Баннер ФЗ-54
20 апреля 2009, 00:00 4379 просмотров

Тройной узел

Поволжский продуктовый ритейл адаптируется к реалиям кризиса: с рынка уходят игроки, заигравшиеся с банковскими кредитами, упрощается ассортиментная матрица. В нынешних условиях жизнь сетям омрачает не столько внутривидовая конкуренция, сколько постоянный рост закупочных цен, а также давление властей. В регионах Поволжья продуктовый ритейл в докризисный период стабильно наращивал обороты. Массовое наступление местных и общефедеральных сетей под знаменем торговли в цивилизованном формате приводило к закрытию магазинов-одиночек и вытеснению их в нишу придорожных круглосуточных «стекляшек». Кризис показал, что в небольших несетевых магазинах продукты свежее, товарооборот быстрее, принципы работы с поставщиками – демократичнее, а кредитная зависимость не протекает в столь жесткой форме. С другой стороны, потери бойцов в рядах ритейлеров привели к тому, что на опустевших площадях развернулись более стойкие однополчане, в том числе и пришедшие из других регионов. Так, в январе этого года в Саратове было официально объявлено о прекращении деятельности магазинов «В яблочко» и «Смарткауфф» (торговый дом «ЛИА-Лев»). В эти сети входило свыше 50 магазинов по всей области, доля предприятий торгового дома в объеме всей областной сетевой торговли составляла по прошлому году 30%. ТД привлек банковских кредитов на сумму около 750 млн рублей, что и послужило причиной разорения. Часть помещений, арендованных сетью «В яблочко», ныне осваивает сеть «В двух шагах» из Ростова-на-Дону, согласившаяся оплатить долги по аренде предыдущего постояльца. В планах ростовчан – открыть в Саратовской области около 30 магазинов. По словам генерального директора ЗАО «В двух шагах» Вадима Рыбакова, в эту сеть сейчас входит свыше 60 универсамов, расположенных в основном в регионах Южного федерального округа. Место на рынке Другой ритейлер , переживающий, несмотря на кризис, бурное развитие – саратовская сеть «Гроздь» (ООО «Центр реструктуризации»). По словам финансового директора ООО Ирины Алексеевой, в эту местную сеть входит 166 магазинов по области, из них 13 открылось уже в этом году, шесть «Гроздей» работает в Пензенской области. Для Саратовской области, кстати, характерно доминирование местных дискаунтеров (четыре компании), из федералов заметно присутствие «Магнита» а остальные федеральные и международные структуры представлены скромно – «Лента», «Перекресток», Real, Metro и «Рамстор» имеют в Саратове всего по одному магазину. Связано это с активным стартом местных игроков еще лет пять назад, в том числе обанкротившегося «В яблочко», которое имело 44 магазина и активно наращивало присутствие в регионе. Вместе с тем, по данным областного минэкономразвития, сетевые структуры (около 500 торговых точек) занимают всего 15% от продовольственного товарооборота, который составил по прошлому году порядка 75 млрд рублей, еще 10% приходится на рынки, остальное занимают не объединенные в сети предприятия торговли. Нижегородская область в 2008 году по объемам товаропотребления находилась на 12 месте в России и на четвертом в Приволжском федеральном округе. В области действует 20 торговых продовольственных и смешанных сетевых компаний. Есть и ведущие федеральные торговые сети, представленные супер— и гипермаркетами («Магнит», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка», «Лента», «О'кей»), и международные («Рамстор», Auchan, Metro, Real), и местные («Медведь», «Калинка», ВКТ, «Народный», «Андреевский» и «Мясновъ»). Только в столице региона в прошлом году было открыто более 170 новых предприятий торговли с общей торговой площадью 31,5 тыс. кв. м. В условиях жесткой конкуренции местные компании занимают в основном нишу магазинов «у дома» со скромной ассортиментной матрицей. Продуктовый ритейл (свыше 20% от продовольственного товарооборота) в Казани работает в условиях жесткой конкуренции – третья столица считается перенасыщенной торговыми площадями. По данным директора по маркетингу и рекламе сети «Бахетле» (12 супермаркетов в республике и три в Москве) Игоря Шевелева, в столице Татарстана в прошлом году приходилось 650 кв. м торговых площадей на человека, в то время как в Санкт-Петербурге – 550 кв. м. Местные компании доминируют и по количеству торговых точек, и по обороту, хотя присутствует в республике и традиционный джентльменский набор из «Магнита», Metro, Real, брэндов X5 Retail. Кроме того, есть сильные ритейлеры провинциального, неказанского происхождения. В Самарской области, по данным вице-президента областной Торгово-промышленной палаты Юрия Ананьева, сети насчитывают около 600 магазинов, разброс форматов (от гипермаркетов до магазинов возле дома) и персоналий традиционен. Характерная черта – доминирование международных (Auchan) и федеральных компаний (сеть «Перекресток»), а местным игрокам достались самые скромные «поляны» в виде магазинов шаговой доступности. У всех по-разному Более развитые регионы тяжелее переживают кризис, чем те, что имели средние показатели. Так, в Саратовской области товарооборот в розничной торговле за январь-март составил 37 млрд рублей (рост на 6%), в Республике Татарстан в январе – феврале этот показатель превзошел 50 млрд рублей (рост на 3,4%), в Самарской области – 60,6 млрд рублей (рост на 2,3%). А вот розница в Нижегородской области реализовала товаров за первые два месяца года на 47 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже показателя по аналогичному периоду 2008 года на 4,2%. В условиях падения платежеспособного спроса и ослабления клиентской лояльности сетевые операторы ведут себя по-разному. Игорь Шевелев говорит о некотором снижении выручки, но в то же время эта сеть, ориентированная на покупателей со средним и высоким уровнем доходов, не собирается превращаться в дискаунтера. «Мы считаем, что снижение цены на рубль ведет к потере качества на пять рублей, а потому не собираемся изменять ценовую политику, — говорит он. — У нас представлены продукты питания и собственные изделия (выпечка, полуфабрикаты, готовые блюда) всех ценовых категорий, однако 80 процентов нашего оборота делают 20 процентов покупателей, попадающие в группу с доходами выше среднего уровня. Эти люди даже в условиях кризиса не собираются изменять своим привычкам и будут покупать продукты премиум-сегмента, пусть и в меньшем объеме». Начальник управления развития потребительского рынка министерства экономразвития и торговли Саратовской области Петр Иванченко отмечает, что в первые три месяца количество покупок в продовольственном сегменте не упало, но цена среднего чека понизилась. Финансовый директор саратовской сети «Гроздь» Ирина Алексеева говорит, что конкуренция осталась на прежнем уровне, а новые заботы сетевикам приносят изменение покупательского спроса, рост закупочных цен на товары, снижение дисциплины поставок со стороны крупных федеральных поставщиков. «Основным конкурентным преимуществом мы считаем свои цены, — отмечает г-жа Алексеева. – Мы держим низкий процент торговой наценки при высоком товарообороте, постоянно работаем с поставщиками, чтобы ограничить необоснованное повышение цен». На менеджмент делает ставку частный предприниматель из Арзамаса (Нижегородская область) Сергей Костылев, который имеет маленькую розничную сеть «Поляна» из трех магазинов. Доля собственных средств, вложенных в развитие сети, составляет 60%. «Выживание сети зависит прежде всего от уровня менеджмента, который проявляется в формировании продуктовой линейки, ценовой политике, способности договариваться с поставщиками, — говорит предприниматель. — Большое значение имеет продуктовая логистика — грамотное управление товарными потоками, складскими запасами. Вообще, магазинам шаговой доступности проще сохранить лояльность покупателей, ведь в таких сетях основу ассортимента составляют продукты первой необходимости. В небольших магазинах ниже торговая наценка, что тоже привлекает покупателей».

Бой с бонусами Нашумевшее исследование ФАС о роли торговых сетей в повышении цен на продукты, опубликованное в конце прошлого месяца, пока не подтолкнуло антимонопольные органы на местах к решительным действиям. Напомним, что в исследовании, проведенном в торговых сетях «Пятерочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга, проверялись договоры с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года. В итоге антимонопольное ведомство пришло к выводу, что выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут составлять до 80% в конечной стоимости товара. Причем, по мнению автора исследования, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом. Но представляется, что аппетиты сетей и бонусная политика корректируются в зависимости от уровня жизни и платежеспособного спроса в регионах. Кроме того, важно и то, кто доминирует на потребительском рынке: уличенные ФАС национальные операторы, международные компании или местные сети. От этого зависит и реакция региональных властей на выводы исследования. Так, в Саратовской области, где ритейловым структурам принадлежит только 15% продуктовой розницы, а население все чаще закупается на оптовках и ярмарках сельхозпродукции (работает две такие площадки, здесь областная власть держит фиксированные цены), исследование ФАС воспринимается без ажиотажа. «Введение входных бонусов в сетях экономически обосновано, — считает и.о. министра экономического развития и торговли Саратовской области Александр Ульянов. – Поставщики зачастую не выдерживают график поставки, и сети вынуждены идти на затраты и держать запас продуктов, чтобы выдерживать требования к ассортименту. Однако входной бонус – разовая акция, если поставщик соблюдает дисциплину. Плата за лучшие полки имеет место, но далеко не во всех сетях в Саратовской области. Ритейл в нашем регионе работает в среднем с 15−процентной рентабельностью, но по социальной группе товаров наценки гораздо ниже. Кроме того, местные операторы подписали соглашение с властями и держат льготные цены для малообеспеченных слоев, делают скидки в определенные часы». Правда, торговля от собственной ответственности не в восторге. «Льготная программа у нас действует еще с зимы прошлого года, скидки на социальные товары составляют 5−15 процентов, — заметил представитель местной сети ‘‘Социализм’’. — Но на таких социальных продуктах мы теряем большую часть своей прибыли, фактически реализуем товары по ценам поставщика. Считаю, следует распределить скидки по всем участникам рынка, а не решать проблему за счет торговых сетей». Этот довод представляется резонным, ведь известно, что отечественные производители поднимают цены в условиях спада конкуренции, пользуясь резким снижением притока в страну импортного сырья и продовольствия. В Нижнем Новгороде — свой поворот ситуации. Из-за падения платежеспособного спроса и, как следствие, снижения выручки операторов рынка долг торговых сетей производителям муки, мяса и молока на 1 марта превысил годовой оборот сетей и составил 400 млн рублей, в том числе 120 млн – просроченная задолженность. Увеличиваются отсрочки сетей по платежам производителям, например, за продукцию с пятидневным сроком реализации поставщики рассчитываются не через 10 дней, а через 35−40. Начальник местного антимонопольного управления Михаил Теодорович настроен решительно. «Сети сегодня ведут себя недружественно в отношении как поставщиков, так и покупателей, — говорит он. — Формально они не нарушают антимонопольное законодательство, однако системой платы за вход, бонусами, увеличением отсрочки платежей они ставят поставщиков в экономически невыгодные условия. У поставщиков сегодня стало меньше возможностей выбора торговых партнеров, так как из-за кризиса сворачивается торговля в небольших магазинах». По его мнению, ситуацию в торговле может улучшить расширение действующих рынков и открытие новых, где могли бы продавать свою продукцию местные сельхозпроизводители и переработчики. Кроме того, необходимо открывать новые магазины шаговой доступности, которые торгуют в основном товарами повседневного спроса и сотрудничают с местными производителями. Добавим к сказанному, что антимонопольное ведомство ратует за скорейшее принятие закона о торговле, который предоставит государству механизм воздействия на розницу и без которого власть не сможет повлиять на рост цен на продукты питания. О законе говорят уже третий год, но рассмотрение его вновь отложено до осени.

Эксперт  Галина Щербо, Наталья Маус

Статья относится к тематикам: Retail
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
485
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2015
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
79
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
457
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1132
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2647

Поволжский продуктовый ритейл адаптируется к реалиям кризиса: с рынка уходят игроки, заигравшиеся с банковскими кредитами, упрощается ассортиментная матрица. В нынешних условиях жизнь сетям омрачает не столько внутривидовая конкуренция, сколько постоянный рост закупочных цен, а также давление властей. В регионах Поволжья продуктовый ритейл в докризисный период стабильно наращивал обороты. Массовое наступление местных и общефедеральных сетей под знаменем торговли в цивилизованном формате приводило к закрытию магазинов-одиночек и вытеснению их в нишу придорожных круглосуточных «стекляшек». Кризис показал, что в небольших несетевых магазинах продукты свежее, товарооборот быстрее, принципы работы с поставщиками – демократичнее, а кредитная зависимость не протекает в столь жесткой форме. С другой стороны, потери бойцов в рядах ритейлеров привели к тому, что на опустевших площадях развернулись более стойкие однополчане, в том числе и пришедшие из других регионов. Так, в январе этого года в Саратове было официально объявлено о прекращении деятельности магазинов «В яблочко» и «Смарткауфф» (торговый дом «ЛИА-Лев»). В эти сети входило свыше 50 магазинов по всей области, доля предприятий торгового дома в объеме всей областной сетевой торговли составляла по прошлому году 30%. ТД привлек банковских кредитов на сумму около 750 млн рублей, что и послужило причиной разорения. Часть помещений, арендованных сетью «В яблочко», ныне осваивает сеть «В двух шагах» из Ростова-на-Дону, согласившаяся оплатить долги по аренде предыдущего постояльца. В планах ростовчан – открыть в Саратовской области около 30 магазинов. По словам генерального директора ЗАО «В двух шагах» Вадима Рыбакова, в эту сеть сейчас входит свыше 60 универсамов, расположенных в основном в регионах Южного федерального округа. Место на рынке Другой ритейлер , переживающий, несмотря на кризис, бурное развитие – саратовская сеть «Гроздь» (ООО «Центр реструктуризации»). По словам финансового директора ООО Ирины Алексеевой, в эту местную сеть входит 166 магазинов по области, из них 13 открылось уже в этом году, шесть «Гроздей» работает в Пензенской области. Для Саратовской области, кстати, характерно доминирование местных дискаунтеров (четыре компании), из федералов заметно присутствие «Магнита» а остальные федеральные и международные структуры представлены скромно – «Лента», «Перекресток», Real, Metro и «Рамстор» имеют в Саратове всего по одному магазину. Связано это с активным стартом местных игроков еще лет пять назад, в том числе обанкротившегося «В яблочко», которое имело 44 магазина и активно наращивало присутствие в регионе. Вместе с тем, по данным областного минэкономразвития, сетевые структуры (около 500 торговых точек) занимают всего 15% от продовольственного товарооборота, который составил по прошлому году порядка 75 млрд рублей, еще 10% приходится на рынки, остальное занимают не объединенные в сети предприятия торговли. Нижегородская область в 2008 году по объемам товаропотребления находилась на 12 месте в России и на четвертом в Приволжском федеральном округе. В области действует 20 торговых продовольственных и смешанных сетевых компаний. Есть и ведущие федеральные торговые сети, представленные супер— и гипермаркетами («Магнит», «Пятерочка», «Карусель», «Копейка», «Лента», «О'кей»), и международные («Рамстор», Auchan, Metro, Real), и местные («Медведь», «Калинка», ВКТ, «Народный», «Андреевский» и «Мясновъ»). Только в столице региона в прошлом году было открыто более 170 новых предприятий торговли с общей торговой площадью 31,5 тыс. кв. м. В условиях жесткой конкуренции местные компании занимают в основном нишу магазинов «у дома» со скромной ассортиментной матрицей. Продуктовый ритейл (свыше 20% от продовольственного товарооборота) в Казани работает в условиях жесткой конкуренции – третья столица считается перенасыщенной торговыми площадями. По данным директора по маркетингу и рекламе сети «Бахетле» (12 супермаркетов в республике и три в Москве) Игоря Шевелева, в столице Татарстана в прошлом году приходилось 650 кв. м торговых площадей на человека, в то время как в Санкт-Петербурге – 550 кв. м. Местные компании доминируют и по количеству торговых точек, и по обороту, хотя присутствует в республике и традиционный джентльменский набор из «Магнита», Metro, Real, брэндов X5 Retail. Кроме того, есть сильные ритейлеры провинциального, неказанского происхождения. В Самарской области, по данным вице-президента областной Торгово-промышленной палаты Юрия Ананьева, сети насчитывают около 600 магазинов, разброс форматов (от гипермаркетов до магазинов возле дома) и персоналий традиционен. Характерная черта – доминирование международных (Auchan) и федеральных компаний (сеть «Перекресток»), а местным игрокам достались самые скромные «поляны» в виде магазинов шаговой доступности. У всех по-разному Более развитые регионы тяжелее переживают кризис, чем те, что имели средние показатели. Так, в Саратовской области товарооборот в розничной торговле за январь-март составил 37 млрд рублей (рост на 6%), в Республике Татарстан в январе – феврале этот показатель превзошел 50 млрд рублей (рост на 3,4%), в Самарской области – 60,6 млрд рублей (рост на 2,3%). А вот розница в Нижегородской области реализовала товаров за первые два месяца года на 47 млрд рублей, что в сопоставимых ценах ниже показателя по аналогичному периоду 2008 года на 4,2%. В условиях падения платежеспособного спроса и ослабления клиентской лояльности сетевые операторы ведут себя по-разному. Игорь Шевелев говорит о некотором снижении выручки, но в то же время эта сеть, ориентированная на покупателей со средним и высоким уровнем доходов, не собирается превращаться в дискаунтера. «Мы считаем, что снижение цены на рубль ведет к потере качества на пять рублей, а потому не собираемся изменять ценовую политику, — говорит он. — У нас представлены продукты питания и собственные изделия (выпечка, полуфабрикаты, готовые блюда) всех ценовых категорий, однако 80 процентов нашего оборота делают 20 процентов покупателей, попадающие в группу с доходами выше среднего уровня. Эти люди даже в условиях кризиса не собираются изменять своим привычкам и будут покупать продукты премиум-сегмента, пусть и в меньшем объеме». Начальник управления развития потребительского рынка министерства экономразвития и торговли Саратовской области Петр Иванченко отмечает, что в первые три месяца количество покупок в продовольственном сегменте не упало, но цена среднего чека понизилась. Финансовый директор саратовской сети «Гроздь» Ирина Алексеева говорит, что конкуренция осталась на прежнем уровне, а новые заботы сетевикам приносят изменение покупательского спроса, рост закупочных цен на товары, снижение дисциплины поставок со стороны крупных федеральных поставщиков. «Основным конкурентным преимуществом мы считаем свои цены, — отмечает г-жа Алексеева. – Мы держим низкий процент торговой наценки при высоком товарообороте, постоянно работаем с поставщиками, чтобы ограничить необоснованное повышение цен». На менеджмент делает ставку частный предприниматель из Арзамаса (Нижегородская область) Сергей Костылев, который имеет маленькую розничную сеть «Поляна» из трех магазинов. Доля собственных средств, вложенных в развитие сети, составляет 60%. «Выживание сети зависит прежде всего от уровня менеджмента, который проявляется в формировании продуктовой линейки, ценовой политике, способности договариваться с поставщиками, — говорит предприниматель. — Большое значение имеет продуктовая логистика — грамотное управление товарными потоками, складскими запасами. Вообще, магазинам шаговой доступности проще сохранить лояльность покупателей, ведь в таких сетях основу ассортимента составляют продукты первой необходимости. В небольших магазинах ниже торговая наценка, что тоже привлекает покупателей».

Бой с бонусами Нашумевшее исследование ФАС о роли торговых сетей в повышении цен на продукты, опубликованное в конце прошлого месяца, пока не подтолкнуло антимонопольные органы на местах к решительным действиям. Напомним, что в исследовании, проведенном в торговых сетях «Пятерочка», «О’кей», «Дикси» и «Лента», занимающих около 60% розничного рынка Санкт-Петербурга, проверялись договоры с поставщиками за 2005—2007 годы и первое полугодие 2008 года. В итоге антимонопольное ведомство пришло к выводу, что выплаты поставщиков ритейлерам вместе с торговой наценкой самих сетей могут составлять до 80% в конечной стоимости товара. Причем, по мнению автора исследования, начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева, это проблема не только рынка Санкт-Петербурга, но и всей страны в целом. Но представляется, что аппетиты сетей и бонусная политика корректируются в зависимости от уровня жизни и платежеспособного спроса в регионах. Кроме того, важно и то, кто доминирует на потребительском рынке: уличенные ФАС национальные операторы, международные компании или местные сети. От этого зависит и реакция региональных властей на выводы исследования. Так, в Саратовской области, где ритейловым структурам принадлежит только 15% продуктовой розницы, а население все чаще закупается на оптовках и ярмарках сельхозпродукции (работает две такие площадки, здесь областная власть держит фиксированные цены), исследование ФАС воспринимается без ажиотажа. «Введение входных бонусов в сетях экономически обосновано, — считает и.о. министра экономического развития и торговли Саратовской области Александр Ульянов. – Поставщики зачастую не выдерживают график поставки, и сети вынуждены идти на затраты и держать запас продуктов, чтобы выдерживать требования к ассортименту. Однако входной бонус – разовая акция, если поставщик соблюдает дисциплину. Плата за лучшие полки имеет место, но далеко не во всех сетях в Саратовской области. Ритейл в нашем регионе работает в среднем с 15−процентной рентабельностью, но по социальной группе товаров наценки гораздо ниже. Кроме того, местные операторы подписали соглашение с властями и держат льготные цены для малообеспеченных слоев, делают скидки в определенные часы». Правда, торговля от собственной ответственности не в восторге. «Льготная программа у нас действует еще с зимы прошлого года, скидки на социальные товары составляют 5−15 процентов, — заметил представитель местной сети ‘‘Социализм’’. — Но на таких социальных продуктах мы теряем большую часть своей прибыли, фактически реализуем товары по ценам поставщика. Считаю, следует распределить скидки по всем участникам рынка, а не решать проблему за счет торговых сетей». Этот довод представляется резонным, ведь известно, что отечественные производители поднимают цены в условиях спада конкуренции, пользуясь резким снижением притока в страну импортного сырья и продовольствия. В Нижнем Новгороде — свой поворот ситуации. Из-за падения платежеспособного спроса и, как следствие, снижения выручки операторов рынка долг торговых сетей производителям муки, мяса и молока на 1 марта превысил годовой оборот сетей и составил 400 млн рублей, в том числе 120 млн – просроченная задолженность. Увеличиваются отсрочки сетей по платежам производителям, например, за продукцию с пятидневным сроком реализации поставщики рассчитываются не через 10 дней, а через 35−40. Начальник местного антимонопольного управления Михаил Теодорович настроен решительно. «Сети сегодня ведут себя недружественно в отношении как поставщиков, так и покупателей, — говорит он. — Формально они не нарушают антимонопольное законодательство, однако системой платы за вход, бонусами, увеличением отсрочки платежей они ставят поставщиков в экономически невыгодные условия. У поставщиков сегодня стало меньше возможностей выбора торговых партнеров, так как из-за кризиса сворачивается торговля в небольших магазинах». По его мнению, ситуацию в торговле может улучшить расширение действующих рынков и открытие новых, где могли бы продавать свою продукцию местные сельхозпроизводители и переработчики. Кроме того, необходимо открывать новые магазины шаговой доступности, которые торгуют в основном товарами повседневного спроса и сотрудничают с местными производителями. Добавим к сказанному, что антимонопольное ведомство ратует за скорейшее принятие закона о торговле, который предоставит государству механизм воздействия на розницу и без которого власть не сможет повлиять на рост цен на продукты питания. О законе говорят уже третий год, но рассмотрение его вновь отложено до осени.

Эксперт  Галина Щербо, Наталья Маус

Тройной узелритейл поволжья, торговля, саратов, торговля в саратове
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Тройной узел
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/37409/2018-09-20

Прямая трансляция