Декоративное изображение
5 135

Поделиться

История Walgreens: как аптечная сеть выиграла от сухого закона и пострадала от пандемии?

Старейшая в США сеть аптек Walgreens продолжает реструктуризировать бизнес и снижать свои аппетиты, несмотря на недавний потребительский бум, который был вызван массовой вакцинацией и профилактикой от COVID-19, тем самым ставя диагноз всей отрасли. Почему Walgreens закрывает магазины и сокращает персонал, как пандемия повлияла на аптечный бизнес и чем она отличается от сухого закона, обогатившего американские аптеки, – попытаемся ответить в этой статье.

Фото: saaton/shutterstock

Фото: saaton/shutterstock

Сверхбыстрая доставка – волшебный прием Уолгрина

Walgreens ведет свою историю с маленькой аптеки, открытой Чарльзом Уолгрином (Charles Walgreen) в Чикаго в 1901 году. Уолгрин был родом из небольшого городка Диксон, расположенного в 95 км от Чикаго. Он приехал в столицу штата совсем без денег, но с мечтой открыть аптеку и вести бизнес без помощи семьи. Для этого он работал у ведущих фармацевтов города, изучая их ремесло и бизнес изнутри и в 1897 году сам стал дипломированным фармацевтом.

На тот момент в Чикаго работало как минимум 1500 аптек, конкуренция была невообразимая, а у потребителей не было недостатка в выборе. Но это не остановило Уолгрина, и он все-таки открыл свою первую аптеку под вывеской Walgreen’s Drug Co. (позднее название было сокращено до Walgreen’s, а в 1955 году из названия был исключен апостроф). Помимо лекарств, в аптеке продавались различные продукты и мелкие товары для дома. Это выделяло ее среди других аптек, однако главным преимуществом стал клиентский опыт.

Уолгрин очаровывал своих покупателей таким необычным приемом: когда клиенты заказывали безрецептурные лекарства и другие товары на дом по телефону, он громко зачитывал состав заказа и адрес, а после продолжал милый разговор, обсуждая погоду и городские новости. В это время работник собирал заказ и доставлял его клиенту. Разговор Уолгрина с покупателем прерывался стуком в дверь курьера, который привозил заказ из Walgreens. Удивленные клиенты возвращались к телефону и благодарили Уолгрина за столь быструю доставку. Весть об аптеке Walgreens по сарафанному радио разносилась по всему Чикаго, каждый хотел опробовать на себе сверхбыструю доставку.

В 1909 году Уолгрин открыл вторую аптеку в южной части Чикаго, от новых клиентов не было отбоя, и перед ним встала задача найти новые способы удовлетворять спрос. Центральное место в американских аптеках тогда занимал автомат с газировкой, которая считалась неотъемлемым средством для поддержания здоровья. Автоматы охлаждали газированную воду, подслащенную сиропами и мороженым, и пользовались огромной популярностью летом. Однако осенью эти автоматы обычно отключали, и трафик аптек заметно падал до прихода весны. Уолгрина это не устраивало, и он задался вопросом: «Почему бы не продавать горячую еду в холодное время года? Так в Walgreens появились полки с сэндвичами, супом и десертами, которые готовила жена Чарльза на домашней кухне.

Покупатели встретили такое нововведение с огромным энтузиазмом. Уже к 1913 году сеть Walgreens разрослась до четырех аптек, а к 1919 году – до двадцати. Примечательно, что многие менеджеры, которых Уолгрин нанял в те годы, в будущем продолжили работу в компании уже на более высоких позициях и стали выдающимися управленцами. Нюх Уолгрина на таланты и смелость в инновациях стали факторами успеха сети.

Фото: Everett Collection/shutterstock

Фото: Everett Collection/shutterstock

Молочный коктейль, виски и Великая депрессия без упадка

Следующим толчком для Walgreens стала еще одна инновация – изобретение молочного коктейля в 1922 году. Отвечающий за автоматы с газировкой в Walgreens Ивар Коулсон (Ivar Coulson) решил поэкспериментировать и добавить в традиционный солодовый молочный коктейль (тоже изобретение Walgreens, пользующееся уже тогда популярностью) несколько шариков мороженого. Так получился уникальный коктейль, покоривший сначала Чикаго, а потом и все Соединенные Штаты. Обратим внимание, что Ивара Коулсона тоже нанял Уолгрин – настолько был велик его дар в поиске кадров.

Благодаря молочному коктейлю Walgreens стал меккой для детей и молодежи. В 1929 году сеть была представлена уже 525 аптеками в Чикаго, Нью-Йорке, Майами и других крупных городах. В 1927 году Walgreens стала публичной компанией.

Но успехом Walgreens обязан не только молочному коктейлю Ивара Коулсона. С 1920 по 1933 год в США действовал сухой закон, вскормивший целую индустрию бутлегерства, а заодно и мафию, «крышующую» черный рынок. Сухой закон оставлял алкоголь в легальном поле только в двух случаях: для причастия и в медицинских целях.

Национальный закон о запрете алкоголя (National Prohibition Act) гласил: «Человек может без разрешения покупать и употреблять спиртные напитки в лечебных целях, если это предписано врачом». Врач мог выписать вам рецепт на виски или вино при довольно большом списке заболеваний, который начинается гриппом и заканчивается диабетом. И этой ситуацией, конечно, не могли не воспользоваться в сети Walgreens, ассортимент которой пополнился алкогольными напитками. Возможно, именно виски, а не молочный коктейль стал главным источником роста сети до 500 магазинов за первые девять лет сухого закона. Хотя в Walgreens этого, конечно, не признают.

Так или иначе, компания Чарльза Уолгрина продолжила активно развиваться и даже неплохо перенесла Великую депрессию.

С конца 30-х годов Walgreens много инвестировала в рекламу: компания стала крупнейшим рекламодателем Чикаго и первой аптечной сетью, заказавшей рекламу на радио и телевидении.

Далее сеть росла намного более скромными темпами, и к 1975 году расширилась до 633, а через 10 лет – до 1000 аптек.

Компания (уже под новым руководством наследников Уолгрина) продолжала инвестировать в технологии и в начале 1980-х уже перевела каталог и рецепты в электронный формат, а в 1999-м запустила интернет-аптеку. К 2005 году под вывеской Walgreens работало уже 5000 аптек по всем США. В 2000–2010-х годах Walgreens активно поглощала конкурентов, включая Happy Harry's в 2006 году и онлайн-магазин Drugstore.com в 2011-м.

Фото: William Barton/shutterstock

Фото: William Barton/shutterstock

Неудачный союз

Следующим важным шагом для Walgreens стала покупка в 2014 году 55% швейцарской фармацевтической компании Alliance Boots, которая управляла аптечной сетью в Великобритании и странах Европы под вывеской Boots. Так появилась крупнейшая в мире аптечная сеть Walgreens Boots Alliance, которая сегодня управляет почти 13 тыс. точек в США и Западной Европе. Забавно, что уже через несколько лет после покупки Boots Walgreens успела пожалеть об этом приобретении и даже задумывалась о продаже актива в 2021 году, так как компания столкнулась с падением выручки.

Вообще рост аптечной сети Walgreens остановился в 2018 году на отметке в 9560 точек – затем компания начала реструктуризацию бизнеса, и на сегодняшний день в США осталось 8886 аптек сети.

Пандемия коронавируса усугубила ситуацию. Казалось бы, трафик в аптеках бил рекорды, люди резко начали заботиться о своем здоровье и закупаться лекарствами. Однако локдауны привели к падению прибыли Walgreens на $750 млн к лету 2020 года. Хотя аптеки во время локдаунов оставались открытыми, американцы предпочитали оставаться дома, что негативно сказалось на трафике (несмотря на то что продажи выросли на скромные 0,1%).

2021 год благодаря появлению вакцин от COVID-19 оказался более благоприятным для Walgreens: продажи в некоторых категориях подскочили на 25%, и это касалось не только экспресс-тестов на вирус. Но 2022 и 2023 года нанесли новый удар по Walgreens – высокая инфляция, бережливое поведение американцев и усталость от локдаунов вызвали резкое падение продаж в аптеках. В итоге летом 2023 года Walgreens объявила о вынужденном закрытии 450 аптек – 150 в США и 300 в Великобритании (речь о сети Boots), а также об увольнении 10% офисного персонала (500 человек). После этого сообщения акции Walgreens упали на 30% до 11-летнего минимума.

Новые условия требуют от Walgreens, как и от других аптечных сетей и ритейлеров в целом, трансформации, и первым шагом к ней станет сокращение сети. Не в такую трансформацию верил Чарльз Уолгрин, но время диктует свои правила, а хитростей времен сухого закона сегодня нет.

Хотя, подождите. В мае суд Сан-Франциско обязал Walgreens выплатить $230 млн для урегулирования дела о распространении опиоидов в аптеках сети. Судья установил, что Walgreens «существенно способствовала» опиоидной эпидемии в городе: «Доказательства показали, что Walgreens не предоставила своим фармацевтам достаточно времени, персонала или ресурсов для проведения комплексной проверки рецептов». В период с 2014 по 2020 год смертность от передозировки опиоидами в Сан-Франциско выросла почти на 500%. Эта проблема характерна не только для Сан-Франциско, но и для всех США. И для Walgreens это не первое дело, связанное с опиоидами. Похоже, что в этот раз аптечной сети не удалось найти лазейку или ее быстро поймали.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами