Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
История Walgreens: как аптечная сеть выиграла от сухого закона и пострадала от пандемии?
Старейшая в США сеть аптек Walgreens продолжает реструктуризировать бизнес и снижать свои аппетиты, несмотря на недавний потребительский бум, который был вызван массовой вакцинацией и профилактикой от COVID-19, тем самым ставя диагноз всей отрасли. Почему Walgreens закрывает магазины и сокращает персонал, как пандемия повлияла на аптечный бизнес и чем она отличается от сухого закона, обогатившего американские аптеки, – попытаемся ответить в этой статье.
Фото: saaton/shutterstock
Сверхбыстрая доставка – волшебный прием Уолгрина
Walgreens ведет свою историю с маленькой аптеки, открытой Чарльзом Уолгрином (Charles Walgreen) в Чикаго в 1901 году. Уолгрин был родом из небольшого городка Диксон, расположенного в 95 км от Чикаго. Он приехал в столицу штата совсем без денег, но с мечтой открыть аптеку и вести бизнес без помощи семьи. Для этого он работал у ведущих фармацевтов города, изучая их ремесло и бизнес изнутри и в 1897 году сам стал дипломированным фармацевтом.
На тот момент в Чикаго работало как минимум 1500 аптек, конкуренция была невообразимая, а у потребителей не было недостатка в выборе. Но это не остановило Уолгрина, и он все-таки открыл свою первую аптеку под вывеской Walgreen’s Drug Co. (позднее название было сокращено до Walgreen’s, а в 1955 году из названия был исключен апостроф). Помимо лекарств, в аптеке продавались различные продукты и мелкие товары для дома. Это выделяло ее среди других аптек, однако главным преимуществом стал клиентский опыт.
Уолгрин очаровывал своих покупателей таким необычным приемом: когда клиенты заказывали безрецептурные лекарства и другие товары на дом по телефону, он громко зачитывал состав заказа и адрес, а после продолжал милый разговор, обсуждая погоду и городские новости. В это время работник собирал заказ и доставлял его клиенту. Разговор Уолгрина с покупателем прерывался стуком в дверь курьера, который привозил заказ из Walgreens. Удивленные клиенты возвращались к телефону и благодарили Уолгрина за столь быструю доставку. Весть об аптеке Walgreens по сарафанному радио разносилась по всему Чикаго, каждый хотел опробовать на себе сверхбыструю доставку.
В 1909 году Уолгрин открыл вторую аптеку в южной части Чикаго, от новых клиентов не было отбоя, и перед ним встала задача найти новые способы удовлетворять спрос. Центральное место в американских аптеках тогда занимал автомат с газировкой, которая считалась неотъемлемым средством для поддержания здоровья. Автоматы охлаждали газированную воду, подслащенную сиропами и мороженым, и пользовались огромной популярностью летом. Однако осенью эти автоматы обычно отключали, и трафик аптек заметно падал до прихода весны. Уолгрина это не устраивало, и он задался вопросом: «Почему бы не продавать горячую еду в холодное время года? Так в Walgreens появились полки с сэндвичами, супом и десертами, которые готовила жена Чарльза на домашней кухне.
Покупатели встретили такое нововведение с огромным энтузиазмом. Уже к 1913 году сеть Walgreens разрослась до четырех аптек, а к 1919 году – до двадцати. Примечательно, что многие менеджеры, которых Уолгрин нанял в те годы, в будущем продолжили работу в компании уже на более высоких позициях и стали выдающимися управленцами. Нюх Уолгрина на таланты и смелость в инновациях стали факторами успеха сети.
Фото: Everett Collection/shutterstock
Молочный коктейль, виски и Великая депрессия без упадка
Следующим толчком для Walgreens стала еще одна инновация – изобретение молочного коктейля в 1922 году. Отвечающий за автоматы с газировкой в Walgreens Ивар Коулсон (Ivar Coulson) решил поэкспериментировать и добавить в традиционный солодовый молочный коктейль (тоже изобретение Walgreens, пользующееся уже тогда популярностью) несколько шариков мороженого. Так получился уникальный коктейль, покоривший сначала Чикаго, а потом и все Соединенные Штаты. Обратим внимание, что Ивара Коулсона тоже нанял Уолгрин – настолько был велик его дар в поиске кадров.
Благодаря молочному коктейлю Walgreens стал меккой для детей и молодежи. В 1929 году сеть была представлена уже 525 аптеками в Чикаго, Нью-Йорке, Майами и других крупных городах. В 1927 году Walgreens стала публичной компанией.
Но успехом Walgreens обязан не только молочному коктейлю Ивара Коулсона. С 1920 по 1933 год в США действовал сухой закон, вскормивший целую индустрию бутлегерства, а заодно и мафию, «крышующую» черный рынок. Сухой закон оставлял алкоголь в легальном поле только в двух случаях: для причастия и в медицинских целях.
Национальный закон о запрете алкоголя (National Prohibition Act) гласил: «Человек может без разрешения покупать и употреблять спиртные напитки в лечебных целях, если это предписано врачом». Врач мог выписать вам рецепт на виски или вино при довольно большом списке заболеваний, который начинается гриппом и заканчивается диабетом. И этой ситуацией, конечно, не могли не воспользоваться в сети Walgreens, ассортимент которой пополнился алкогольными напитками. Возможно, именно виски, а не молочный коктейль стал главным источником роста сети до 500 магазинов за первые девять лет сухого закона. Хотя в Walgreens этого, конечно, не признают.
Так или иначе, компания Чарльза Уолгрина продолжила активно развиваться и даже неплохо перенесла Великую депрессию.
С конца 30-х годов Walgreens много инвестировала в рекламу: компания стала крупнейшим рекламодателем Чикаго и первой аптечной сетью, заказавшей рекламу на радио и телевидении.
Далее сеть росла намного более скромными темпами, и к 1975 году расширилась до 633, а через 10 лет – до 1000 аптек.
Компания (уже под новым руководством наследников Уолгрина) продолжала инвестировать в технологии и в начале 1980-х уже перевела каталог и рецепты в электронный формат, а в 1999-м запустила интернет-аптеку. К 2005 году под вывеской Walgreens работало уже 5000 аптек по всем США. В 2000–2010-х годах Walgreens активно поглощала конкурентов, включая Happy Harry's в 2006 году и онлайн-магазин Drugstore.com в 2011-м.
Фото: William Barton/shutterstock
Неудачный союз
Следующим важным шагом для Walgreens стала покупка в 2014 году 55% швейцарской фармацевтической компании Alliance Boots, которая управляла аптечной сетью в Великобритании и странах Европы под вывеской Boots. Так появилась крупнейшая в мире аптечная сеть Walgreens Boots Alliance, которая сегодня управляет почти 13 тыс. точек в США и Западной Европе. Забавно, что уже через несколько лет после покупки Boots Walgreens успела пожалеть об этом приобретении и даже задумывалась о продаже актива в 2021 году, так как компания столкнулась с падением выручки.
Вообще рост аптечной сети Walgreens остановился в 2018 году на отметке в 9560 точек – затем компания начала реструктуризацию бизнеса, и на сегодняшний день в США осталось 8886 аптек сети.
Пандемия коронавируса усугубила ситуацию. Казалось бы, трафик в аптеках бил рекорды, люди резко начали заботиться о своем здоровье и закупаться лекарствами. Однако локдауны привели к падению прибыли Walgreens на $750 млн к лету 2020 года. Хотя аптеки во время локдаунов оставались открытыми, американцы предпочитали оставаться дома, что негативно сказалось на трафике (несмотря на то что продажи выросли на скромные 0,1%).
2021 год благодаря появлению вакцин от COVID-19 оказался более благоприятным для Walgreens: продажи в некоторых категориях подскочили на 25%, и это касалось не только экспресс-тестов на вирус. Но 2022 и 2023 года нанесли новый удар по Walgreens – высокая инфляция, бережливое поведение американцев и усталость от локдаунов вызвали резкое падение продаж в аптеках. В итоге летом 2023 года Walgreens объявила о вынужденном закрытии 450 аптек – 150 в США и 300 в Великобритании (речь о сети Boots), а также об увольнении 10% офисного персонала (500 человек). После этого сообщения акции Walgreens упали на 30% до 11-летнего минимума.
Новые условия требуют от Walgreens, как и от других аптечных сетей и ритейлеров в целом, трансформации, и первым шагом к ней станет сокращение сети. Не в такую трансформацию верил Чарльз Уолгрин, но время диктует свои правила, а хитростей времен сухого закона сегодня нет.
Хотя, подождите. В мае суд Сан-Франциско обязал Walgreens выплатить $230 млн для урегулирования дела о распространении опиоидов в аптеках сети. Судья установил, что Walgreens «существенно способствовала» опиоидной эпидемии в городе: «Доказательства показали, что Walgreens не предоставила своим фармацевтам достаточно времени, персонала или ресурсов для проведения комплексной проверки рецептов». В период с 2014 по 2020 год смертность от передозировки опиоидами в Сан-Франциско выросла почти на 500%. Эта проблема характерна не только для Сан-Франциско, но и для всех США. И для Walgreens это не первое дело, связанное с опиоидами. Похоже, что в этот раз аптечной сети не удалось найти лазейку или ее быстро поймали.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Читайте также:
Бизнес-модель для Дубая: что надо знать, чтобы не прогадать с выходом?
Павел Ковшаров, Zamania: «Проекты в Дубае требуют в два раза больше инвестиций, чем в Москве»
Дискаунтеры Lidl: в тени Aldi или собственный путь?
Aldi: как крупнейшую в мире сеть дискаунтеров выковала бережливость двух братьев
Хенрик Винтер, «Тигрус»: «Цена ошибки при выходе с рестораном в Дубае очень высока»
Что нужно знать, чтобы продавать франшизу: советы юристов
Рынок товаров 18+: что изменилось в 2022 году?
«Фармация» автоматизировала оптово-розничную торговлю лекарствами
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?