Баннер ФЗ-54
10.10.2007 15:35:00 10 октября 2007, 15:35 4861 просмотр

Spar – он и в Африке Spar

Сергей Донцев 

Казалось бы, в нашем глобализующемся мире уже не осталось территорий, куда бы не пришли мировые розничные сети-гиганты, поглощающие слабых местных ритейлеров и устанавливающие свои правила торговли. Однако (и это удивительно!) целый континент – Африка – так и остался белым пятном на карте мировой торговли.

Почему сети неохотно идут в Африку? На этот вопрос сразу находится лежащий на поверхности ответ – низкая покупательская способность населения. Правда, насколько он будет верен? С одной стороны, действительно в нищих африканских странах, таких как Конго (Заир), Центрально-Африканская Республика и др., местное население настолько бедно, что в новый супермаркет просто будет некому ходить. Но в той же Африке есть и богатые государства. Возьмем, например, Намибию и Ботсвану – населения мало, а природные ресурсы (в первую очередь алмазы), которыми сумели грамотно распорядиться, делают уровень жизни в этих странах более чем приемлемым. Кроме того, постоянный приток туристов, в том числе и тех, кто путешествует самостоятельно, обеспечивает покупателями местные магазины. В таких условиях опыт сетей Spar и Shoprite , которые открыли в странах Южной и Восточной Африки свои магазины, уже не будет казаться настолько безумным.

Открытие в Африке своих магазинов в определенной степени будет напоминать выход наших сетей в российскую глубинку. Основная проблема аналогичная – засилье бюрократии. Большинство африканских чиновников погрязло в коррупции, и хотя они не связаны с местным розничным бизнесом, который в основном ограничивается мелкими лавками и рынком, препятствия экспансии европейских ритейлеров чинят с не меньшей охотой, чем их российские коллеги. Возникшие проблемы как всегда решаются с помощью неформальных договоренностей, денежный эквивалент которых уменьшается с юга на север континента. Вторая проблема опять так же, как и в российской провинции, связана с поставщиками. Правда, в Африке вопрос стоит более остро – выбирать практически не из кого. Европейские поставщики в силу их удаленности неактуальны. Остаются местные, но их количество, равно как и предлагаемый ими ассортимент, крайне ограничено. По счастью, на самом юге континента расположена индустриально развитая ЮАР, чья продукция (в том числе и продукты питания) доминирует в магазинах большинства африканских стран – особенно к югу от экватора. Ассортимент магазинов SPAR – не исключение. Правда, особенности местного менталитета заставляют корректировать ассортиментную матрицу.

Основной конкурент сети SPAR – рынок и небольшие продовольственные лавки. Именно там большинство населения покупает основные продукты питания: крупы, овощи и фрукты. Цены на рынках предельно низки, и большинство африканцев делает покупки только там. Соответственно, чтобы конкурировать с рынком, сети делают основной акцент на консервированных продуктах и на товарах, для продажи которых требуются холодильные стеллажи и ванны, т.е. торговое оборудование, не доступное мелким магазинам. Даже мясо мелкие африканские магазины умудряются продавать без холодильников – обычно на заднем дворе такой лавки в загонах стоят животные, которых режут по мере необходимости, а мясо на прилавке в лучшем случае обкладывают льдом. Для простых африканцев консервированный продукт заведомо обладает большей ценностью – он дольше хранится. Именно поэтому пакетированный сок может стоить в два раза дороже, чем его свежевыжатый аналог на рынке, а банка тушенки в пересчете на вес дороже, чем парное мясо.

Алкоголь так же, как и в России, является ударной группой в супермаркетах. Несмотря на то, что его можно купить в специализированных магазинах (например, в многочисленных bottle store в Ботсване), большой процент покупателей идет за спиртным именно в SPAR или Shoprite . В ассортименте, естественно, доминирует продукция ЮАР –

крупнейшего производителя алкоголя на континенте. Хорошо продаются и известные европейские бренды виски, джина и рома, причем цены на них значительно ниже, чем в Европе. Белые туристы поначалу даже удивляются, что цены на европейский алкоголь находятся на уровне магазинов Duty Free . Связано это как с акцизной политикой государства, так и с тем, что магазину оказывается более выгодным продавать несколько бутылок по более низкой цене, чем ждать редкого состоятельного покупателя. Если в наших сетях ретейлеры не брезгуют продавать и экстремально дешевые плодово-ягодные вина и портвейны, то в Африке наиболее одиозный по качеству алкоголь на полках супермаркета отсутствует.

Оформление алкогольного и прочих отделов супермаркетов незначительно отличается от Европы. Принципы вездесущего мерчандайзинга добрались и до Африки. Правда, в некоторых странах, например в Ботсване, алкогольный отдел выносится за пределы торгового зала, оформляется в виде прилавка и имеет отдельную кассу. Связано это, вероятно, с безопасностью, дабы не допустить контакта жаждущего алкоголя покупателя с неоплаченным продуктом. На выходе из магазина служба безопасности спокойно может проверить чек и сравнить его с содержимым тележки и даже обыскать вызывающего подозрение покупателя. Тем не менее воровство покупателей здесь развито сильнее и порой равноценно воровству персонала.

Персонал – это еще одна проблема африканских супермаркетов. Грамотных специалистов – единицы, низовой персонал имеет очень низкое представление о культуре торговли, правда при этом очень сильно дорожит своей работой, но трудовое рвение демонстрирует так, как он это привык делать на рынке.

Все же остальное – планировка, вывески и пр. – в африканских супермаркетах очень похоже на Восточную Европу – Польшу, Литву, Словакию и т.п. Сетевых магазинов SPAR и Shoprite становится все больше, они появляются уже не только в столицах, но и в крупных провинциальных городах. Остальные сети пока боятся выходить на африканский рынок, а зря. Африка имеет огромный потенциал для развития и, как бы потом не было кому-то обидно, что все сливки снимут те, кто успеет уже сегодня закрепиться на Черном континенте.

Сегодня SPAR , одна из немногих западных сетей, открывших свои магазины в Африке  

Поделиться публикацией:
От особенностей поведения до особенностей потребле...
1085
Илья Блинов, генеральный директор компании «Милфор...
1021
Виктория Харламова, руководитель направления китай...
749
Артем Тараев, генеральный директор «К-раута»
1790
Применение 54-ФЗ на примере сети из 48 магазинов
593
Количество наименований в чеке увеличилось на 20%,...
622

Сергей Донцев 

Казалось бы, в нашем глобализующемся мире уже не осталось территорий, куда бы не пришли мировые розничные сети-гиганты, поглощающие слабых местных ритейлеров и устанавливающие свои правила торговли. Однако (и это удивительно!) целый континент – Африка – так и остался белым пятном на карте мировой торговли.

Почему сети неохотно идут в Африку? На этот вопрос сразу находится лежащий на поверхности ответ – низкая покупательская способность населения. Правда, насколько он будет верен? С одной стороны, действительно в нищих африканских странах, таких как Конго (Заир), Центрально-Африканская Республика и др., местное население настолько бедно, что в новый супермаркет просто будет некому ходить. Но в той же Африке есть и богатые государства. Возьмем, например, Намибию и Ботсвану – населения мало, а природные ресурсы (в первую очередь алмазы), которыми сумели грамотно распорядиться, делают уровень жизни в этих странах более чем приемлемым. Кроме того, постоянный приток туристов, в том числе и тех, кто путешествует самостоятельно, обеспечивает покупателями местные магазины. В таких условиях опыт сетей Spar и Shoprite , которые открыли в странах Южной и Восточной Африки свои магазины, уже не будет казаться настолько безумным.

Открытие в Африке своих магазинов в определенной степени будет напоминать выход наших сетей в российскую глубинку. Основная проблема аналогичная – засилье бюрократии. Большинство африканских чиновников погрязло в коррупции, и хотя они не связаны с местным розничным бизнесом, который в основном ограничивается мелкими лавками и рынком, препятствия экспансии европейских ритейлеров чинят с не меньшей охотой, чем их российские коллеги. Возникшие проблемы как всегда решаются с помощью неформальных договоренностей, денежный эквивалент которых уменьшается с юга на север континента. Вторая проблема опять так же, как и в российской провинции, связана с поставщиками. Правда, в Африке вопрос стоит более остро – выбирать практически не из кого. Европейские поставщики в силу их удаленности неактуальны. Остаются местные, но их количество, равно как и предлагаемый ими ассортимент, крайне ограничено. По счастью, на самом юге континента расположена индустриально развитая ЮАР, чья продукция (в том числе и продукты питания) доминирует в магазинах большинства африканских стран – особенно к югу от экватора. Ассортимент магазинов SPAR – не исключение. Правда, особенности местного менталитета заставляют корректировать ассортиментную матрицу.

Основной конкурент сети SPAR – рынок и небольшие продовольственные лавки. Именно там большинство населения покупает основные продукты питания: крупы, овощи и фрукты. Цены на рынках предельно низки, и большинство африканцев делает покупки только там. Соответственно, чтобы конкурировать с рынком, сети делают основной акцент на консервированных продуктах и на товарах, для продажи которых требуются холодильные стеллажи и ванны, т.е. торговое оборудование, не доступное мелким магазинам. Даже мясо мелкие африканские магазины умудряются продавать без холодильников – обычно на заднем дворе такой лавки в загонах стоят животные, которых режут по мере необходимости, а мясо на прилавке в лучшем случае обкладывают льдом. Для простых африканцев консервированный продукт заведомо обладает большей ценностью – он дольше хранится. Именно поэтому пакетированный сок может стоить в два раза дороже, чем его свежевыжатый аналог на рынке, а банка тушенки в пересчете на вес дороже, чем парное мясо.

Алкоголь так же, как и в России, является ударной группой в супермаркетах. Несмотря на то, что его можно купить в специализированных магазинах (например, в многочисленных bottle store в Ботсване), большой процент покупателей идет за спиртным именно в SPAR или Shoprite . В ассортименте, естественно, доминирует продукция ЮАР –

крупнейшего производителя алкоголя на континенте. Хорошо продаются и известные европейские бренды виски, джина и рома, причем цены на них значительно ниже, чем в Европе. Белые туристы поначалу даже удивляются, что цены на европейский алкоголь находятся на уровне магазинов Duty Free . Связано это как с акцизной политикой государства, так и с тем, что магазину оказывается более выгодным продавать несколько бутылок по более низкой цене, чем ждать редкого состоятельного покупателя. Если в наших сетях ретейлеры не брезгуют продавать и экстремально дешевые плодово-ягодные вина и портвейны, то в Африке наиболее одиозный по качеству алкоголь на полках супермаркета отсутствует.

Оформление алкогольного и прочих отделов супермаркетов незначительно отличается от Европы. Принципы вездесущего мерчандайзинга добрались и до Африки. Правда, в некоторых странах, например в Ботсване, алкогольный отдел выносится за пределы торгового зала, оформляется в виде прилавка и имеет отдельную кассу. Связано это, вероятно, с безопасностью, дабы не допустить контакта жаждущего алкоголя покупателя с неоплаченным продуктом. На выходе из магазина служба безопасности спокойно может проверить чек и сравнить его с содержимым тележки и даже обыскать вызывающего подозрение покупателя. Тем не менее воровство покупателей здесь развито сильнее и порой равноценно воровству персонала.

Персонал – это еще одна проблема африканских супермаркетов. Грамотных специалистов – единицы, низовой персонал имеет очень низкое представление о культуре торговли, правда при этом очень сильно дорожит своей работой, но трудовое рвение демонстрирует так, как он это привык делать на рынке.

Все же остальное – планировка, вывески и пр. – в африканских супермаркетах очень похоже на Восточную Европу – Польшу, Литву, Словакию и т.п. Сетевых магазинов SPAR и Shoprite становится все больше, они появляются уже не только в столицах, но и в крупных провинциальных городах. Остальные сети пока боятся выходить на африканский рынок, а зря. Африка имеет огромный потенциал для развития и, как бы потом не было кому-то обидно, что все сливки снимут те, кто успеет уже сегодня закрепиться на Черном континенте.

Сегодня SPAR , одна из немногих западных сетей, открывших свои магазины в Африке  

Spar – он и в Африке Sparмагазин, африка, сеть, африканский, рынок, супермаркет, покупатель
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Spar – он и в Африке Spar
http://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME http://www.retail.ru
http://www.retail.ru/articles/12113/2017-05-26