Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Глобально отодвинули
Рынок посылок, пересекающих границу России, растет кратно. Эта торговля непрозрачна, она угрожает и потребителю, и развитию честной конкуренции. По мнению экспертов, к 2020 году объем зарубежных посылок составит 400 миллионов штук. По моим подсчетам, уже сейчас оборот этого рынка составляет 20-30 миллиардов долларов. Это деньги, которые не облагаются налогом и не участвуют в экономике. Иными словами, идет нерегулируемый поток контрабанды, оказывающий влияние на деятельность добросовестных участников рынка. Ведь традиционный ретейл платит в России налоги, аренду и несет ответственность за качество товара перед потребителем. Зарубежные онлайн-продавцы этого не делают. Они даже не могут гарантировать, например, что купленная за границей через интернет детская одежда не вызовет у ребенка сыпи, - говорит гендиректор ростовской компании "Сеть" Игорь Смыков.
![Глобально отодвинули Глобально отодвинули](https://www.retail.ru/upload/resize-images/blur/de1d567527de1d567527efd35d2c2fe96e169ac1ecr.jpeg)
Объем трансграничной торговли в 2015 году оценивается специалистами в 219 миллиардов рублей, что составляет 29 процентов всего российского рынка электронной коммерции. И это притом что зарубежные игроки продают российским клиентам товары через Интернет, не оплачивая налоги и пошлины. В результате, по мнению экспертов, иностранные электронные площадки имеют на российском рынке конкурентное преимущество примерно в 30 процентов
Во Франции принимают многочисленные законы, направленные на защиту мелкой розницы, в Индии пошлины на ввоз любых посылок составляют 35 процентов от их стоимости, а Китай последовательно ужесточает ввоз посылок на свою территорию, Россия открыла все границы. У российского ретейла не осталось иного выхода, кроме как открывать склады в Эстонии (а эстонцы обращаются с подобным предложением уже еженедельно) и заниматься трансграничной торговлей с Россией без всяких таможенных платежей, так же как делают наши зарубежные конкуренты, - комментирует ситуацию президент Ассоциации компаний интернет-торговли ( АКИТ ) Алексей Федоров.
Как считают ретейлеры, в такой ситуации нужно либо уравнять в правах трансграничную интернет-торговлю с традиционной розницей, либо предоставить некоторые преференции офлайн-торговцам. Кроме того, эксперты отмечают, что значительная часть товаров, пересекающих границу в посылках, на самом деле используется не для личного пользования, а для продажи. И это еще один мощный удар по традиционной рознице.
Российским офлайн-ретейлерам нужно объединяться в союз и вырабатывать способы борьбы с этим каналом продаж. Я, например, организовывал рейды с правоохранительными органами, мы проводили контрольные закупки и выявляли факты нелегальной торговля, нарушения правил торговли и использования товарных знаков и т. д. Как правило, люди после таких проверок прекращали продажи, поскольку это не является их основной деятельностью, - рассказывает Игорь Смыков.
Иногда товар, приобретаемый по интернету, может продвинуть иностранный бренд. Но такое продвижение окажется медвежьей услугой. В Ростове, например, однажды с помпой открылся крупный бутик известной марки. На церемонию даже приглашали журналистов. Между тем официальное появление представительства этого бренда на Дону запланировано лишь на 2017 - 2018 год, о чем только ведутся переговоры. Впрочем, ростовские эксперты подчеркивают, что известные компании и сами вступают порой в нечестную конкуренцию с помощью интернет-торговли на территории России.
Продавая право на эксклюзивную реализацию в регионе одному представителю, который тратит солидные средства на разработку концепции магазина, они втихаря отпускают продукцию другим партнерам. Есть и еще одна проблема. Российские представители порой жалуются на то, что в зарубежном интернет-магазине их бренда товар продается ощутимо дешевле, чем в офлайн-магазинах. Владельцы розничных магазинов говорят, что их используют как большую примерочную: покупатели приходят в офлайн-бутик, меряют понравившуюся вещь, фотографируют ее, говорят спасибо, уходят и приобретают в интернет-магазине, - рассказывает директор ростовского торгового комплекса "Горизонт" Дан Полонский.
По оценкам экспертов, через Интернет за рубежом приобретаются в основном товары ценовых категорий от 20 - 30 до 250 - 300 евро. Покупатели люксовых вещей предпочитают приобретать их за границей. Так что в лакшери-сегменте проблема трансграничной торговли с помощью интернета и посылок пока стоит не так остро.
Елена, ростовчанка, постоянный клиент зарубежных интернет-магазинов:
- Сейчас я покупаю через интернет за рубежом в основном аксессуары, рюкзаки и прочие мелочи. С одеждой и обувью сложнее: эти вещи все-таки требуют примерки. Еще иногда кооперируюсь с подругами.
С точки зрения рядового потребителя такие иностранные онлайн-площадки - большой плюс. Во-первых, там огромный выбор товаров, а во-вторых все гораздо, порой в несколько раз дешевле, чем в обычных магазинах или на рынках. Ведь зачастую розничные торговцы сами заказывают товар на тех же ресурсах, а потом делают свою наценку.
По данным АКИТ, уже в 2015 году трансграничные онлайн-продажи мелкой и средней электроники, аксессуаров и бытовой техники составили 9 процентов от всей российской розницы этой товарной категории. На такие покупки в прошлом году приходилась примерно третья часть трат россиян в зарубежных интернет-магазинах. Еще примерно 35 процентов средств российских клиентов были потрачены на иностранных ресурсах на одежду и обувь.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?