Баннер ФЗ-54
15 февраля 2018, 00:00 6325 просмотров

Форматы розничной торговли

Retail.ru в сотрудничестве с Кирой и Рубеном Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting» начинает цикл публикаций, посвященных развитию форматов в розничной торговле.

В нем мы будем рассматривать:

  • Различные сектора и специализации торговли: краткий обзор развития форматов крупных федеральных и региональных сетей РФ, примеры магазинов и торговых центров.
  • Новые форматы розницы, которые появляются на рынке.
  • Тенденции и перспективы развития каждого формата.

Развитие форматов в розничной торговле

Вопрос концепции и формата магазинов и торговых центров продолжает оставаться одним из самых актуальных. На розничном рынке происходят значительные изменения, и надо работать на перспективу, не ограничиваясь опытом и реалиями сегодняшнего дня. 

Магазин Книголюбов

Ситуация сейчас кардинально отличается от той, которая была двадцать и даже еще десять лет назад: многие форматы уже работали за рубежом, по ним было достаточно материалов и методик. Примеры можно было посмотреть, учиться на них, адаптировать успешный опыт к российским реалиям и открывать новый формат в своем городе. Сейчас по многим новым направлениям в ритейле и коммерческой недвижимости такого не наблюдается. Можно сказать, что все стартовали одновременно. 

Приходится анализировать, изобретать, пробовать, и многие вопросы находятся в стадии решения — не только у нас в России, но и мире. В этой статье мы рассмотрим факторы розничной торговли, влияющие на развитие форматов, а также типичные проблемы и ошибки ритейла, которые совершают при запуске новых проектов.

 

Многие торговцы и владельцы коммерческой недвижимости осознают, что работать стало на порядок сложнее.

Во-первых, дает о себе знать высокая насыщенность площадями, и конкуренция становится более острой.

Во-вторых, многие традиционные приемы продаж ослабели — они либо перестали действовать совсем, либо покупатели стали к ним менее чувствительными

И в-третьих, инвесторы, которые хотят вложить деньги в развитие, стали более осторожными.

Вкусмарт открытие

Поэтому приходится задавать себе вопросы: «Какими будут магазины и торговые центры будущего?» и «Какие направления и форматы розницы будут наиболее актуальными, востребованными не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе и будут обеспечивать высокие коммерческие показатели».

Магазиностроение

Ежегодно на рынке торговли и развлечений появляется что-то новое. Перспективные направления на текущий момент (начало 2018 года):

  • комбинированные форматы магазинов, сочетающие в себе торговлю с развлечениями и досугом, общественным питанием и даже торговлю со спортом;
  • автоматизированная торговля и использование технологий виртуальной и дополненной реальности для презентации товара и его продажи;
  • новое в формате «магазина у дома», «магазина по пути»;
  • и, конечно же, популярная сегодня омни-канальность, интегрирующая все известные каналы общения между продавцом и покупателем.

Над всем этим параллельно работают: сетевые розничные компании, IT-компании, оптовые и логистические фирмы, сети АЗС, консультанты-разработчики (в том числе, и мы). А завтрашний день принесет новые тренды.

Есть примеры, когда новое оказывается «хорошо забытым старым» в новом исполнении. Например, торговля вразнос, которая почти исчезла в XX веке, вернулась в виде интернет-магазинов и служб доставки, и вместо румяных парней-коробейников («эх, полна, полна моя коробочка, есть в ней ситец и парча») к покупателям спешат сотрудники в форменной одежде с такими же полными коробочками, и мы ежедневно видим их в метро и в собственных дворах.

Магазин Книголюбов

Современная «кастомизация» на рынке модных товаров — потомок модисток XIX века и «индпошива» XX века.

Модное слово «шеринг» — современный аналог проката, распространенного в советские времена, а «коливинг» — по сути, та же «общага».

«Pop-up» магазины (точки временной торговли) открывались купцами в XIX веке по временному внесению в одну из купеческих гильдий. И фактически по этой технологии работают многие точки в курортных городках — Геленджике, Анапе и др. В большинстве торговых центров и рынков есть зона временной аренды. Хотя многие торговцы этого термина не знают…

Торговля по каталогам, образцам или с использованием магазинов-демозалов известна несколько веков: многие представители российской аристократии и зажиточного купечества обставляли свои особняки именно с использованием данной формы торговли.

Точки выдачи — тоже известны уже четвертое столетие. Так, сеть «Утконос» в свое время опиралась на опыт советских столов заказов, а те в свою очередь — на западный и дореволюционный отечественный опыт.

Вкусмарт открытие 

И «фреш-маркеты», «гастро» и «дели-маркеты» — явление, принципиально не новое, только сейчас эти форматы стали более массовыми и доступными рядовому покупателю, а не только узкой прослойке состоятельного населения.

При создании новых розничных сетей интересно вложиться в самые многообещающие направления. Рисковать, конечно, приходится, как и всем новаторам, но степень риска сильно зависит от подхода. Если подход — «сделать прикольную, модную фишку», то больше вероятность, что деньги рухнут в бездну, и «фишка» оставит о себе крайне неприятные воспоминания в виде каменных лиц работников банка или продажи нового «Ламборджини».

Магазиностроение

Любой эксперимент должен быть очень тщательно просчитан и подготовлен, и об этом мы скажем далее.

Действующим сетям грамотное «форматирование» тоже приносит выгоду:

  • сокращаются операционные затраты за счет стандартизации,
  • можно полноценно сравнивать все однотипные магазины, планировать и анализировать,
  • корректировать типичные параметры сетевой торговой точки (площадь, ассортимент, состав услуг и пр.),
  • а также оценивать потенциал каждого формата и выделять больше ресурсов перспективным форматам, сокращая морально устаревшие или малодоходные.

Магазиностроение

Факторы, влияющие на развитие форматов в розничной торговле:

  1. Технологии. Это самый главный фактор. В различных областях появляются разработки, которые могут и должны быть применены в магазинах и торговых центрах. Например, это технологии:
    • презентации товара (3D-модели, дополненная реальность для интерьерных товаров, одежды, техники и др.),
    • тестирования товаров,
    • дизайна и отделочных материалов для фасада и интерьера,
    • продвижения через интернет и социальные сети,
    • связи с клиентами и сотрудниками в различных точках,
    • сбора и анализа данных для планирования ассортимента и работы с клиентскими базами,
    • товародвижения, взаимодействия опта и розницы,
    • автоматизация в торговом зале, на складе и при оказании услуг,
    • и другие.
  2. Изменения в различных секторах торговли. Общие тенденции на рынке:
    • повышение насыщенности торговыми площадями, распространение новых (не розничных) каналов продаж,
    • изменение соотношения сил «крупные сетевые ритейлеры - средние -  мелкие розничные сети и независимые торговцы».

      Магазиностроение

      Есть области, максимально претерпевшие изменения форматов в связи с изменением вида товаров и условий их потребления.

      Самым показательным примером является книжная торговля. В ней почти не осталось прежних магазинов с длинными рядами книжных стеллажей и несколько «пыльной» атмосферой (их можно найти в единичном количестве в некоторых городах, и почти все они принадлежат издательствам). Зато появились «хобби-маркеты», учебные маркеты, канц-маркеты, ретро-маркеты для консерваторов и коллекционеров, магазины-клубы, магазины-кафе с упоительными запахами кофе и пирожных и сценой для выступления известных лиц и непризнанных гениев. А основную массу книг потребители сегодня, конечно же, покупают в виде файла или доступа к нему и читают с экрана.

      Аналогичные изменения постепенно происходят в торговле игрушками: обычные игрушки становятся менее интересными для малышей, как только у них появляется первый гаджет. Прежний уровень продаж пока более-менее поддерживается за счет родителей, покупающих игрушки в подарок или поддавшись ностальгическим воспоминаниям своего детства. Но график продаж обычных игрушек потихоньку начинает заваливаться и от стагнации идет вниз.

      В других областях не сильно изменились сами товары, а методы торговли стали другими. Например, сфера торговли бытовой техникой — в ней затормозилось развитие супермаркетов и гипермаркетов, и за последние 5-7 лет очень многие сети, в том числе, федеральные, пробовали разные форматы. Сейчас в России практически исчез такой формат, как «розничный гипермаркет электроники», но зато появилось несколько новых (некоторые уже исчезли, просуществовав несколько лет).

      Магазиностроение

      Даже в торговле продуктами питания видны изменения, сейчас они заключаются в ежегодном росте спроса на готовую продукцию и общественное питание в точках продаж.

  3. Изменения в поведении потребителей, их привычках и ценностях.

    Поколение, которое привыкло покупать и потреблять по-новому, подросло, и его доля увеличилась. Это молодые семьи, не имеющие телевизора (зачем он нужен, когда все новости можно узнать в интернете, а фильмы посмотреть в кино или на мобильном устройстве), девушки, равнодушные к мехам и золотым украшениям и не имеющие в сумке карманного зеркала (вместо него используется опять же смартфон).

    В целом, в среде покупателей наметилась тенденция рассматривать магазины и торговые центры не как банальное место добычи необходимых вещей, а как место получения эмоций и новых впечатлений, знакомства, приятного времяпрепровождения, обучения и развития. Соответственно, у традиционных магазинов остается такое преимущество как использование эмоционального фактора в процессе продажи.

    В перспективе люди будут все больше ценить в магазинах то, чего нельзя найти в интернет:

    • возможность общения,
    • хороший сервис,
    • приятная атмосфера,
    • интересная презентация товара и возможность непосредственного контакта с ним,
    • удобство для покупателя.
  4. Влияние рынка недвижимости.

    При открытии новых магазинов и розничных сетей важно провести анализ предложения помещений на рынке торговой недвижимости и выделить возможности и ограничения.

    В нашей практике было несколько случаев, когда наши клиенты-розничные сети вначале самостоятельно разрабатывали новый формат ритейла и только потом начинали анализировать рынок площадей — уже на стадии поиска площадок в аренду. В результате оказывалось, что достаточного количества подходящих площадок в городе не наблюдается!

    Например, был запланирован магазин «у дома» с типичной торговой площадью в 450 кв.м, а помещений такой площади предлагалось крайне мало, и далеко не все места подходили по месторасположению и окружению. Но зато рынок изобиловал предложением площадей 100–150 кв. м, и здесь уже была возможность выбирать действительно хорошие места.

    Другой пример — местная или региональная сеть разрабатывает формат « супермаркет непродовольственных товаров» с площадью 700–1000 кв. м и тоже не может найти для него площадок. Все лучшие места в концептуальных торговых центрах отдаются федеральным или международным операторам, и остается узкий выбор в менее значимых центрах и в стрит-ритейле.

    Для малых форматов в крупных городах в качестве опасности можно отметить высокие арендные ставки, особенно на проходных и заметных местах. Одна из региональных сетей, прекрасно работающая в своем регионе, вынуждена была свернуть свой проект в столице из-за того, что «арендная нагрузка» (показатель доли арендной платы от товарооборота) оказалась на порядок выше.

    Поэтому правильный подход — убедиться в наличии площадок и учесть это при разработке параметров формата. Отметим, что многоформатная сеть имеет гораздо больше шансов увеличить свою представленность и занять площадь практически во всех стратегических местах — в торговых центрах, в стрит-ритейле. А также разработать стратегию территориального охвата и выбрать оптимальные места для открытия первых точек.

Ошибки розничной торговли

Почему возникают неудачные форматы? Приведем несколько типичных ошибок ритейла, которые совершают торговцы и владельцы магазинов:

Магазиностроение

  • «Повторное открытие Америки при помощи заново изобретенного колеса и велосипеда» — плохое знание истории и опыта торговли, как отечественного, так и зарубежного. Возникают идеи, которые давно уже были реализованы. Если не изучать опыт и не следить за тенденциями, вы соберете все возможные шишки на этом нелегком пути «первооткрывателя». В свое время это касалось развития супермаркетов и гипермакетов, сегодня — развития омни-канальности, окон выдачи, комбинированных и гибридных магазинов.

    Магазиностроение

  • «Это нравится мне и моим друзьям». Такой подход хорошо работает только в случае, если интересы владельца и его друзей совпадают с интересами целевой аудитории, и (что очень важно) данная целевая аудитория имеется в достаточном количестве. Вспомним закон больших чисел и в качестве примера приведем вегетарианские продукты. По статистике у нас насчитывается около 2 % вегетарианцев, включая ортодоксальные направления — веганы, сыроеды (судя по результатам некоторых опросов в России, в 2016-17 годах эта цифра увеличивается до 3–4 %). На Западе их несколько больше — до 10 %. Соответственно, в Москве (население по статистике на 01.01.2017 12 830,66 тыс. чел.) рынок вегетарианских продуктов насчитывает 256 613 человек и является достаточным для открытия магазина и даже небольшой сети. В Пензе (523,73 тыс. чел.) это будет уже 10 475 человек, в Тамбове (290,37 тыс. чел.) — 5 807, а в Моршанске (39,36 тыс. чел.) — всего 787 человек. Соответственно, в разы различается емкость рынка, и продавец-вегетарианец в небольшом городке будет печально сидеть за прилавком и смотреть на пустой ящик своей кассы.

    Магазиностроение

  • Неудачный выбор места. Снова о вегетарианцах. Даже в огромном мегаполисе Москве был пример, когда вегетарианские магазины одной и той же сети прекрасно существовали в центре — месте интенсивных покупательских потоков и скопления всех видов «нетрадиционалистов», но ни один из магазинов не прижился на окраинах. Еще одним неудачным примером было открытие сети вегетарианского фаст-фуда в городе-«миллионнике». Многие точки открывались около остановок общественного транспорта в спальных районах, где проживало население с невысоким доходом. Неудивительно, что работяги, спешащие домой с работы после смены, по-прежнему покупали по пути совсем не полезные, но сытные гамбургеры, чебуреки и пирожки, обжаренные в масле, а новую точку полностью игнорировали.

    Магазиностроение

  • «Такого у нас еще не было» (разновидность: «А почему бы не попробовать?»). Один из перлов в нашей коллекции — магазин «Одежда из Перу» в городе Якутске. Желающим удивить покупателей родного города, напоминаем о размере целевой аудитории и регулярности потребления.

    Простое копирование

  • Простое копирование. Об этом мы уже много писали в наших книгах. Мода последних лет — рынки и фреш-маркеты, батутные парки и контактные зоопарки. Модно — ставим! Сегодня даже на удаленных окраинах Белгорода и Таганрога можно встретить мини-батутные центры и сытых кошечек в милых клетках. Только покупатели уже напрыгались и нагладились, и явно надо искать что-то новенькое. Пока тараканы с мышами не одолели… Лучше задуматься о том, что нужно покупателям, и на что они будут готовы тратить деньги регулярно и в течение долгого периода. Именно такой формат с учетом потребностей будет успешным.

    Копирование без учета особенностей местного рынка

  • Копирование без учета особенностей местного рынка. Часто встречается при простом переносе зарубежного и столичного формата в регионы.

    Создание концепции без учета фактора времени

  • Создание концепции без учета фактора времени. Планировать новые форматы розничной торговли надо на перспективу. До сих пор некоторые компании предлагают вариант (концепции, планировки, дизайна), аналогичный успешному западному торговому центру — но только построенному 10-15 лет назад. Сразу видно, что такое стандартное решение годится для малоразвитого рынка и никак не подходит для современных российских городов с высокой насыщенностью площадями в торговых центрах и разнообразием типов ТЦ — проект уже морально устарел, делать его рискованно. В последние годы рынок изменился. Поэтому если проект был разработан даже 1-2 года назад, а приступаете к его реализации вы сегодня, необходимо провести дополнительные исследования и внести коррективы.

Мастер-класс

Как избежать ошибок?

Комплекс исследований при разработке нового формата должен включать:

  • Анализ основных конкурентов, игроков рынка и существующих форматов;
  • Анализ технологий в производстве и продаже товаров, логистике;
  • Анализ покупательской среды и тенденций в покупках каждого вида товара;
  • Анализ районов для развития (страна, город, округ, район города);
  • Анализ предложения площадей в существующих и строящихся объектах.

Комплекс иследований

По итогам анализа:

  • Разрабатываются основные параметры торговых точек: общая и торговая площадь, ассортиментная матрица, форма торговли и представления товара, оптимальное торговое оборудование и др.;
  • Создается Уникальное торговое предложение (УТП);
  • Определяется география и наиболее перспективные территории для открытия новых магазинов;
  • Оценивается ресурсы (время, деньги, люди);
  • Формулируются единые требования к месторасположению, критерии выбора места и подбора помещений для новых магазинов;
  • Делается прогноз для трех сценариев: оптимизм, нормальная ситуация, пессимизм (не забывайте об этом! До сих пор многие предприниматели считают только желаемый, оптимистичный вариант);
  • Составляется программа продвижения;
  • Выбирается место (или несколько мест) для «пилотного» проекта.

Магазиностроение

Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Что нового предстоит в общении рекрутеров с персон...
510
Как использование полупаллет сокращает ритейлу опе...
2061
Александр Смирнов, генеральный директор сети детск...
232
Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артса...
464
Как создавалась оптимальная упаковка для готовых ...
1154
Производительность труда кассиров и продавцов увел...
2668

Retail.ru в сотрудничестве с Кирой и Рубеном Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting» начинает цикл публикаций, посвященных развитию форматов в розничной торговле.

В нем мы будем рассматривать:

  • Различные сектора и специализации торговли: краткий обзор развития форматов крупных федеральных и региональных сетей РФ, примеры магазинов и торговых центров.
  • Новые форматы розницы, которые появляются на рынке.
  • Тенденции и перспективы развития каждого формата.

Развитие форматов в розничной торговле

Вопрос концепции и формата магазинов и торговых центров продолжает оставаться одним из самых актуальных. На розничном рынке происходят значительные изменения, и надо работать на перспективу, не ограничиваясь опытом и реалиями сегодняшнего дня. 

Магазин Книголюбов

Ситуация сейчас кардинально отличается от той, которая была двадцать и даже еще десять лет назад: многие форматы уже работали за рубежом, по ним было достаточно материалов и методик. Примеры можно было посмотреть, учиться на них, адаптировать успешный опыт к российским реалиям и открывать новый формат в своем городе. Сейчас по многим новым направлениям в ритейле и коммерческой недвижимости такого не наблюдается. Можно сказать, что все стартовали одновременно. 

Приходится анализировать, изобретать, пробовать, и многие вопросы находятся в стадии решения — не только у нас в России, но и мире. В этой статье мы рассмотрим факторы розничной торговли, влияющие на развитие форматов, а также типичные проблемы и ошибки ритейла, которые совершают при запуске новых проектов.

 

Многие торговцы и владельцы коммерческой недвижимости осознают, что работать стало на порядок сложнее.

Во-первых, дает о себе знать высокая насыщенность площадями, и конкуренция становится более острой.

Во-вторых, многие традиционные приемы продаж ослабели — они либо перестали действовать совсем, либо покупатели стали к ним менее чувствительными

И в-третьих, инвесторы, которые хотят вложить деньги в развитие, стали более осторожными.

Вкусмарт открытие

Поэтому приходится задавать себе вопросы: «Какими будут магазины и торговые центры будущего?» и «Какие направления и форматы розницы будут наиболее актуальными, востребованными не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе и будут обеспечивать высокие коммерческие показатели».

Магазиностроение

Ежегодно на рынке торговли и развлечений появляется что-то новое. Перспективные направления на текущий момент (начало 2018 года):

  • комбинированные форматы магазинов, сочетающие в себе торговлю с развлечениями и досугом, общественным питанием и даже торговлю со спортом;
  • автоматизированная торговля и использование технологий виртуальной и дополненной реальности для презентации товара и его продажи;
  • новое в формате «магазина у дома», «магазина по пути»;
  • и, конечно же, популярная сегодня омни-канальность, интегрирующая все известные каналы общения между продавцом и покупателем.

Над всем этим параллельно работают: сетевые розничные компании, IT-компании, оптовые и логистические фирмы, сети АЗС, консультанты-разработчики (в том числе, и мы). А завтрашний день принесет новые тренды.

Есть примеры, когда новое оказывается «хорошо забытым старым» в новом исполнении. Например, торговля вразнос, которая почти исчезла в XX веке, вернулась в виде интернет-магазинов и служб доставки, и вместо румяных парней-коробейников («эх, полна, полна моя коробочка, есть в ней ситец и парча») к покупателям спешат сотрудники в форменной одежде с такими же полными коробочками, и мы ежедневно видим их в метро и в собственных дворах.

Магазин Книголюбов

Современная «кастомизация» на рынке модных товаров — потомок модисток XIX века и «индпошива» XX века.

Модное слово «шеринг» — современный аналог проката, распространенного в советские времена, а «коливинг» — по сути, та же «общага».

«Pop-up» магазины (точки временной торговли) открывались купцами в XIX веке по временному внесению в одну из купеческих гильдий. И фактически по этой технологии работают многие точки в курортных городках — Геленджике, Анапе и др. В большинстве торговых центров и рынков есть зона временной аренды. Хотя многие торговцы этого термина не знают…

Торговля по каталогам, образцам или с использованием магазинов-демозалов известна несколько веков: многие представители российской аристократии и зажиточного купечества обставляли свои особняки именно с использованием данной формы торговли.

Точки выдачи — тоже известны уже четвертое столетие. Так, сеть «Утконос» в свое время опиралась на опыт советских столов заказов, а те в свою очередь — на западный и дореволюционный отечественный опыт.

Вкусмарт открытие 

И «фреш-маркеты», «гастро» и «дели-маркеты» — явление, принципиально не новое, только сейчас эти форматы стали более массовыми и доступными рядовому покупателю, а не только узкой прослойке состоятельного населения.

При создании новых розничных сетей интересно вложиться в самые многообещающие направления. Рисковать, конечно, приходится, как и всем новаторам, но степень риска сильно зависит от подхода. Если подход — «сделать прикольную, модную фишку», то больше вероятность, что деньги рухнут в бездну, и «фишка» оставит о себе крайне неприятные воспоминания в виде каменных лиц работников банка или продажи нового «Ламборджини».

Магазиностроение

Любой эксперимент должен быть очень тщательно просчитан и подготовлен, и об этом мы скажем далее.

Действующим сетям грамотное «форматирование» тоже приносит выгоду:

  • сокращаются операционные затраты за счет стандартизации,
  • можно полноценно сравнивать все однотипные магазины, планировать и анализировать,
  • корректировать типичные параметры сетевой торговой точки (площадь, ассортимент, состав услуг и пр.),
  • а также оценивать потенциал каждого формата и выделять больше ресурсов перспективным форматам, сокращая морально устаревшие или малодоходные.

Магазиностроение

Факторы, влияющие на развитие форматов в розничной торговле:

  1. Технологии. Это самый главный фактор. В различных областях появляются разработки, которые могут и должны быть применены в магазинах и торговых центрах. Например, это технологии:
    • презентации товара (3D-модели, дополненная реальность для интерьерных товаров, одежды, техники и др.),
    • тестирования товаров,
    • дизайна и отделочных материалов для фасада и интерьера,
    • продвижения через интернет и социальные сети,
    • связи с клиентами и сотрудниками в различных точках,
    • сбора и анализа данных для планирования ассортимента и работы с клиентскими базами,
    • товародвижения, взаимодействия опта и розницы,
    • автоматизация в торговом зале, на складе и при оказании услуг,
    • и другие.
  2. Изменения в различных секторах торговли. Общие тенденции на рынке:
    • повышение насыщенности торговыми площадями, распространение новых (не розничных) каналов продаж,
    • изменение соотношения сил «крупные сетевые ритейлеры - средние -  мелкие розничные сети и независимые торговцы».

      Магазиностроение

      Есть области, максимально претерпевшие изменения форматов в связи с изменением вида товаров и условий их потребления.

      Самым показательным примером является книжная торговля. В ней почти не осталось прежних магазинов с длинными рядами книжных стеллажей и несколько «пыльной» атмосферой (их можно найти в единичном количестве в некоторых городах, и почти все они принадлежат издательствам). Зато появились «хобби-маркеты», учебные маркеты, канц-маркеты, ретро-маркеты для консерваторов и коллекционеров, магазины-клубы, магазины-кафе с упоительными запахами кофе и пирожных и сценой для выступления известных лиц и непризнанных гениев. А основную массу книг потребители сегодня, конечно же, покупают в виде файла или доступа к нему и читают с экрана.

      Аналогичные изменения постепенно происходят в торговле игрушками: обычные игрушки становятся менее интересными для малышей, как только у них появляется первый гаджет. Прежний уровень продаж пока более-менее поддерживается за счет родителей, покупающих игрушки в подарок или поддавшись ностальгическим воспоминаниям своего детства. Но график продаж обычных игрушек потихоньку начинает заваливаться и от стагнации идет вниз.

      В других областях не сильно изменились сами товары, а методы торговли стали другими. Например, сфера торговли бытовой техникой — в ней затормозилось развитие супермаркетов и гипермаркетов, и за последние 5-7 лет очень многие сети, в том числе, федеральные, пробовали разные форматы. Сейчас в России практически исчез такой формат, как «розничный гипермаркет электроники», но зато появилось несколько новых (некоторые уже исчезли, просуществовав несколько лет).

      Магазиностроение

      Даже в торговле продуктами питания видны изменения, сейчас они заключаются в ежегодном росте спроса на готовую продукцию и общественное питание в точках продаж.

  3. Изменения в поведении потребителей, их привычках и ценностях.

    Поколение, которое привыкло покупать и потреблять по-новому, подросло, и его доля увеличилась. Это молодые семьи, не имеющие телевизора (зачем он нужен, когда все новости можно узнать в интернете, а фильмы посмотреть в кино или на мобильном устройстве), девушки, равнодушные к мехам и золотым украшениям и не имеющие в сумке карманного зеркала (вместо него используется опять же смартфон).

    В целом, в среде покупателей наметилась тенденция рассматривать магазины и торговые центры не как банальное место добычи необходимых вещей, а как место получения эмоций и новых впечатлений, знакомства, приятного времяпрепровождения, обучения и развития. Соответственно, у традиционных магазинов остается такое преимущество как использование эмоционального фактора в процессе продажи.

    В перспективе люди будут все больше ценить в магазинах то, чего нельзя найти в интернет:

    • возможность общения,
    • хороший сервис,
    • приятная атмосфера,
    • интересная презентация товара и возможность непосредственного контакта с ним,
    • удобство для покупателя.
  4. Влияние рынка недвижимости.

    При открытии новых магазинов и розничных сетей важно провести анализ предложения помещений на рынке торговой недвижимости и выделить возможности и ограничения.

    В нашей практике было несколько случаев, когда наши клиенты-розничные сети вначале самостоятельно разрабатывали новый формат ритейла и только потом начинали анализировать рынок площадей — уже на стадии поиска площадок в аренду. В результате оказывалось, что достаточного количества подходящих площадок в городе не наблюдается!

    Например, был запланирован магазин «у дома» с типичной торговой площадью в 450 кв.м, а помещений такой площади предлагалось крайне мало, и далеко не все места подходили по месторасположению и окружению. Но зато рынок изобиловал предложением площадей 100–150 кв. м, и здесь уже была возможность выбирать действительно хорошие места.

    Другой пример — местная или региональная сеть разрабатывает формат « супермаркет непродовольственных товаров» с площадью 700–1000 кв. м и тоже не может найти для него площадок. Все лучшие места в концептуальных торговых центрах отдаются федеральным или международным операторам, и остается узкий выбор в менее значимых центрах и в стрит-ритейле.

    Для малых форматов в крупных городах в качестве опасности можно отметить высокие арендные ставки, особенно на проходных и заметных местах. Одна из региональных сетей, прекрасно работающая в своем регионе, вынуждена была свернуть свой проект в столице из-за того, что «арендная нагрузка» (показатель доли арендной платы от товарооборота) оказалась на порядок выше.

    Поэтому правильный подход — убедиться в наличии площадок и учесть это при разработке параметров формата. Отметим, что многоформатная сеть имеет гораздо больше шансов увеличить свою представленность и занять площадь практически во всех стратегических местах — в торговых центрах, в стрит-ритейле. А также разработать стратегию территориального охвата и выбрать оптимальные места для открытия первых точек.

Ошибки розничной торговли

Почему возникают неудачные форматы? Приведем несколько типичных ошибок ритейла, которые совершают торговцы и владельцы магазинов:

Магазиностроение

  • «Повторное открытие Америки при помощи заново изобретенного колеса и велосипеда» — плохое знание истории и опыта торговли, как отечественного, так и зарубежного. Возникают идеи, которые давно уже были реализованы. Если не изучать опыт и не следить за тенденциями, вы соберете все возможные шишки на этом нелегком пути «первооткрывателя». В свое время это касалось развития супермаркетов и гипермакетов, сегодня — развития омни-канальности, окон выдачи, комбинированных и гибридных магазинов.

    Магазиностроение

  • «Это нравится мне и моим друзьям». Такой подход хорошо работает только в случае, если интересы владельца и его друзей совпадают с интересами целевой аудитории, и (что очень важно) данная целевая аудитория имеется в достаточном количестве. Вспомним закон больших чисел и в качестве примера приведем вегетарианские продукты. По статистике у нас насчитывается около 2 % вегетарианцев, включая ортодоксальные направления — веганы, сыроеды (судя по результатам некоторых опросов в России, в 2016-17 годах эта цифра увеличивается до 3–4 %). На Западе их несколько больше — до 10 %. Соответственно, в Москве (население по статистике на 01.01.2017 12 830,66 тыс. чел.) рынок вегетарианских продуктов насчитывает 256 613 человек и является достаточным для открытия магазина и даже небольшой сети. В Пензе (523,73 тыс. чел.) это будет уже 10 475 человек, в Тамбове (290,37 тыс. чел.) — 5 807, а в Моршанске (39,36 тыс. чел.) — всего 787 человек. Соответственно, в разы различается емкость рынка, и продавец-вегетарианец в небольшом городке будет печально сидеть за прилавком и смотреть на пустой ящик своей кассы.

    Магазиностроение

  • Неудачный выбор места. Снова о вегетарианцах. Даже в огромном мегаполисе Москве был пример, когда вегетарианские магазины одной и той же сети прекрасно существовали в центре — месте интенсивных покупательских потоков и скопления всех видов «нетрадиционалистов», но ни один из магазинов не прижился на окраинах. Еще одним неудачным примером было открытие сети вегетарианского фаст-фуда в городе-«миллионнике». Многие точки открывались около остановок общественного транспорта в спальных районах, где проживало население с невысоким доходом. Неудивительно, что работяги, спешащие домой с работы после смены, по-прежнему покупали по пути совсем не полезные, но сытные гамбургеры, чебуреки и пирожки, обжаренные в масле, а новую точку полностью игнорировали.

    Магазиностроение

  • «Такого у нас еще не было» (разновидность: «А почему бы не попробовать?»). Один из перлов в нашей коллекции — магазин «Одежда из Перу» в городе Якутске. Желающим удивить покупателей родного города, напоминаем о размере целевой аудитории и регулярности потребления.

    Простое копирование

  • Простое копирование. Об этом мы уже много писали в наших книгах. Мода последних лет — рынки и фреш-маркеты, батутные парки и контактные зоопарки. Модно — ставим! Сегодня даже на удаленных окраинах Белгорода и Таганрога можно встретить мини-батутные центры и сытых кошечек в милых клетках. Только покупатели уже напрыгались и нагладились, и явно надо искать что-то новенькое. Пока тараканы с мышами не одолели… Лучше задуматься о том, что нужно покупателям, и на что они будут готовы тратить деньги регулярно и в течение долгого периода. Именно такой формат с учетом потребностей будет успешным.

    Копирование без учета особенностей местного рынка

  • Копирование без учета особенностей местного рынка. Часто встречается при простом переносе зарубежного и столичного формата в регионы.

    Создание концепции без учета фактора времени

  • Создание концепции без учета фактора времени. Планировать новые форматы розничной торговли надо на перспективу. До сих пор некоторые компании предлагают вариант (концепции, планировки, дизайна), аналогичный успешному западному торговому центру — но только построенному 10-15 лет назад. Сразу видно, что такое стандартное решение годится для малоразвитого рынка и никак не подходит для современных российских городов с высокой насыщенностью площадями в торговых центрах и разнообразием типов ТЦ — проект уже морально устарел, делать его рискованно. В последние годы рынок изменился. Поэтому если проект был разработан даже 1-2 года назад, а приступаете к его реализации вы сегодня, необходимо провести дополнительные исследования и внести коррективы.

Мастер-класс

Как избежать ошибок?

Комплекс исследований при разработке нового формата должен включать:

  • Анализ основных конкурентов, игроков рынка и существующих форматов;
  • Анализ технологий в производстве и продаже товаров, логистике;
  • Анализ покупательской среды и тенденций в покупках каждого вида товара;
  • Анализ районов для развития (страна, город, округ, район города);
  • Анализ предложения площадей в существующих и строящихся объектах.

Комплекс иследований

По итогам анализа:

  • Разрабатываются основные параметры торговых точек: общая и торговая площадь, ассортиментная матрица, форма торговли и представления товара, оптимальное торговое оборудование и др.;
  • Создается Уникальное торговое предложение (УТП);
  • Определяется география и наиболее перспективные территории для открытия новых магазинов;
  • Оценивается ресурсы (время, деньги, люди);
  • Формулируются единые требования к месторасположению, критерии выбора места и подбора помещений для новых магазинов;
  • Делается прогноз для трех сценариев: оптимизм, нормальная ситуация, пессимизм (не забывайте об этом! До сих пор многие предприниматели считают только желаемый, оптимистичный вариант);
  • Составляется программа продвижения;
  • Выбирается место (или несколько мест) для «пилотного» проекта.

Магазиностроение

Форматы розничной торговлиФорматы, магазиностроение, розничная торговля
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Форматы розничной торговли
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/148460/2018-09-20

Прямая трансляция