E-commerce, интернет-магазины
Retail
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Зарубежный опыт торговли
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
15 августа 2018, 12:00 5483 просмотра

Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?

Беспилотные магазины — это автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки (с кит. — 无人超市). В данной статье мы познакомимся с китайским опытом в основании и распространении системы беспилотных магазинов на примере четырех компаний: Jingdong Mall, Tencent, Alibaba и Wheelys Cafe.

В последнее время на передовицах крупных изданий нередко можно встретить такие кричащие заголовки: «Какие профессии исчезнут через 5/10/30 лет?». В подобных реестрах «заочно казненных специальностей» мы находим и машинистов, и стенографистов, и переводчиков, но имена кассиров попадаются довольно редко. Даже если причина таких упущений кроется в гуманности составителей списков, мы все же расскажем о стране, где эта профессия исчезает буквально на глазах — о Китае. А точнее, о главных «виновниках» таких сокращений — китайских беспилотных магазинах, магазинах без продавцов.

Первые китайские беспилотные магазины — Jingdong Mall

В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall (JD.com) открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат — 0 человек. Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.

Беспилотный магазин JD.com в Шанхае
Официальный YouTube-канал китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Свой первый беспилотный магазин JD.com открыла еще в конце 2017 г. в Шанхае (Китай). Компании понадобилось полгода, чтобы построить еще 10 подобных магазинов по разным городам Китая. По словам руководителя Jingdong Mall Лю Цяндуна (刘强东), к концу 2019 г. компания будет открывать по тысяче автоматизированных магазинов без персонала в день, причем больше половины из них будут расположены в сельской местности.

Также Jingdong Mall начала свое продвижение в Индокитай: в начале августа в Джакарте (столица Индонезии) компанией был открыт первый в Юго-Восточной Азии магазин без персонала. Учитывая крепкие связи китайской эмиграции с правительствами стран ЮВА, новые технологии китайского ритейла будут распространяться и на южных соседей.

Напомним, что компания JD.com пыталась выйти на российский рынок в 2015 г., однако, предположительно, из-за проблем логистики и связи с производителями соглашения между российской и китайской сторонами так и не были заключены.

В июле этого года представители Jingdong Mall вновь посетили Россию, так что закрывать тему сотрудничества китайского гиганта электронной коммерции с российскими компаниями пока рано.

Новые магазины для нового общества

Причины столь скорого распространения беспилотных супермаркетов кроются не только в массовой виртуализации Китая, когда представители всех возрастов активно пользуются смартфонами при поиске и покупке товаров. Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.

Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все большие слои населения избегают низкооплачиваемой работы.

Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР, как и многие другие технические и экономические нововведения, способствующие построению общества среднего достатка «сяокан» (小康社会) к 2020 г. — главного курса Председателя Си Цзиньпина.

Конкуренты JD.com — Tencent и Alibaba

Главную конкуренцию JD.com на ниве беспилотных магазинов составляют лидеры китайского технологического рынка — Tencent и Alibaba.

Но необходимо сразу отметить, что в темпах открытия магазинов без продавцов пока никто не может сравниться с компанией Лю Цяндуна из-за крепких связей JD.com с местными производителями.

В январе этого года Tencent — создатель популярной социальной сети WeChat — открыл в Шанхае беспилотный магазин We Life, в котором каждый покупатель может самостоятельно расплачиваться с помощью платежной системы WeChat Pay путем сканирования QR-кода (подробнее о WeChat Payment в статье WeChat Payment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров).

Первый магазин без персонала компании Tencent 
(официальный сайт китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Для входа в магазин нужно отсканировать QR-код с помощью приложения WeChat, чтобы идентифицировать покупателя для подведения общего счета после покупок. Перед входом в магазин находится небольшая комната, отвечающая за сканирование вашего WeChat-id и QR-кода товаров, которые вы собираетесь купить. Каждый товар также помечен кодом, который должен отсканировать покупатель. Также с помощью сканирования вы можете узнать о самом товаре, его поступлении в магазин и пр. Перед выходом из магазина вы снова проходите через комнату со сканерами, которая подсчитывает общую сумму покупки и снимает ее с вашего онлайн-кошелька.

За первые два дня после открытия We Life посетило более 30 тыс. покупателей, и их число только растет.

омнаты-сканеры по бокам от входа в We LifeКомнаты-сканеры по бокам от входа в We Life

Подобным образом работает и TaoCafe компании Alibaba в городе Ханчжоу (Китай), открытое также в начале года, только на основе системы AliPay. Технологии покупки и оплаты товаров трех супермаркетов практически не отличаются — разница только в платежных агрегатах.

TaoCafe

TaoCafe

Иностранец в Китае: швед на колесах

Также на китайский рынок беспилотных магазинов проникают и иностранные фирмы. Так, раньше всех, в 2017 г. на территории Хэфэйского технологического университета (Китай, провинция Аньхой) шведская компания Wheelys Cafe запустила свой беспилотный магазин.

Магазин работает по тем же правилам, что и китайские игроки, но с одном «но» — магазин автоматически передвигается на колесах по заданному маршруту. Местонахождение магазина можно узнать с помощью приложения. Когда в магазине кончается какой-либо товар, на полках срабатывают датчики, и павильон на колесах самостоятельно отправляется на склад для «дозаправки».

Самоуправляемый передвижной магазин Wheelys Cafe (официальный YouTube-канал компании Wheelys Cafe)

Необычный грузовичок, однако, имеет и недостатки перед китайскими аналогами из-за своих малых габаритов, но это не убавляет заслуг шведской компании в развитии системы беспилотных магазинов.

Магазин на колесах Wheelys CafeМагазин на колесах Wheelys Cafe

Китайские беспилотные магазины в мировом масштабе

Не стоит забывать, что еще в 2016 г. свой первый беспилотный магазин в Сиэтле (США) основал американский гигант Amazon. Однако до января 2018 г. магазин был предназначен только для сотрудников компании, пока не стал общедоступным.

Получается, что Amazon и китайские компании практически одновременно открыли свои первые супермаркеты без персонала, из-за чего нынешний год можно смело называть годом беспилотных магазинов.

Учитывая успехи китайских компаний в сфере онлайн-покупок, а также лояльность китайского общества к новым технологиям, противостояние торговых систем Китая и Запада будет только нарастать.

Беспилотные магазины, службы доставок с помощью летательных дронов — все процессы китайской розничной торговли все больше и больше автоматизируются. Вскоре любые покупки можно будет делать самостоятельно без наличных, карт и даже телефонов — одной идентификации лица будет хватать для покупки всего необходимого.

Сергей Рыбачук, Retail.ru  

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
1771
Knight Frank: ставки на стрит-ритейл снизились, за...
690
Пензенская сеть ищет новые способы борьбы за покуп...
2785
Почему ТЦ «Мега» становятся похожи на модную галер...
2451
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2540
Региональный ритейлер укрепляется на рынке благода...
2994

Беспилотные магазины — это автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки (с кит. — 无人超市). В данной статье мы познакомимся с китайским опытом в основании и распространении системы беспилотных магазинов на примере четырех компаний: Jingdong Mall, Tencent, Alibaba и Wheelys Cafe.

В последнее время на передовицах крупных изданий нередко можно встретить такие кричащие заголовки: «Какие профессии исчезнут через 5/10/30 лет?». В подобных реестрах «заочно казненных специальностей» мы находим и машинистов, и стенографистов, и переводчиков, но имена кассиров попадаются довольно редко. Даже если причина таких упущений кроется в гуманности составителей списков, мы все же расскажем о стране, где эта профессия исчезает буквально на глазах — о Китае. А точнее, о главных «виновниках» таких сокращений — китайских беспилотных магазинах, магазинах без продавцов.

Первые китайские беспилотные магазины — Jingdong Mall

В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall (JD.com) открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат — 0 человек. Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.

Беспилотный магазин JD.com в Шанхае
Официальный YouTube-канал китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Свой первый беспилотный магазин JD.com открыла еще в конце 2017 г. в Шанхае (Китай). Компании понадобилось полгода, чтобы построить еще 10 подобных магазинов по разным городам Китая. По словам руководителя Jingdong Mall Лю Цяндуна (刘强东), к концу 2019 г. компания будет открывать по тысяче автоматизированных магазинов без персонала в день, причем больше половины из них будут расположены в сельской местности.

Также Jingdong Mall начала свое продвижение в Индокитай: в начале августа в Джакарте (столица Индонезии) компанией был открыт первый в Юго-Восточной Азии магазин без персонала. Учитывая крепкие связи китайской эмиграции с правительствами стран ЮВА, новые технологии китайского ритейла будут распространяться и на южных соседей.

Напомним, что компания JD.com пыталась выйти на российский рынок в 2015 г., однако, предположительно, из-за проблем логистики и связи с производителями соглашения между российской и китайской сторонами так и не были заключены.

В июле этого года представители Jingdong Mall вновь посетили Россию, так что закрывать тему сотрудничества китайского гиганта электронной коммерции с российскими компаниями пока рано.

Новые магазины для нового общества

Причины столь скорого распространения беспилотных супермаркетов кроются не только в массовой виртуализации Китая, когда представители всех возрастов активно пользуются смартфонами при поиске и покупке товаров. Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.

Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все большие слои населения избегают низкооплачиваемой работы.

Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР, как и многие другие технические и экономические нововведения, способствующие построению общества среднего достатка «сяокан» (小康社会) к 2020 г. — главного курса Председателя Си Цзиньпина.

Конкуренты JD.com — Tencent и Alibaba

Главную конкуренцию JD.com на ниве беспилотных магазинов составляют лидеры китайского технологического рынка — Tencent и Alibaba.

Но необходимо сразу отметить, что в темпах открытия магазинов без продавцов пока никто не может сравниться с компанией Лю Цяндуна из-за крепких связей JD.com с местными производителями.

В январе этого года Tencent — создатель популярной социальной сети WeChat — открыл в Шанхае беспилотный магазин We Life, в котором каждый покупатель может самостоятельно расплачиваться с помощью платежной системы WeChat Pay путем сканирования QR-кода (подробнее о WeChat Payment в статье WeChat Payment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров).

Первый магазин без персонала компании Tencent 
(официальный сайт китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Для входа в магазин нужно отсканировать QR-код с помощью приложения WeChat, чтобы идентифицировать покупателя для подведения общего счета после покупок. Перед входом в магазин находится небольшая комната, отвечающая за сканирование вашего WeChat-id и QR-кода товаров, которые вы собираетесь купить. Каждый товар также помечен кодом, который должен отсканировать покупатель. Также с помощью сканирования вы можете узнать о самом товаре, его поступлении в магазин и пр. Перед выходом из магазина вы снова проходите через комнату со сканерами, которая подсчитывает общую сумму покупки и снимает ее с вашего онлайн-кошелька.

За первые два дня после открытия We Life посетило более 30 тыс. покупателей, и их число только растет.

омнаты-сканеры по бокам от входа в We LifeКомнаты-сканеры по бокам от входа в We Life

Подобным образом работает и TaoCafe компании Alibaba в городе Ханчжоу (Китай), открытое также в начале года, только на основе системы AliPay. Технологии покупки и оплаты товаров трех супермаркетов практически не отличаются — разница только в платежных агрегатах.

TaoCafe

TaoCafe

Иностранец в Китае: швед на колесах

Также на китайский рынок беспилотных магазинов проникают и иностранные фирмы. Так, раньше всех, в 2017 г. на территории Хэфэйского технологического университета (Китай, провинция Аньхой) шведская компания Wheelys Cafe запустила свой беспилотный магазин.

Магазин работает по тем же правилам, что и китайские игроки, но с одном «но» — магазин автоматически передвигается на колесах по заданному маршруту. Местонахождение магазина можно узнать с помощью приложения. Когда в магазине кончается какой-либо товар, на полках срабатывают датчики, и павильон на колесах самостоятельно отправляется на склад для «дозаправки».

Самоуправляемый передвижной магазин Wheelys Cafe (официальный YouTube-канал компании Wheelys Cafe)

Необычный грузовичок, однако, имеет и недостатки перед китайскими аналогами из-за своих малых габаритов, но это не убавляет заслуг шведской компании в развитии системы беспилотных магазинов.

Магазин на колесах Wheelys CafeМагазин на колесах Wheelys Cafe

Китайские беспилотные магазины в мировом масштабе

Не стоит забывать, что еще в 2016 г. свой первый беспилотный магазин в Сиэтле (США) основал американский гигант Amazon. Однако до января 2018 г. магазин был предназначен только для сотрудников компании, пока не стал общедоступным.

Получается, что Amazon и китайские компании практически одновременно открыли свои первые супермаркеты без персонала, из-за чего нынешний год можно смело называть годом беспилотных магазинов.

Учитывая успехи китайских компаний в сфере онлайн-покупок, а также лояльность китайского общества к новым технологиям, противостояние торговых систем Китая и Запада будет только нарастать.

Беспилотные магазины, службы доставок с помощью летательных дронов — все процессы китайской розничной торговли все больше и больше автоматизируются. Вскоре любые покупки можно будет делать самостоятельно без наличных, карт и даже телефонов — одной идентификации лица будет хватать для покупки всего необходимого.

Сергей Рыбачук, Retail.ru  

Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?беспилотные магазины, alibaba
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/bespilotnye-magaziny-pokoryayut-vostok-chto-iz-kitayskogo-opyta-mozhet-pocherpnut-otechestvennyy-riteyl/2019-12-11

  1. Купили ли вы что-нибудь в «Черную пятницу»?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052