E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Зарубежный опыт торговли
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
15 августа 2018, 12:00 14070 просмотров

Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?

Беспилотные магазины — это автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки (с кит. — 无人超市). В данной статье мы познакомимся с китайским опытом в основании и распространении системы беспилотных магазинов на примере четырех компаний: Jingdong Mall, Tencent, Alibaba и Wheelys Cafe.

В последнее время на передовицах крупных изданий нередко можно встретить такие кричащие заголовки: «Какие профессии исчезнут через 5/10/30 лет?». В подобных реестрах «заочно казненных специальностей» мы находим и машинистов, и стенографистов, и переводчиков, но имена кассиров попадаются довольно редко. Даже если причина таких упущений кроется в гуманности составителей списков, мы все же расскажем о стране, где эта профессия исчезает буквально на глазах — о Китае. А точнее, о главных «виновниках» таких сокращений — китайских беспилотных магазинах, магазинах без продавцов.

Первые китайские беспилотные магазины — Jingdong Mall

В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall (JD.com) открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат — 0 человек. Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.

Беспилотный магазин JD.com в Шанхае
Официальный YouTube-канал китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Свой первый беспилотный магазин JD.com открыла еще в конце 2017 г. в Шанхае (Китай). Компании понадобилось полгода, чтобы построить еще 10 подобных магазинов по разным городам Китая. По словам руководителя Jingdong Mall Лю Цяндуна (刘强东), к концу 2019 г. компания будет открывать по тысяче автоматизированных магазинов без персонала в день, причем больше половины из них будут расположены в сельской местности.

Также Jingdong Mall начала свое продвижение в Индокитай: в начале августа в Джакарте (столица Индонезии) компанией был открыт первый в Юго-Восточной Азии магазин без персонала. Учитывая крепкие связи китайской эмиграции с правительствами стран ЮВА, новые технологии китайского ритейла будут распространяться и на южных соседей.

Напомним, что компания JD.com пыталась выйти на российский рынок в 2015 г., однако, предположительно, из-за проблем логистики и связи с производителями соглашения между российской и китайской сторонами так и не были заключены.

В июле этого года представители Jingdong Mall вновь посетили Россию, так что закрывать тему сотрудничества китайского гиганта электронной коммерции с российскими компаниями пока рано.

Новые магазины для нового общества

Причины столь скорого распространения беспилотных супермаркетов кроются не только в массовой виртуализации Китая, когда представители всех возрастов активно пользуются смартфонами при поиске и покупке товаров. Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.

Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все большие слои населения избегают низкооплачиваемой работы.

Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР, как и многие другие технические и экономические нововведения, способствующие построению общества среднего достатка «сяокан» (小康社会) к 2020 г. — главного курса Председателя Си Цзиньпина.

Конкуренты JD.com — Tencent и Alibaba

Главную конкуренцию JD.com на ниве беспилотных магазинов составляют лидеры китайского технологического рынка — Tencent и Alibaba.

Но необходимо сразу отметить, что в темпах открытия магазинов без продавцов пока никто не может сравниться с компанией Лю Цяндуна из-за крепких связей JD.com с местными производителями.

В январе этого года Tencent — создатель популярной социальной сети WeChat — открыл в Шанхае беспилотный магазин We Life, в котором каждый покупатель может самостоятельно расплачиваться с помощью платежной системы WeChat Pay путем сканирования QR-кода (подробнее о WeChat Payment в статье WeChat Payment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров).

Первый магазин без персонала компании Tencent 
(официальный сайт китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Для входа в магазин нужно отсканировать QR-код с помощью приложения WeChat, чтобы идентифицировать покупателя для подведения общего счета после покупок. Перед входом в магазин находится небольшая комната, отвечающая за сканирование вашего WeChat-id и QR-кода товаров, которые вы собираетесь купить. Каждый товар также помечен кодом, который должен отсканировать покупатель. Также с помощью сканирования вы можете узнать о самом товаре, его поступлении в магазин и пр. Перед выходом из магазина вы снова проходите через комнату со сканерами, которая подсчитывает общую сумму покупки и снимает ее с вашего онлайн-кошелька.

За первые два дня после открытия We Life посетило более 30 тыс. покупателей, и их число только растет.

омнаты-сканеры по бокам от входа в We Life Комнаты-сканеры по бокам от входа в We Life

Подобным образом работает и TaoCafe компании Alibaba в городе Ханчжоу (Китай), открытое также в начале года, только на основе системы AliPay. Технологии покупки и оплаты товаров трех супермаркетов практически не отличаются — разница только в платежных агрегатах.

TaoCafe

TaoCafe

Иностранец в Китае: швед на колесах

Также на китайский рынок беспилотных магазинов проникают и иностранные фирмы. Так, раньше всех, в 2017 г. на территории Хэфэйского технологического университета (Китай, провинция Аньхой) шведская компания Wheelys Cafe запустила свой беспилотный магазин.

Магазин работает по тем же правилам, что и китайские игроки, но с одном «но» — магазин автоматически передвигается на колесах по заданному маршруту. Местонахождение магазина можно узнать с помощью приложения. Когда в магазине кончается какой-либо товар, на полках срабатывают датчики, и павильон на колесах самостоятельно отправляется на склад для «дозаправки».

Самоуправляемый передвижной магазин Wheelys Cafe (официальный YouTube-канал компании Wheelys Cafe)

Необычный грузовичок, однако, имеет и недостатки перед китайскими аналогами из-за своих малых габаритов, но это не убавляет заслуг шведской компании в развитии системы беспилотных магазинов.

Магазин на колесах Wheelys Cafe Магазин на колесах Wheelys Cafe

Китайские беспилотные магазины в мировом масштабе

Не стоит забывать, что еще в 2016 г. свой первый беспилотный магазин в Сиэтле (США) основал американский гигант Amazon. Однако до января 2018 г. магазин был предназначен только для сотрудников компании, пока не стал общедоступным.

Получается, что Amazon и китайские компании практически одновременно открыли свои первые супермаркеты без персонала, из-за чего нынешний год можно смело называть годом беспилотных магазинов.

Учитывая успехи китайских компаний в сфере онлайн-покупок, а также лояльность китайского общества к новым технологиям, противостояние торговых систем Китая и Запада будет только нарастать.

Беспилотные магазины, службы доставок с помощью летательных дронов — все процессы китайской розничной торговли все больше и больше автоматизируются. Вскоре любые покупки можно будет делать самостоятельно без наличных, карт и даже телефонов — одной идентификации лица будет хватать для покупки всего необходимого.

Сергей Рыбачук, Retail.ru  

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Беспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?

Беспилотные магазины — это автоматизированные супермаркеты без персонала, где клиент с помощью новейших технологий самостоятельно совершает и оплачивает свои покупки (с кит. — 无人超市). В данной статье мы познакомимся с китайским опытом в основании и распространении системы беспилотных магазинов на примере четырех компаний: Jingdong Mall, Tencent, Alibaba и Wheelys Cafe.

В последнее время на передовицах крупных изданий нередко можно встретить такие кричащие заголовки: «Какие профессии исчезнут через 5/10/30 лет?». В подобных реестрах «заочно казненных специальностей» мы находим и машинистов, и стенографистов, и переводчиков, но имена кассиров попадаются довольно редко. Даже если причина таких упущений кроется в гуманности составителей списков, мы все же расскажем о стране, где эта профессия исчезает буквально на глазах — о Китае. А точнее, о главных «виновниках» таких сокращений — китайских беспилотных магазинах, магазинах без продавцов.

Первые китайские беспилотные магазины — Jingdong Mall

В мае 2018 г. лидер китайской электронной коммерции Jingdong Mall (JD.com) открыл крупнейший в мире круглосуточный супермаркет без персонала. Площадь беспилотного магазина, расположенного в 100 км к юго-западу от Пекина, занимает 246 кв. метров, штат — 0 человек. Каждый клиент самостоятельно выбирает необходимый товар и оплачивает его на кассе с помощью технологии распознавания лиц — такая оплата занимает считанные секунды и не требует карты или телефона. Также на кассе клиент может узнать о скидках и акционных товарах.

Беспилотный магазин JD.com в Шанхае
Официальный YouTube-канал китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Свой первый беспилотный магазин JD.com открыла еще в конце 2017 г. в Шанхае (Китай). Компании понадобилось полгода, чтобы построить еще 10 подобных магазинов по разным городам Китая. По словам руководителя Jingdong Mall Лю Цяндуна (刘强东), к концу 2019 г. компания будет открывать по тысяче автоматизированных магазинов без персонала в день, причем больше половины из них будут расположены в сельской местности.

Также Jingdong Mall начала свое продвижение в Индокитай: в начале августа в Джакарте (столица Индонезии) компанией был открыт первый в Юго-Восточной Азии магазин без персонала. Учитывая крепкие связи китайской эмиграции с правительствами стран ЮВА, новые технологии китайского ритейла будут распространяться и на южных соседей.

Напомним, что компания JD.com пыталась выйти на российский рынок в 2015 г., однако, предположительно, из-за проблем логистики и связи с производителями соглашения между российской и китайской сторонами так и не были заключены.

В июле этого года представители Jingdong Mall вновь посетили Россию, так что закрывать тему сотрудничества китайского гиганта электронной коммерции с российскими компаниями пока рано.

Новые магазины для нового общества

Причины столь скорого распространения беспилотных супермаркетов кроются не только в массовой виртуализации Китая, когда представители всех возрастов активно пользуются смартфонами при поиске и покупке товаров. Стремительное старение китайского общества и спады рождаемости увеличивают необходимость в высококвалифицированных кадрах, но одновременно и требуют сокращения неквалифицированных рабочих, к коим в том числе относятся кассиры и работники магазинов.

Растет качество жизни и уровень благосостояния граждан, из-за чего все большие слои населения избегают низкооплачиваемой работы.

Именно по этой причине открытие беспилотных магазинов поддерживается и инициируется правительством КНР, как и многие другие технические и экономические нововведения, способствующие построению общества среднего достатка «сяокан» (小康社会) к 2020 г. — главного курса Председателя Си Цзиньпина.

Конкуренты JD.com — Tencent и Alibaba

Главную конкуренцию JD.com на ниве беспилотных магазинов составляют лидеры китайского технологического рынка — Tencent и Alibaba.

Но необходимо сразу отметить, что в темпах открытия магазинов без продавцов пока никто не может сравниться с компанией Лю Цяндуна из-за крепких связей JD.com с местными производителями.

В январе этого года Tencent — создатель популярной социальной сети WeChat — открыл в Шанхае беспилотный магазин We Life, в котором каждый покупатель может самостоятельно расплачиваться с помощью платежной системы WeChat Pay путем сканирования QR-кода (подробнее о WeChat Payment в статье WeChat Payment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров).

Первый магазин без персонала компании Tencent 
(официальный сайт китайского новостного видеохостинга Pear Video (梨视频)

Для входа в магазин нужно отсканировать QR-код с помощью приложения WeChat, чтобы идентифицировать покупателя для подведения общего счета после покупок. Перед входом в магазин находится небольшая комната, отвечающая за сканирование вашего WeChat-id и QR-кода товаров, которые вы собираетесь купить. Каждый товар также помечен кодом, который должен отсканировать покупатель. Также с помощью сканирования вы можете узнать о самом товаре, его поступлении в магазин и пр. Перед выходом из магазина вы снова проходите через комнату со сканерами, которая подсчитывает общую сумму покупки и снимает ее с вашего онлайн-кошелька.

За первые два дня после открытия We Life посетило более 30 тыс. покупателей, и их число только растет.

омнаты-сканеры по бокам от входа в We Life Комнаты-сканеры по бокам от входа в We Life

Подобным образом работает и TaoCafe компании Alibaba в городе Ханчжоу (Китай), открытое также в начале года, только на основе системы AliPay. Технологии покупки и оплаты товаров трех супермаркетов практически не отличаются — разница только в платежных агрегатах.

TaoCafe

TaoCafe

Иностранец в Китае: швед на колесах

Также на китайский рынок беспилотных магазинов проникают и иностранные фирмы. Так, раньше всех, в 2017 г. на территории Хэфэйского технологического университета (Китай, провинция Аньхой) шведская компания Wheelys Cafe запустила свой беспилотный магазин.

Магазин работает по тем же правилам, что и китайские игроки, но с одном «но» — магазин автоматически передвигается на колесах по заданному маршруту. Местонахождение магазина можно узнать с помощью приложения. Когда в магазине кончается какой-либо товар, на полках срабатывают датчики, и павильон на колесах самостоятельно отправляется на склад для «дозаправки».

Самоуправляемый передвижной магазин Wheelys Cafe (официальный YouTube-канал компании Wheelys Cafe)

Необычный грузовичок, однако, имеет и недостатки перед китайскими аналогами из-за своих малых габаритов, но это не убавляет заслуг шведской компании в развитии системы беспилотных магазинов.

Магазин на колесах Wheelys Cafe Магазин на колесах Wheelys Cafe

Китайские беспилотные магазины в мировом масштабе

Не стоит забывать, что еще в 2016 г. свой первый беспилотный магазин в Сиэтле (США) основал американский гигант Amazon. Однако до января 2018 г. магазин был предназначен только для сотрудников компании, пока не стал общедоступным.

Получается, что Amazon и китайские компании практически одновременно открыли свои первые супермаркеты без персонала, из-за чего нынешний год можно смело называть годом беспилотных магазинов.

Учитывая успехи китайских компаний в сфере онлайн-покупок, а также лояльность китайского общества к новым технологиям, противостояние торговых систем Китая и Запада будет только нарастать.

Беспилотные магазины, службы доставок с помощью летательных дронов — все процессы китайской розничной торговли все больше и больше автоматизируются. Вскоре любые покупки можно будет делать самостоятельно без наличных, карт и даже телефонов — одной идентификации лица будет хватать для покупки всего необходимого.

Сергей Рыбачук, Retail.ru  

беспилотные магазины, alibabaБеспилотные магазины покоряют Восток: что из китайского опыта может почерпнуть отечественный ритейл?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/bespilotnye-magaziny-pokoryayut-vostok-chto-iz-kitayskogo-opyta-mozhet-pocherpnut-otechestvennyy-riteyl/2020-02-10


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052