На IV SCM Конгрессе эксперты в логистике и цепях поставок часто использовали слова сотрудничество, коллаборация, шеринг. Шеринг — совместное использование различных ресурсов — уже прочно вошел в экономическую реальность. Потребители осознанно отказываются от собственности в пользу аренды — квартир, транспорта, парковочных мест, техники, одежды и даже знаний. Однако шеринговые технологии могут быть эффективными и для бизнеса крупных компаний. В частности, в логистике.
Совместное использование инфраструктуры, транспорта, инструментов позволяет компаниям повысить эффективность логистических бизнес-процессов, сэкономить, в том числе человеческие ресурсы, и даже сделать вклад в сохранение окружающей среды.
Один из ярких примеров шеринга в логистике — совместное использование паллет (пулинг). Этот сервис от компании CHEP сегодня уже тестирует «Магнит», планирует внедрять и X5 Retail Group, о чем заявил спикер от Х5 Retail Group в своем выступлении, посвященном коллаборации в цепях поставок. Эксперт компании Johnson & Johnson также выделил пулинг паллет CHEP как яркий пример шеринговой экономики. О том, как российские производители уже внедряют это в практику, на конгрессе рассказал генеральный директор CHEP Россия Андрей Писарцов.
Так, российский производитель высококачественной молочной продукции Компания АИСФеР (АгроИнновационноеСодружество) выпускает 10 млн бутылок молока в год и использует 60 тысяч паллет для отгрузки продукции в 200 точек по всей России.
До перехода на пулинг компания периодически сталкивалась с сезонным дефицитом паллет, с проблемой возврата паллет из сетей и их администрированием. Сотрудничество с CHEP позволило АИСФеР добиться положительного эффекта сразу в нескольких областях.
Компания получила в свое распоряжение паллеты европейского качества в нужном количестве, передала на аутсорсинг учет, возврат и менеджмент паллет, смогла обеспечить бесперебойную работу автоматических линий на производстве и добиться точного соблюдения графика поставок.
Кроме того, благодаря отказу от хранения запаса паллет производитель может более рационально использовать складские площади.
«АИСФеР — это высокотехнологичное производство и социально ответственная компания, которая заинтересована во внедрении передовых технологий для поддержания высокого качества продукции, повышения эффективности и экологичности предприятия. Именно поэтому компанию заинтересовала система пулинга паллет. Переведя работу с паллетами на аутсорс полностью, АИСФеР смогла добиться максимального экономического и операционного эффекта», — подчеркнул Андрей Писарцов.
О внедрении пулинга паллет крупнейшим российским производителем бутилированной минеральной воды в России рассказал Алексей Варичев, начальник отдела внешней логистики ООО «Меркурий»:
«Ежедневно нашему производству необходимо более 2,5 тысяч паллет. Как и все производители, мы сталкиваемся с сезонным дефицитом и, соответственно, ростом цен на паллеты. На пилотной стадии мы внедрили пулинг CHEP для поставок одного вида продукции в одну сеть. С 2020 года мы планируем использовать паллеты CHEP для еще одного SKU и подключить к проекту магазины X5 Retail Group».
Система пулинга паллет может быть полезной и принести выгоды бизнесу разных масштабов — опыт крупнейшего производителя бутилированной питьевой воды и среднего по масштабам производителя молока это наглядно подтверждает.
«Чем больше партнеров будет включаться в процесс шеринга ресурсов, тем больше возможностей получат все участники этой бизнес-среды, — резюмировал Андрей Писарцов и отметил, что выгоды получат не только компании, но и общество в целом».
По подсчетам компании CHEP, в течение следующих 3 лет компании АИСФеР и «Меркурий» благодаря использованию оборотной тары CHEP смогут сохранить 868 тысяч кубометров древесины, или 839 деревьев, уменьшить выбросы CO2 в атмосферу на 103 тысячи тонн, почти на 82 тонны снизить количество отходов.
Такие расчеты основаны на анализе жизненного цикла паллеты CHEP в сравнении с эквивалентом — обычной паллетой и соответствуют стандарту ISO 14044.