Декоративное изображение
66

Стоимость и качество — определяющие факторы

Эти параметры значительно опередили альтернативные характеристики и детерминировали решение о приобретении в большинстве товарных категорий. Существенный тренд — возрастающая значимость бренда и производителя. Все больше покупателей учитывали репутацию марки, ее историю и гарантии качества. Это особенно выражено в сегментах с высокой конкуренцией и премиальных категориях.

Каналы приобретения: цифровизация прогрессирует

За последние полгода предпочтения демонстрировали стабильность: продовольственные товары приобретали в крупных сетях и магазинах у дома, непродовольственные — через маркетплейсы. Доля тех, кто не использовал доставку, сократилась до 49% весной 2025 года (−2 п.п. за год). В городах-миллионниках доля покупателей, использующих доставку для всех категорий, возросла с 27% до 32% за полугодие.

Офлайн сохранил важность для повседневных покупок, но интеграция цифровых инструментов обязательна для конкурентоспособности.

Настроения относительно крупных приобретений

Уровень оптимизма снизился незначительно: 30% респондентов были готовы к крупным покупкам осенью 2024, весной 2025 — 28%. Традиционно более высокая готовность к тратам фиксировалась осенью. Финансовые условия (рассрочка, лизинг) остались важным инструментом стимулирования продаж.

Планирование покупок усилилось

По всем группам дохода заметно снизились спонтанные покупки и рост доли планирующих приобретения: 49% планировали покупки весной 2025 (против 43% весной 2024), 39% тщательно планировали крупные покупки (против 30%). Интерес к акциям снизился, особенно среди состоятельных покупателей.

Частота и география покупок

Большинство совершали продуктовые покупки несколько раз в неделю, посетив не более четырех точек. Молодежь чаще ограничивалась 1–2 магазинами, старшие — 3–4. Среди тех, кто стал реже ходить в магазины, сильнее всего снизилась посещаемость рынков и традиционной розницы (−44%) и гипермаркетов (−42%).

Интервью
Декоративное изображение

Юлия Батенина, «Группа Лента»: «Цифровизация контроля качества позволит заглянуть внутрь авокадо»

Про машинное зрение для контроля качества продуктов фреш и работы сотрудников производства, о подходе к списаниям и рекламациям и многом другом.

Новость от компании:

Декоративное изображение
Декоративное изображение