Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
12425

Поделиться

Два дня в боевом режиме маркировки обуви

Весной из-за пандемии короновируса обувной ритейл переключился на проблемы выживания бизнеса, на время отложив вопросы маркировки. А тем не менее с 1 июля 2020 года в России официально запрещается продажа немаркированной обуви. У предпринимателей осталось меньше 1 месяца на подготовку.

Напомним, что с 1 по 3 марта рынок уже успел поработать в режиме маркировки. Изначально запретить оборот немаркированной обуви планировали 1 марта, но после двух дней работы выяснилось, что по новым правилам рынок работать совершенно не готов, и дату запрета перенесли на 1 июля.

Retail.ru попросил бренд-менеджера Hoka one one Тараса Кащук рассказать об опыте работе в режиме маркировки обувной компании Yuma, эксклюзивного дистрибьютора кроссовок Hoka one one. Возможно, эта информация будет полезна другим игрокам рынка и поможет подготовиться к работе с маркированным товарам.

Тарас Кащук

«Когда обязательную маркировку обуви перенесли на 1 июля 2020 г., ритейл вздохнул с облегчением. В марте большинство обувных компаний не были готовы к работе с маркировкой. На базовом тестировании сервис маркировки работал хорошо, обмен данными происходил быстро и бесперебойно. Но как только началась работа в боевом режиме, на первом же шаге – отправка данных – сервис показал нестабильную работу: не получалось настроить обмен данными в «1С», генерация кодов маркировки проводилась только в ручном режиме через веб-интерфейс. В первые дни у нас на генерацию 150 кодов ушло порядка 4 часов. Когда сервис не отзывался, мы звонили в техподдержку, она, работая на разрыв, не успевала обрабатывать звонки. Так прошли первые два дня маркировки.

Крупные розничные компании, а также московские партнеры бренда Hoka one one были готовы к запуску маркировки, но многие маленькие магазины, торгующие в региональных торговых центрах, даже не слышали, что с 1 марта нужно было вводить маркировку. Для некоторых аббревиатура ЭДО ни о чем не говорит, и они не подозревают, что электронный документооборот тоже вводится принудительно. И все это чревато очередными сбоями.

Мы пока приостановили маркировку товара, потому что не видим смысла тратить человеческие ресурсы, если пока можно отгружать по старым правилам. Будем дальше тестировать ИТ-систему, чтобы она стабильно работала.

Муки маркировки: точка зрения дистрибьютора

Подготовка дистрибьютора марки Hoka one one к маркировке товара проходила не без сложностей. Товар от дистрибьютора должен поступать на таможню уже промаркированным. Есть два основных способа решения этой задачи. Первый – маркировать товар на фабрике силами производителя, отправляя ему Data Matrix-коды и техническое задание, что и как нужно промаркировать. Но далеко не каждая фабрика готова пойти на такое изменение технологического процесса. Заводы наших производителей находятся в Китае и Вьетнаме. Товары для российского рынка занимают небольшую долю в производстве Hoka one one, поэтому нам говорят «Занимайтесь своей маркировкой сами».

Два дня в боевом режиме маркировки обуви

Второй способ – маркировать с помощью посредника, на складе до прохождения таможни. Недостатки этого варианта – появление новых бизнес-процессов, затратных по времени и человеческим ресурсам.

Представьте, что на склад доставляется контейнер, в котором находится 6 тыс. пар кроссовок, упакованных в коробки. Все их необходимо выгрузить, распаковать, промаркировать каждую пару, запаковать обратно в коробки, собрать в контейнер, подготовить все необходимые документы и доставить до таможни.

В настоящее время компания ведет переговоры с фабриками о возможности маркировки, а пока кроссовки маркировались на местах силами дилеров бренда.  

Еще одна сложность – описание товара. Полное описание товара состоит из 12 кодов, куда входят модель производителя, страна производства, вид обуви, вид материала, размер, цвет и так далее.

Самое «веселое» было – определить цвет. По требованию закона, цвет должен быть переведен на русский. Но многие производители кроссовок используют не классические цвета – типа grey, black, blue, а более творческие, например, moonlight ocean. Корректно перевести это на русский очень сложно. Приходится как-то упрощать, подыскивать иные выражения – сине-зеленый, цвет морской волны или цвет розового заката. Просто транслитом написать нельзя, потому что в судебной практике был прецедент, когда компания подала в суд на производителя из-за некорректной информации на этикетке, оказалось, что цвета, указанного производителем, в российских стандартах не существует. Производителю не удалось выиграть дело, и на него был наложен штраф.

В компании Yuma решили пойти по «корявому» пути – выразить традиционными цветами, но цветовая палитра разнообразная, цветов и оттенков много, поэтому каждую модель приходится визуально поверять на соответствие описанию. И здесь снова велика роль человеческого фактора, а значит, возможны ошибки. Объем работы получается очень большой и на ее выполнение необходимо специально выделить сотрудников.

Мы задумались и над тем, как наклеить этикетку, сохранив эстетический вид товара. Производитель обуви, тем более обуви недешевой, старается сделать привлекательную и удобную упаковку.  А по условиям маркировки наклейка, которую мы должны клеить на каждую единицу обуви, достаточно громоздкая. Большая наклейка на маленькой коробке будет загромождать все надписи.

Очевидно, что участникам рынка не хватает профессиональной информации. Поскольку система вводится довольно быстро, на рынке очень мало компаний, готовых качественно проконсультировать по процессам, поделиться своим опытом внедрения. Не на все вопросы можно найти ответ. Мы как крупная компания пользуемся услугами профессиональных консультантов, но что делать индивидуальным предпринимателям, маленьким дилерам? Думаю, все маленькие просто схлопнутся.

В эксперименте по маркировке, который проводился до внедрения системы, компания не участвовала, решив сконцентрироваться на быстрой доставке и отгрузке товара дилерам, чтобы они успели сами промаркировать товар.

Докупить и «допилить» 

Два дня в боевом режиме маркировки обуви

Из оборудования компании понадобились дополнительные сканеры, распознающие Data Matrix-коды. Стоимость каждого – около 80 тыс. руб., плюс нужны аккумуляторы и прочие аксессуары, итого затраты на один сканер составили около 150 руб. Если для работы дистрибутору необходимо 3–5 сканеров, затраты составят 450–750 тыс. руб.

Потребовалась доработка программного обеспечения – существенно изменились процедуры ввода товара в базу и система учета товародвижения, поскольку в системе теперь должны учитываться коды маркировки.Компания Yuma работает на платформе «1С:Предприятие 8», при этом даже при условии, что на стороне разработчика программы все необходимые вещи с точки зрения исполнения законодательства реализованы, нам пришлось «допиливать» процессы с учетом особенностей бизнес-процессов компании силами программистов. На доработку потрачено около 150 тыс. руб.

Увеличились трудовые затраты, усложнились внутренние бизнес-процессы, увеличилась нагрузка на сотрудников.

Чтобы наладить работу в системе автоматизации, пришлось выделить двух специалистов и оплатить им обучение. И если крупной компании это под силу, то маленьким дилерам, где всего работают 3–4 человека, вырывать кого-то из процесса будет очень непросто.

Как изменится рынок?

Введение маркировки изменит расстановку сил на рынке обуви. Идея сократить серый рынок на практике перекроит весь обувной ритейл.

Компаниям, работающим «в белую», по закону, добавится операционной работы и финансовых затрат. Часть маленьких магазинов не смогут понести эти затраты и уйдут с рынка, другим придется либо трансформироваться и искать другие ниши, либо уходить в серые схемы. Удлинится логистика доставки, а значит, подорожает товар, и дополнительные траты понесет покупатель.

При этом людям, работающим «в серую», маркировка не помешает, они так и будут таскать кроссовки через границу в сумках и рюкзаках, и не пробивать чеки при продаже.

Сейчас, после переноса сроков введения обязательной маркировки, дистрибьютор кроссовок Hoka one one ведет переговоры с фабриками о размещении этикеток при производстве. Но обувь изготавливается довольно длительное время, поэтому часть осенней коллекции уже находится в пути, а значит, будет маркироваться собственными силами до границы, часть еще успеют промаркировать на фабрике.

У нас технологические процессы закладываются на 9 месяцев вперед. Значит, уже сейчас мы должны отправить на фабрику Data Matrix-коды, чтобы там начали их приклеивать, но как это сделать в текущих реалиях неработоспособности системы, пока неясно.

С 1 января 2021 года ожидается введение маркировки одежды, а объем этого рынка в разы превышает рынок обуви, значит, может возникнуть еще больше нюансов и недоработок. 

Судя по опыту тех компаний и отраслей, которые уже работают с маркированной продукцией, подготовиться и реализовать работу с маркировкой товара вполне реально, но позаботиться об этом нужно заранее. Потребуется перестраивать бизнес-процессы, покупать оборудование, настраивать IT-систему, а на это, как показывает практика, требуются время, человеческие и финансовые ресурсы».

Справка

Торговая компания Yuma работает на российском рынке с 1995 года, является официальным представителем и дистрибьютором спортивных брендов Burton snowboards, Oakley, Volcom, Hoka One One и брендов электроники GoPro и Sonos.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Сергей Костин, «1С-БСЛ»: «Основная проблема доставки последней мили – прогнозируемость эффективности курьерского юнита»

Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами