дополнительных погрузочно-разгрузочных работ при досмотре. Также возможна полная конфискация при обнаружении контрафактных товаров.

Какие новые риски для транспортно-логистических компаний могут возникнуть?

Подлинность разрешительных документов при таможенном декларировании товаров в РФ проверяется достаточно давно, более пяти лет, поэтому новых рисков мы не видим.

Усиление контроля разрешительной документации поможет минимизировать «серую» логистику, которая до сих пор была относительно доступной. Импортер, который «в серую» привезет товар, уже не сможет его реализовать, так как будут введены дополнительные проверки на этапе подачи уведомления о вводе товаров в оборот.

Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора компании «Курьер Сервис Экспресс»

Мария Мартынова. Фото: «Курьер Сервис Экспресс»

Мария Мартынова. Фото: «Курьер Сервис Экспресс»

Какие затраты несут логистические компании на работу с новыми процессами?

Одним из ключевых моментов во всей истории «Честного знака» является необходимость бесшовной интеграции новых систем проверки с существующими ИТ-системами участников цепочки: поставщиков, интернет-магазинов и ОФД. Требуются инвестиции в IT-инфраструктуру, так как основные доработки будут на стороне данных департаментов. В части проверки подлинности маркировки логисты видятся пассивными участниками, так как их процессы не включают проверку. Однако обеспечение маркировки является одной из наболевших проблем логистики, в первую очередь, связанной со скоростью данного процесса. Поэтому логистам для сохранения сроков доставки «до прилавка» потребуются дополнительные ресурсы, в том числе расширение штата минимум на 20%.

Каким образом можно минимизировать задержки доставки товара в новых условиях?

Оптимальный вариант – осуществлять маркировку на складе отправителя или производителя. На перевозку будет уходить уже готовый товар. В таком случае планировать поставки нужно заблаговременно – это поможет минимизировать задержки.

Однако далеко не все компании на рынке могут позволить себе такую «роскошь».

Поэтому часто реализуется второй вариант, который предусматривает организацию отлаженного процесса маркировки на складе, функционально отвечающем всем требованиям для этой деятельности. При этом нужно учитывать, что производительность склада за счет дополнительных работ по маркировке падает примерно на 30%.

Евгений Смирнов, коммерческий директор логистического оператора Molcom

Евгений Смирнов. Фото Molcom

Евгений Смирнов. Фото Molcom

Как новые требования повлияют на сроки движения товаров через границу и внутри России и что могут в этих условиях сделать логистические компании?

Предпрлагаю, что на начальном этапе срок таможенного оформления может увеличиться на 15–20%. Однако компании, которые смогут заранее подготовиться к изменениям, существенно сократят эти задержки. От участников рынка в связи с нововведениями могут потребоваться такие меры, как внедрение новых систем контроля, обучение персонала и усиление документооборота. По оценкам экспертов, затраты на автоматизацию процессов могут составить 30–40% от общих расходов, на персонал — 25–35%, на IT-инфраструктуру — 20–25%.

Видите ли вы потенциал для улучшения взаимодействия между логистическими компаниями, контролирующими органами и системой маркировки в свете этих изменений? Какие технологии или процессы могут помочь?

Существует значительный потенциал для улучшения взаимодействия между всеми участниками цепочки поставок. Ключевыми технологиями, которые могут помочь в этом, являются единая цифровая платформа для обмена данными, блокчейн-технологии, системы электронного документооборота и искусственный интеллект. На собственном опыте можем предполагать, что внедрение подобных технологий позволит повысить эффективность взаимодействия на 50% и более.

По мнению большинства участников рынка, снизить риски задержки и блокировки поставок можно только одним способом – заранее тщательно изучить новые требования и адаптировать собственные системы и бизнес процессы к новым условиям. Основные акценты – на автоматизации сверки документов, интеграции с государственными реестрами и регулярном обучении персонала.

Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Любовь Козьмина, «Дрогери Союз»: «Мы создали качественный портфель СТМ и планируем до 2027 года нарастить его долю до 20%»

За 10 лет работы «Дрогери Союз» утроил количество участников, создал портфель из 24 СТМ и др.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами