Кобрендовые карты — карты, выпущенные сразу несколькими компаниями. Чаще всего это банк и розничный бизнес, банк и авиалиния, банк и АЗС или банк и гостиничная сеть. Но на рынке существуют и другие варианты: к примеру, кобренды с футбольными или хоккейными клубами, онлайн сервисами и даже играми.
На вид кобрендовые карты похожи на карты программ лояльности, и иногда только логотип платёжной системы выдаёт в них финансовый инструмент. По сути это универсальная кредитная или дебетовая карта, которой можно расплачиваться за любые покупки и которая даёт дополнительные бонусы от компании-партнёра.
Кобрендовые карты не стоит путать с монобрендовыми картами компаний (private label cards или store cards), которыми можно расплачиваться только в определённых магазинах, а также благотворительными картами (affinity cards) — партнёром в выпуске последних выступают некоммерческие организации, и банк перечисляет процент от каждой покупки на благотворительность.
Примеры таких карт.
Private label cards:
- Sears Credit Card — карта розничной сети Sears,
- My Best Buy Credit Card — карта сети магазинов бытовой электроники BestBuy.
Affinity cards:
- Bank of Ireland Trinity Affinity Credit Card — карта выпускника Тринити-Колледж,
- Tinkoff WWF — экокарта защитника дикой природы, выпущенная совместно с WWF.
Немного истории: как появились кобрендовые карты и как рынок развивается сейчас
Кобрендовые карты появились в 1980-х годах. Первыми этот формат сотрудничества опробовали авиакомпании, за ними последовали гостиничные сети. В ритейл они добрались позднее, но именно этот сегмент вскоре стал основным. По данным исследования Co-Branded and Affinity Cards in the U.S., 6th Edition, в США на авиаперевозчиков и отели приходится менее половины трат по кобрендовым картам, а львиную долю рынка занимает ритейл.
Как обстоят дела в США
Штаты — крупнейший в мире рынок кобрендовых финансовых продуктов. По данным пятой версии Co-Branded and Affinity Cards in the U.S., в 2014 году на кобрендовые карты пришёлся 31% всех платежей американцев в системах Visa, Masterсard, Discover и American Express — 889 миллиардов долларов. Как следует из форсайта Packaged Facts на 2019—2027 годы, к 2018 году эта сумма выросла до 990 миллиардов, что в денежном выражении составило больше половины всех мировых трат по кобрендовым картам в этих платёжных системах.
Это неудивительно: согласно опросу LendingTree, в 2018 году кобрендовые карты оформили 75% американцев — и 88% из них составили люди с высоким доходом. Более раннее исследование отмечало, что 64% обладателей таких карт в США использовали их по меньшей мере раз в месяц.
А как обстоят дела в России
В России кобрендовые карты широкого распространения пока не получили. Исследование Synovate Comcon показало, что в 2014 году из 58% россиян, которые в принципе пользовались банковскими картами, только у 3% были кобрендовые карты. Среди них самыми популярными были кобренды с авиакомпаниями и мобильными операторами, а ритейлеры заняли третье место с долей в 14% от общего числа.
На 2020 год кобрендовые карты всё ещё слабо представлены в портфелях крупных банков.
Кобренды с авиакомпаниями, к примеру, есть у Сбербанка — с Аэрофлотом, у Газпромбанка — с Уральскими авиалиниями, у Альфа-Банка — с Аэрофлотом, у Тинькофф — с S7, у Райффайзенбанка — с Austrian Airlines.Прочитать продолжение статьи в блоге приложения «Кошелёк».