Зарубежный опыт торговли
Маркетинг и экономика торговли
Открытия и закрытия магазинов
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
2 января 2024, 05:00 4329 просмотров

История Duty Free: есть ли будущее после ковида?

9 октября 2023 года умер один из основателей магазинов беспошлинной торговли Duty Free филантроп Чарльз Фини. Концепция торговых точек, расположенных в аэропортах и освобожденных от акцизов и НДС, вмиг обогатила его владельцев и сделала их миллиардерами. Как появилась идея таких магазинов и откуда взялась традиция продавать алкоголь и табак без пошлин, чем примечательна биография Чарльза Фини и есть ли у формата Duty Free будущее после пандемии – об этом и не только читайте в нашей новой статье.

Фото: Phuketian.S/shutterstock

Фото: Phuketian.S/shutterstock

Традиции мореплавателей

Duty Free – это прежде всего изобретение послевоенной Европы. Однако принципы беспошлинной торговли начали реализовываться задолго до открытия первого Duty Free. Возможностью покупать алкоголь и табак без акцизов могли похвастаться британские мореплаватели еще в XIX веке, а вскоре беспошлинные магазинчики начали открываться на круизных кораблях и для туристов – там тоже продавалось спиртное, сигареты и духи. В 1930-е годы компания Motta International систематизировала такой вид торговли, запустив беспошлинные продажи алкоголя и парфюмерии пассажирам круизных судов, проходящих через Панамский канал.

Но все же создание концепции Duty Free принадлежит конкретному человеку – ирландцу Брендану О'Ригану (Brendan O'Regan), который отвечал за работу общепита (его финансовой составляющей) в аэропорту «Шаннон», Ирландия, и имел большой опыт в семейном гостиничном бизнесе. Он обратил внимание на то, с какой охотой многие пассажиры совершают покупки в аэропорту, и у него появилась идея, как в разы повысить эти продажи – надо отказаться от налогов.

Тогда О'Риган предложил ирландским властям, которые после войны искали любые способы стимулировать покупательский спрос для скорейшего выхода из кризиса, сделать аэропорт «Шаннон» первой в истории международной зоной беспошлинной торговли.

В пользу такого предложения играл еще и тот факт, что находящийся на западе Ирландии аэропорт «Шаннон» благодаря своему удачному расположению служил «перевалочным пунктом» для путешественников, курсирующих между США и Европой. О'Риган указывал на несправедливость уплаты местных налогов во время покупок пассажирами, которые даже не планировали посещать Ирландию и просто делали пересадку в «Шанноне». В итоге правительство Ирландии в 1947 году одобрило идею О'Ригана и приняло соответствующий закон.

В 1951 году Брендан О'Риган открыл в «Шанноне» свой первый магазин, в котором продавались местные продукты: от мяса, яиц и масла до виски ценой 1,5 долл. за бутылку. Продукты питания, несмотря на отсутствие пошлин, мало интересовали туристов, а вот виски расходился на ура. В 1954 году О'Риган предлагает Международной организации гражданской авиации разработать систему беспошлинной торговли для туристов, но всемирную популярность и само название Duty Free было суждено дать совсем другому ирландцу.

Источник: DFS

Чарльз Фини (слева) и Роберт Миллер (справа)

Гонконгская жемчужина

В 1961 году американец ирландского происхождения Чарльз Фини (Charles Feeney) вместе со студенческим другом Робертом Миллером (Robert Miller) открыли в международном аэропорту Гонконга свой первый беспошлинный магазин Duty Free Shoppers (DFS). Фини уже имел опыт беспошлинной торговли в гонконгском порту, где продавал американцам алкоголь и табак. Такой же ассортимент он представил в первом DFS, но вскоре там появились аксессуары и предметы роскоши.

Уже в 1968 году вторая точка DFS открылась на Гавайях – очень популярном у туристов направлении, и продажи пошли вверх. Вскоре беспошлинные магазины Фини и Миллера стали появляться в крупных аэропортах по всему миру: в Сан-Франциско, Сингапуре, Великобритании, Токио, Сеуле и т.д. Ставка делалась на западные товары известных брендов, которые продавались в азиатских аэропортах по завышенным ценам. Экономический бум Азиатских тигров (Гонконга, Сингапура, Японии, Кореи) во многом обеспечил успех DFS. Ставка на Азию также оказалась пророческой, так как в 1999 году Евросоюз полностью запретил беспошлинную торговлю на своей территории.

Интересно, как отреагировал на обрушившееся на него богатство сооснователь DFS Чарльз Фини. Известно, что свои первые миллионы он отдавал на благотворительность, анонимно жертвуя их на образовательные, социальные и научные проекты в Ирландии. Только своей альма-матер – Корнелльскому университету – Фини отдал 1 млрд долл. В 1996 году он продал свою долю в DFS, объединяющей на тот момент более 400 магазинов, LVMH Moët Hennessy (сегодня это основной владелец сети DFS, Роберт Миллер сохранил свою долю). Все свое состояние в размере 7,5 млрд долл. Чарльз Фини отдал на благотворительность, сохранив за собой звание одного из самых крупных и, что важно, анонимных (пока его участие в финансировании ряда проектов случайно не раскрылось) филантропов.

Фото: DimaBerlin/shutterstock

Фото: DimaBerlin/shutterstock

Ковидный шок

Нулевые и 2010-е годы стали золотым веком для Duty Free. Помимо сети DFS, которая расширилась до 850 точек, открылись десятки других компаний, развивающих магазины беспошлинной торговли на фоне рекордного роста туристической отрасли.

Но в 2020 году планету накрыл Covid-19, и как минимум на один год международный туризм как явление исчез для многих стран, пребывающих в локдауне. Если в 2019 году мировые продажи магазинов Duty Free достигали рекордных для отрасли 86,4 млрд долл., то в 2020-м они упали почти в два раза и откатились до показателей 2010 года — до 45,5 млрд долл. В 2021 году был зафиксирован незначительный рост продаж беспошлинных магазинов – до 55,3 млрд долл., однако большинство экспертов сходятся во мнении, что сегмент восстановится и вернется к допандемийным показателям лишь к 2024–2025 годам.

У ритейлеров есть некоторая надежда на новый бум Duty Free в будущем. Эта надежда в первую очередь подпитывается трендом на омолаживание аудитории таких магазинов.

Так, доля представителей поколения Z (родившиеся в период с 1997 по 2012 год) и миллениалов (родившиеся с 1981 по 1996 год), совершающих покупки в магазинах беспошлинной торговли и туристической розничной торговле, выросла с 19% в период до Covid-19 до 30% в 2021–2022 годах. По итогам 2025 года, согласно прогнозам, их доля в продажах Duty Free и вовсе достигнет 50%. Кроме того, магазины все еще рассчитывают на возвращение китайских туристов после открытия КНР, которые делали им основные продажи в 2010-х годах (подобно японцам в 1990-х).

Российский сегмент Duty Free предлагают спасать нетривиальным способом, разрешив продажу алкоголя пассажирам внутренних рейсов.

Согласно данным авторов этого законопроекта, с 2019 по 2023 год количество владельцев магазинов Duty Free сократилось на 20%, а объем розничной продажи алкогольной продукции в этих магазинах упал на 64%. В Госдуме рассчитывают, что легализация продаж алкоголя на внутренних рейсах поможет магазинам беспошлинной торговли восстановиться после кризиса. Чья ставка сыграет и где Duty Free восстановится – увидим совсем скоро.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
История Duty Free: есть ли будущее после ковида?

9 октября 2023 года умер один из основателей магазинов беспошлинной торговли Duty Free филантроп Чарльз Фини. Концепция торговых точек, расположенных в аэропортах и освобожденных от акцизов и НДС, вмиг обогатила его владельцев и сделала их миллиардерами. Как появилась идея таких магазинов и откуда взялась традиция продавать алкоголь и табак без пошлин, чем примечательна биография Чарльза Фини и есть ли у формата Duty Free будущее после пандемии – об этом и не только читайте в нашей новой статье.

Фото: Phuketian.S/shutterstock

Фото: Phuketian.S/shutterstock

Традиции мореплавателей

Duty Free – это прежде всего изобретение послевоенной Европы. Однако принципы беспошлинной торговли начали реализовываться задолго до открытия первого Duty Free. Возможностью покупать алкоголь и табак без акцизов могли похвастаться британские мореплаватели еще в XIX веке, а вскоре беспошлинные магазинчики начали открываться на круизных кораблях и для туристов – там тоже продавалось спиртное, сигареты и духи. В 1930-е годы компания Motta International систематизировала такой вид торговли, запустив беспошлинные продажи алкоголя и парфюмерии пассажирам круизных судов, проходящих через Панамский канал.

Но все же создание концепции Duty Free принадлежит конкретному человеку – ирландцу Брендану О'Ригану (Brendan O'Regan), который отвечал за работу общепита (его финансовой составляющей) в аэропорту «Шаннон», Ирландия, и имел большой опыт в семейном гостиничном бизнесе. Он обратил внимание на то, с какой охотой многие пассажиры совершают покупки в аэропорту, и у него появилась идея, как в разы повысить эти продажи – надо отказаться от налогов.

Тогда О'Риган предложил ирландским властям, которые после войны искали любые способы стимулировать покупательский спрос для скорейшего выхода из кризиса, сделать аэропорт «Шаннон» первой в истории международной зоной беспошлинной торговли.

В пользу такого предложения играл еще и тот факт, что находящийся на западе Ирландии аэропорт «Шаннон» благодаря своему удачному расположению служил «перевалочным пунктом» для путешественников, курсирующих между США и Европой. О'Риган указывал на несправедливость уплаты местных налогов во время покупок пассажирами, которые даже не планировали посещать Ирландию и просто делали пересадку в «Шанноне». В итоге правительство Ирландии в 1947 году одобрило идею О'Ригана и приняло соответствующий закон.

В 1951 году Брендан О'Риган открыл в «Шанноне» свой первый магазин, в котором продавались местные продукты: от мяса, яиц и масла до виски ценой 1,5 долл. за бутылку. Продукты питания, несмотря на отсутствие пошлин, мало интересовали туристов, а вот виски расходился на ура. В 1954 году О'Риган предлагает Международной организации гражданской авиации разработать систему беспошлинной торговли для туристов, но всемирную популярность и само название Duty Free было суждено дать совсем другому ирландцу.

Источник: DFS

Чарльз Фини (слева) и Роберт Миллер (справа)

Гонконгская жемчужина

В 1961 году американец ирландского происхождения Чарльз Фини (Charles Feeney) вместе со студенческим другом Робертом Миллером (Robert Miller) открыли в международном аэропорту Гонконга свой первый беспошлинный магазин Duty Free Shoppers (DFS). Фини уже имел опыт беспошлинной торговли в гонконгском порту, где продавал американцам алкоголь и табак. Такой же ассортимент он представил в первом DFS, но вскоре там появились аксессуары и предметы роскоши.

Уже в 1968 году вторая точка DFS открылась на Гавайях – очень популярном у туристов направлении, и продажи пошли вверх. Вскоре беспошлинные магазины Фини и Миллера стали появляться в крупных аэропортах по всему миру: в Сан-Франциско, Сингапуре, Великобритании, Токио, Сеуле и т.д. Ставка делалась на западные товары известных брендов, которые продавались в азиатских аэропортах по завышенным ценам. Экономический бум Азиатских тигров (Гонконга, Сингапура, Японии, Кореи) во многом обеспечил успех DFS. Ставка на Азию также оказалась пророческой, так как в 1999 году Евросоюз полностью запретил беспошлинную торговлю на своей территории.

Интересно, как отреагировал на обрушившееся на него богатство сооснователь DFS Чарльз Фини. Известно, что свои первые миллионы он отдавал на благотворительность, анонимно жертвуя их на образовательные, социальные и научные проекты в Ирландии. Только своей альма-матер – Корнелльскому университету – Фини отдал 1 млрд долл. В 1996 году он продал свою долю в DFS, объединяющей на тот момент более 400 магазинов, LVMH Moët Hennessy (сегодня это основной владелец сети DFS, Роберт Миллер сохранил свою долю). Все свое состояние в размере 7,5 млрд долл. Чарльз Фини отдал на благотворительность, сохранив за собой звание одного из самых крупных и, что важно, анонимных (пока его участие в финансировании ряда проектов случайно не раскрылось) филантропов.

Фото: DimaBerlin/shutterstock

Фото: DimaBerlin/shutterstock

Ковидный шок

Нулевые и 2010-е годы стали золотым веком для Duty Free. Помимо сети DFS, которая расширилась до 850 точек, открылись десятки других компаний, развивающих магазины беспошлинной торговли на фоне рекордного роста туристической отрасли.

Но в 2020 году планету накрыл Covid-19, и как минимум на один год международный туризм как явление исчез для многих стран, пребывающих в локдауне. Если в 2019 году мировые продажи магазинов Duty Free достигали рекордных для отрасли 86,4 млрд долл., то в 2020-м они упали почти в два раза и откатились до показателей 2010 года — до 45,5 млрд долл. В 2021 году был зафиксирован незначительный рост продаж беспошлинных магазинов – до 55,3 млрд долл., однако большинство экспертов сходятся во мнении, что сегмент восстановится и вернется к допандемийным показателям лишь к 2024–2025 годам.

У ритейлеров есть некоторая надежда на новый бум Duty Free в будущем. Эта надежда в первую очередь подпитывается трендом на омолаживание аудитории таких магазинов.

Так, доля представителей поколения Z (родившиеся в период с 1997 по 2012 год) и миллениалов (родившиеся с 1981 по 1996 год), совершающих покупки в магазинах беспошлинной торговли и туристической розничной торговле, выросла с 19% в период до Covid-19 до 30% в 2021–2022 годах. По итогам 2025 года, согласно прогнозам, их доля в продажах Duty Free и вовсе достигнет 50%. Кроме того, магазины все еще рассчитывают на возвращение китайских туристов после открытия КНР, которые делали им основные продажи в 2010-х годах (подобно японцам в 1990-х).

Российский сегмент Duty Free предлагают спасать нетривиальным способом, разрешив продажу алкоголя пассажирам внутренних рейсов.

Согласно данным авторов этого законопроекта, с 2019 по 2023 год количество владельцев магазинов Duty Free сократилось на 20%, а объем розничной продажи алкогольной продукции в этих магазинах упал на 64%. В Госдуме рассчитывают, что легализация продаж алкоголя на внутренних рейсах поможет магазинам беспошлинной торговли восстановиться после кризиса. Чья ставка сыграет и где Duty Free восстановится – увидим совсем скоро.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Duty Free, беспошлинная торговля, развитие сети, коронавирус, аэропорт, туризмИстория Duty Free: есть ли будущее после ковида?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/istoriya-duty-free-est-li-budushchee-posle-kovida/2024-03-01


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052