Баннер ФЗ-54
3 марта 2009, 00:00 4951 просмотр

Осторожно, регионы закрываются

Недавно заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Иванов попросил владельцев местных магазинов довести количество молока областных производителей на полках "до максимально возможных объемов". Предложение из разряда тех, от которых лучше не отказываться. "Формально все ограничивается добрым советом. Но в России любая просьба губернатора на 99% всеми местными магазинами воспринимается как прямой приказ. Да и федеральные сети, чтобы лишний раз не ссориться, прислушиваются к таким советам",— объясняет на условиях анонимности суть инициативы представитель одного из лидеров молочного рынка. Ссориться с нижегородскими чиновниками он тоже не спешит. Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы:

"Мы будем бороться с региональным сепаратизмом. Это недопустимые вещи. Могу сказать, что каждый год ФАС пресекает около полутора десятков случаев "произвола" региональных властей"

Областные власти уже больше года проводят программу с патриотическим названием "Покупай нижегородское". Покупать и продавать местные продукты настойчиво рекомендуют жителям и рознице власти Тверской и Тульской областей, Алтайского края. Во время кризиса местные власти активно спасают своих производителей ради сохранения рабочих мест в регионе и налоговых поступлений в бюджет. Защищают регионалы в первую очередь те отрасли, где есть сильные федеральные конкуренты: алкоголь, сельское хозяйство (особенно молочный сектор). Вышеописанное губернаторское воззвание к местному патриотизму — только один из способов защиты. Вот еще один. Федеральный закон о технических регламентах разрешает местным властям вводить добровольную сертификацию продукции. Согласно закону производители могут соглашаться на эту процедуру, после чего на их продукции помещается специальная маркировка, которая служит для покупателей лишним доказательством "высокого качества". На практике оказывается, что без такой маркировки попасть на полки местных магазинов становится весьма непросто. Причем местные игроки зачастую получают сертификат бесплатно, а вот "федералам" он влетает в копеечку. "Перед Новым годом, например, Тверская область увеличила цену сертификата для привозного алкоголя с 50 коп. до 3 руб. за бутылку. Местные производители этих расходов не несут, а магазины не хотят брать на реализацию товар без сертификата",— рассказывает PR-директор "Русского алкоголя" Александр Коровка. По данным некоммерческого партнерства "Русбренд", протекционистские меры сейчас действуют более чем в 20 регионах России. И это только начало. "Кризис привел к тому, что явление стало массовым. В ближайшее время количество "закрытых" регионов будет только расти. Начнется "эффект домино": один регион закрылся, в ответ протекционистские меры ввели все соседние области",— говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. По его мнению, все подобные случаи находятся вне правового поля и прямо противоречат ст. 8 Конституции, где говорится, что Россия является единым экономическим пространством. Несмотря на это, федеральные производители эффективного инструмента для борьбы с региональным протекционизмом пока не придумали. Пожалуй, единственным способом оспорить действия местных властей является обращение в ФАС. Кое-какие положительные результаты уже есть. Так, в июле 2008 года в Татарстане постановлением ФАС были отменены правила Госалкогольинспекции Республики Татарстан, вводившие жесткую систему проверки всей ввозимой алкогольной продукции. Причем проверки должны были оплачивать поставщики. На местные компании эти правила не распространялись. Однако победу федеральные производители отмечали недолго: в начале этого года Татарстан пошел по другому пути и просто прекратил прием заявок на сертификацию ввозимой в республику водки. В результате местные магазины до сих пор получают продукцию только ОАО "Татспиртпром", а "Столичная", "Путинка", "Зеленая марка" и другие привозные брэнды в местные магазины не поступают. Сейчас федеральные производители собираются объявить полномасштабную войну товарному сепаратизму. "Водочники" в конце февраля направили в ФАС и генеральную прокуратуру письмо с описанием ситуации в регионах, замеченных в протекционизме. В марте этот вопрос будет рассматриваться на заседании ТПП, в котором примут участие представители сельхозпроизводителей, крупных молочных компаний. ФАС приготовилась к работе. "Наша служба уже сейчас изучает ситуацию в Татарстане и некоторых других регионах, принявших подобные решения в этом году",— утверждает заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Впрочем, поддержка ФАС радует производителей не слишком сильно. "Пока мы оспариваем одно решение, на местах готовят другое",— говорит Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции. Удивляться не стоит: государство, с одной стороны, требует от регионов максимально открыть рынки, а с другой — само активно проводит протекционистскую политику. Например, повышает пошлины на иномарки в угоду отечественным производителям. Региональным властям есть у кого учиться.

Увеличить
Журнал «Секрет Фирмы»   № 3(284) от 02.03.2009 
Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:

Недавно заместитель губернатора Нижегородской области Владимир Иванов попросил владельцев местных магазинов довести количество молока областных производителей на полках "до максимально возможных объемов". Предложение из разряда тех, от которых лучше не отказываться. "Формально все ограничивается добрым советом. Но в России любая просьба губернатора на 99% всеми местными магазинами воспринимается как прямой приказ. Да и федеральные сети, чтобы лишний раз не ссориться, прислушиваются к таким советам",— объясняет на условиях анонимности суть инициативы представитель одного из лидеров молочного рынка. Ссориться с нижегородскими чиновниками он тоже не спешит. Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы:

"Мы будем бороться с региональным сепаратизмом. Это недопустимые вещи. Могу сказать, что каждый год ФАС пресекает около полутора десятков случаев "произвола" региональных властей"

Областные власти уже больше года проводят программу с патриотическим названием "Покупай нижегородское". Покупать и продавать местные продукты настойчиво рекомендуют жителям и рознице власти Тверской и Тульской областей, Алтайского края. Во время кризиса местные власти активно спасают своих производителей ради сохранения рабочих мест в регионе и налоговых поступлений в бюджет. Защищают регионалы в первую очередь те отрасли, где есть сильные федеральные конкуренты: алкоголь, сельское хозяйство (особенно молочный сектор). Вышеописанное губернаторское воззвание к местному патриотизму — только один из способов защиты. Вот еще один. Федеральный закон о технических регламентах разрешает местным властям вводить добровольную сертификацию продукции. Согласно закону производители могут соглашаться на эту процедуру, после чего на их продукции помещается специальная маркировка, которая служит для покупателей лишним доказательством "высокого качества". На практике оказывается, что без такой маркировки попасть на полки местных магазинов становится весьма непросто. Причем местные игроки зачастую получают сертификат бесплатно, а вот "федералам" он влетает в копеечку. "Перед Новым годом, например, Тверская область увеличила цену сертификата для привозного алкоголя с 50 коп. до 3 руб. за бутылку. Местные производители этих расходов не несут, а магазины не хотят брать на реализацию товар без сертификата",— рассказывает PR-директор "Русского алкоголя" Александр Коровка. По данным некоммерческого партнерства "Русбренд", протекционистские меры сейчас действуют более чем в 20 регионах России. И это только начало. "Кризис привел к тому, что явление стало массовым. В ближайшее время количество "закрытых" регионов будет только расти. Начнется "эффект домино": один регион закрылся, в ответ протекционистские меры ввели все соседние области",— говорит Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. По его мнению, все подобные случаи находятся вне правового поля и прямо противоречат ст. 8 Конституции, где говорится, что Россия является единым экономическим пространством. Несмотря на это, федеральные производители эффективного инструмента для борьбы с региональным протекционизмом пока не придумали. Пожалуй, единственным способом оспорить действия местных властей является обращение в ФАС. Кое-какие положительные результаты уже есть. Так, в июле 2008 года в Татарстане постановлением ФАС были отменены правила Госалкогольинспекции Республики Татарстан, вводившие жесткую систему проверки всей ввозимой алкогольной продукции. Причем проверки должны были оплачивать поставщики. На местные компании эти правила не распространялись. Однако победу федеральные производители отмечали недолго: в начале этого года Татарстан пошел по другому пути и просто прекратил прием заявок на сертификацию ввозимой в республику водки. В результате местные магазины до сих пор получают продукцию только ОАО "Татспиртпром", а "Столичная", "Путинка", "Зеленая марка" и другие привозные брэнды в местные магазины не поступают. Сейчас федеральные производители собираются объявить полномасштабную войну товарному сепаратизму. "Водочники" в конце февраля направили в ФАС и генеральную прокуратуру письмо с описанием ситуации в регионах, замеченных в протекционизме. В марте этот вопрос будет рассматриваться на заседании ТПП, в котором примут участие представители сельхозпроизводителей, крупных молочных компаний. ФАС приготовилась к работе. "Наша служба уже сейчас изучает ситуацию в Татарстане и некоторых других регионах, принявших подобные решения в этом году",— утверждает заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. Впрочем, поддержка ФАС радует производителей не слишком сильно. "Пока мы оспариваем одно решение, на местах готовят другое",— говорит Михаил Блинов, исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции. Удивляться не стоит: государство, с одной стороны, требует от регионов максимально открыть рынки, а с другой — само активно проводит протекционистскую политику. Например, повышает пошлины на иномарки в угоду отечественным производителям. Региональным властям есть у кого учиться.

Увеличить
Журнал «Секрет Фирмы»   № 3(284) от 02.03.2009 
Осторожно, регионы закрываютсярегионы, производство, производитель, кризис, ритейл, торговля, ритейлер
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Осторожно, регионы закрываются
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/36235/2017-10-23