Законодательство в торговле
2 ноября 2018, 09:55 911 просмотр

Конфликт участников: продажа товарных знаков конкуренту

Юрфирма "Ветров и партнеры"

Товарные знаки – довольно значимый актив любой компании. Товарный знак связан с доменом, продвижением товара на рынок и возможностью масштабирования бизнеса при помощи инструментов франшизы.

Ввиду указанного, сделки с товарными знаками подлежат контролю как со стороны компании, так и со стороны государства. Со стороны компании контроль выражается в том, что такие сделки подлежат одобрению решением общего собрания собственников компании. Со стороны государства контроль выражается в особом порядке заключения и исполнения договоров: они подлежат государственной регистрации в уполномоченном органе.

Но несмотря на высокий уровень правовой защиты, отчуждение товарных знаков зачастую осуществляется в нарушение прав тех или иных лиц.        

Фабула дела

В суде оспаривалась сделка по отчуждению товарного знака, заключенная между одноименными компаниями, зарегистрированными по идентичному адресу в условиях корпоративного конфликта, возникшего между двумя собственниками компании-продавца.

У собственников компании-продавца товарного знака было равное разделение долей, при этом товарный знак был приобретен одноименным покупателем, в котором по истечении краткого периода времени сменился директор и единственный собственник на одного из собственников компании-продавца.

Сделка не одобрялась продавцом ни как крупная ни как сделка с заинтересованностью, при этом товарный знак являлся единственным активом, на котором был построен весь бизнес компании-продавца, что привело к фактическому прекращению ее деятельности.

В суд обратился второй собственник компании-продавца, полагая, что оспариваемой сделкой нарушены его права и права компании.

Суд удовлетворил требования истца. 

Судебный акт: Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2018 г. по делу А57-219146/2016 

Позиция суда 

1.    Продажа товарного знака – сделка, зачастую подлежащая одобрению общим собранием собственников бизнеса: либо как крупная, либо как сделка с заинтересованностью. 

2.    Продажа товарного знака в условиях корпоративного конфликта одним из собственников бизнеса компании с одноименным названием и идентичным местом нахождения при условии, что впоследствии директором компании-покупателя и ее единственным собственником становится собственник компании-продавца – злоупотребление правом и нарушение принципа добросовестного ведения дел. 

3.    Злоупотребление правом и недобросовестное ведение дел судом констатировано, в том числе, и по причине недоказанной экономической обоснованности вывода единственного актива из бизнеса, следствием чего стало фактическое прекращение деятельности компании.

 4.    Судом была определена цель сделки: вывод единственного актива из компании-продавца, на основании чего судом установлен факт отсутствия добросовестности в действиях собственника бизнеса и компании-покупателя, ввиду чего сделка по продаже товарного знака признана недействительной. 

Комментарии

 1.    Ведение дел необходимо осуществлять добросовестно, и злоупотребление правом является недопустимым в предпринимательской среде. Злоупотребление правом может стать самостоятельным основанием для признания сделки недействительной. 

2.    Контроль государства за сделками по купле-продажи товарных знаков в рассматриваемой ситуации недостаточен: государственный орган лишь осуществляет проверку поданных документов и регистрирует сделку. Защищать свои права необходимо именно путем признания сделки недействительной со стороны заинтересованных лиц – собственников бизнеса. 

3.    В деле грамотно расставлены акценты на злоупотребление правом и на то, что товарный знак является единственным активом бизнеса, что и помогло убедить суд в недействительности сделки купли-продажи товарного знака. 

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству. 

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас. 

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.   

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи). 

Елена Миронова, юрист-аналитик юрфирмы "Ветров и партнеры"

Теги: бизнес
Статья относится к тематикам: Законодательство в торговле
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Конфликт участников: продажа товарных знаков конкуренту

Товарные знаки – довольно значимый актив любой компании. Товарный знак связан с доменом, продвижением товара на рынок и возможностью масштабирования бизнеса при помощи инструментов франшизы.

Ввиду указанного, сделки с товарными знаками подлежат контролю как со стороны компании, так и со стороны государства. Со стороны компании контроль выражается в том, что такие сделки подлежат одобрению решением общего собрания собственников компании. Со стороны государства контроль выражается в особом порядке заключения и исполнения договоров: они подлежат государственной регистрации в уполномоченном органе.

Но несмотря на высокий уровень правовой защиты, отчуждение товарных знаков зачастую осуществляется в нарушение прав тех или иных лиц.        

Фабула дела

В суде оспаривалась сделка по отчуждению товарного знака, заключенная между одноименными компаниями, зарегистрированными по идентичному адресу в условиях корпоративного конфликта, возникшего между двумя собственниками компании-продавца.

У собственников компании-продавца товарного знака было равное разделение долей, при этом товарный знак был приобретен одноименным покупателем, в котором по истечении краткого периода времени сменился директор и единственный собственник на одного из собственников компании-продавца.

Сделка не одобрялась продавцом ни как крупная ни как сделка с заинтересованностью, при этом товарный знак являлся единственным активом, на котором был построен весь бизнес компании-продавца, что привело к фактическому прекращению ее деятельности.

В суд обратился второй собственник компании-продавца, полагая, что оспариваемой сделкой нарушены его права и права компании.

Суд удовлетворил требования истца. 

Судебный акт: Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2018 г. по делу А57-219146/2016 

Позиция суда 

1.    Продажа товарного знака – сделка, зачастую подлежащая одобрению общим собранием собственников бизнеса: либо как крупная, либо как сделка с заинтересованностью. 

2.    Продажа товарного знака в условиях корпоративного конфликта одним из собственников бизнеса компании с одноименным названием и идентичным местом нахождения при условии, что впоследствии директором компании-покупателя и ее единственным собственником становится собственник компании-продавца – злоупотребление правом и нарушение принципа добросовестного ведения дел. 

3.    Злоупотребление правом и недобросовестное ведение дел судом констатировано, в том числе, и по причине недоказанной экономической обоснованности вывода единственного актива из бизнеса, следствием чего стало фактическое прекращение деятельности компании.

 4.    Судом была определена цель сделки: вывод единственного актива из компании-продавца, на основании чего судом установлен факт отсутствия добросовестности в действиях собственника бизнеса и компании-покупателя, ввиду чего сделка по продаже товарного знака признана недействительной. 

Комментарии

 1.    Ведение дел необходимо осуществлять добросовестно, и злоупотребление правом является недопустимым в предпринимательской среде. Злоупотребление правом может стать самостоятельным основанием для признания сделки недействительной. 

2.    Контроль государства за сделками по купле-продажи товарных знаков в рассматриваемой ситуации недостаточен: государственный орган лишь осуществляет проверку поданных документов и регистрирует сделку. Защищать свои права необходимо именно путем признания сделки недействительной со стороны заинтересованных лиц – собственников бизнеса. 

3.    В деле грамотно расставлены акценты на злоупотребление правом и на то, что товарный знак является единственным активом бизнеса, что и помогло убедить суд в недействительности сделки купли-продажи товарного знака. 

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству. 

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас. 

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.   

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи). 

Елена Миронова, юрист-аналитик юрфирмы "Ветров и партнеры"

бизнесКонфликт участников: продажа товарных знаков конкуренту
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/yurfirma-vetrov-i-partnery-konflikt-uchastnikov-prodazha-tovarnykh-znakov-konkurentu/2018-11-02


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052