Исследования и рейтинги
Магазины для детей
Маркетинг и экономика торговли
23 августа 2019, 14:04 674 просмотра

Рынок детских товаров – островок стабильности?

Конгрессно-Выставочная Компания «ИМПЕРИЯ»

Считается, что рынок детских товаров был и остается «островком стабильности», который ветер кризисных перемен обходит стороной, ведь «на детях не экономят». Но так ли это?.. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные факторы и тренды, влияющие на рынок.

Начнем с важнейшего – рождаемости. В 2018 году было отмечено снижение рождаемости на 15% относительно 2016 года. Ситуация в 2019 году еще менее утешительна – по данным Росстат, в первом полугодии рождаемость составила 9,9 на 1 тыс. человек, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Этот тренд длительный и будет продолжаться примерно в течение 10 лет. Уже можно наблюдать сдвиг фокуса с сегмента 0-4 лет, который рос наиболее высокими темпами и был двигателем рынка детских товаров, на сегмент 5-9 лет.

Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По данным за первый квартал 2019 года, в среднем доход на душу населения составил всего 29 920 рублей. Согласно исследованию РБК, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (например, продукты питания). А значит, поставщики товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют всего за 4,5 тыс. рублей в месяц.

Снижение покупательской способности приводит к переключению потребителя на бюджетные детские товары и к перетеканию спроса в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений, программ лояльности, СТМ . Речь идет как о специализированных сетях, где в неизменных лидерах находятся «Детский Мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», так и FMCG-сетях – на рынке активизировались игроки из «большого» бизнеса, дополняющие свой ассортимент детским сегментом (Fix Price, «Ашан», X5 Retail Group, маркетплейс и интернет-магазин Ozon, Wildberries).

Региональные же сети ощущают жесткое давление со стороны «федералов», рост конкуренции по ценам, ассортименту, сервису, а также стремительный рост e-commerce. К этому многие компании оказались не готовы и ушли с рынка. И мы видим череду банкротств региональных специализированных сетей детских товаров.

Рынок перенасыщен – большое количество игроков и разнообразных детских товаров. Россияне становятся более разборчивыми в покупках, ориентируясь в первую очередь на соотношение цены и качества. Так, например, продажи российских игрушек, которые в среднем на 43% дешевле импортных, растут значительно быстрее рынка – на 22%. А продажи игрушек под СТМ за первые четыре месяца 2019 года выросли на 48%, в то время как брендированная продукция — только на 7% (по данным NPD Group). 

На фоне растущей избирательности потребителей розничные сети стали более вдумчиво подходить к выбору ассортимента. Многие проводят оптимизацию товарных матриц, оставляя на полках только самые оборачиваемые позиции. К слову об оборачиваемых позициях – интересной тенденцией стало повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки: родители хотят получить от приобретаемой игрушки больше функций и готовы платить за товары для образования.  

Что касается игрушек в целом – здесь важно отметить, что возраст детей, когда они играют в них, сокращается. «Если еще недавно мы говорили, что это 12 лет, то сейчас это, скорее, 10. Ну и вообще, модель игры усложняется, дети сейчас совершенно другие. И если раньше куклы и машинки были популярны, то сейчас детям просто неинтересно. Это слишком простая модель игры, и поэтому появляются новинки и коллекционные компоненты» – отмечает Мария Ванифатова (NPD Group).

Также важнейшим трендом является переключение россиян с офлайн на онлайн-рынок. Это происходит по большей части за счет того, что онлайн-канал дает возможность выбрать и приобрести уникальные товары, от основных до нишевых, быстро и зачастую по более низкой цене. Доля продаж через интернет уже превысила 10%.

Итак, резюмируя:

• падение рождаемости и сдвиг фокуса на более старший возрастной сегмент,

• снижение покупательской способности,

• продуманный шопинг и увлечение «выгодными предложениями» и скидками,

• высокая насыщенность рынка различными предложениями,

• оптимизация ассортимента в сетях,

• давление «федералов» на региональные сети и череда их банкротств,

• изменчивость предпочтений и краткосрочные тренды в моде на детские товары

• стремительным развитием e-commerce, повышенные требования к цифровому портфолио продукта

– все это не дает нам возможности говорить о стабильности рынка детских товаров, мы видим как раз обратную картину. Но, несмотря на барьеры рынка, поставщикам необходимо сбывать товар, расширяя присутствие в розничных сетях. И здесь эффективным инструментов выступает единственный в России Центр Закупок Сетей™ по детским товарам, где поставщики проводят прямые переговоры о поставках с более чем 40 сетями и интернет-магазинами. 

А на злободневные вопросы «Какую стратегию выбрать в столь непростое время? Какие инструменты поднимут продажи? Как поставщикам детских товаров прибыльно работать с сетями, а небольшим магазинам конкурировать с «федералами»?» – ответят ведущие эксперты рынка в рамках деловой программы выставок «Мир Детства» и «CJF-детская мода»:

• Для поставщиков – на Форуме «Поставщик детских товаров» с Центром Закупок Сетей™   

• Для небольших сетей и магазинов – на Конференции «Формула успеха детского магазина»

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Новые магазины, регионы, темпы развития, обороты. ...
34
От универсама к фиджитал-стору: особенности формат...
1053
Но «Читай-город – Буквоед» планирует увеличить сет...
1876
Евгений Степаненко, коммерческий директор шоколадн...
2098
Через месяц после запуска новой системы управления...
158
Как сеть из Иркутска внедрила управление проектами...
1844

Считается, что рынок детских товаров был и остается «островком стабильности», который ветер кризисных перемен обходит стороной, ведь «на детях не экономят». Но так ли это?.. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные факторы и тренды, влияющие на рынок.

Начнем с важнейшего – рождаемости. В 2018 году было отмечено снижение рождаемости на 15% относительно 2016 года. Ситуация в 2019 году еще менее утешительна – по данным Росстат, в первом полугодии рождаемость составила 9,9 на 1 тыс. человек, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Этот тренд длительный и будет продолжаться примерно в течение 10 лет. Уже можно наблюдать сдвиг фокуса с сегмента 0-4 лет, который рос наиболее высокими темпами и был двигателем рынка детских товаров, на сегмент 5-9 лет.

Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По данным за первый квартал 2019 года, в среднем доход на душу населения составил всего 29 920 рублей. Согласно исследованию РБК, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (например, продукты питания). А значит, поставщики товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют всего за 4,5 тыс. рублей в месяц.

Снижение покупательской способности приводит к переключению потребителя на бюджетные детские товары и к перетеканию спроса в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений, программ лояльности, СТМ . Речь идет как о специализированных сетях, где в неизменных лидерах находятся «Детский Мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», так и FMCG-сетях – на рынке активизировались игроки из «большого» бизнеса, дополняющие свой ассортимент детским сегментом (Fix Price, «Ашан», X5 Retail Group, маркетплейс и интернет-магазин Ozon, Wildberries).

Региональные же сети ощущают жесткое давление со стороны «федералов», рост конкуренции по ценам, ассортименту, сервису, а также стремительный рост e-commerce. К этому многие компании оказались не готовы и ушли с рынка. И мы видим череду банкротств региональных специализированных сетей детских товаров.

Рынок перенасыщен – большое количество игроков и разнообразных детских товаров. Россияне становятся более разборчивыми в покупках, ориентируясь в первую очередь на соотношение цены и качества. Так, например, продажи российских игрушек, которые в среднем на 43% дешевле импортных, растут значительно быстрее рынка – на 22%. А продажи игрушек под СТМ за первые четыре месяца 2019 года выросли на 48%, в то время как брендированная продукция — только на 7% (по данным NPD Group). 

На фоне растущей избирательности потребителей розничные сети стали более вдумчиво подходить к выбору ассортимента. Многие проводят оптимизацию товарных матриц, оставляя на полках только самые оборачиваемые позиции. К слову об оборачиваемых позициях – интересной тенденцией стало повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки: родители хотят получить от приобретаемой игрушки больше функций и готовы платить за товары для образования.  

Что касается игрушек в целом – здесь важно отметить, что возраст детей, когда они играют в них, сокращается. «Если еще недавно мы говорили, что это 12 лет, то сейчас это, скорее, 10. Ну и вообще, модель игры усложняется, дети сейчас совершенно другие. И если раньше куклы и машинки были популярны, то сейчас детям просто неинтересно. Это слишком простая модель игры, и поэтому появляются новинки и коллекционные компоненты» – отмечает Мария Ванифатова (NPD Group).

Также важнейшим трендом является переключение россиян с офлайн на онлайн-рынок. Это происходит по большей части за счет того, что онлайн-канал дает возможность выбрать и приобрести уникальные товары, от основных до нишевых, быстро и зачастую по более низкой цене. Доля продаж через интернет уже превысила 10%.

Итак, резюмируя:

• падение рождаемости и сдвиг фокуса на более старший возрастной сегмент,

• снижение покупательской способности,

• продуманный шопинг и увлечение «выгодными предложениями» и скидками,

• высокая насыщенность рынка различными предложениями,

• оптимизация ассортимента в сетях,

• давление «федералов» на региональные сети и череда их банкротств,

• изменчивость предпочтений и краткосрочные тренды в моде на детские товары

• стремительным развитием e-commerce, повышенные требования к цифровому портфолио продукта

– все это не дает нам возможности говорить о стабильности рынка детских товаров, мы видим как раз обратную картину. Но, несмотря на барьеры рынка, поставщикам необходимо сбывать товар, расширяя присутствие в розничных сетях. И здесь эффективным инструментов выступает единственный в России Центр Закупок Сетей™ по детским товарам, где поставщики проводят прямые переговоры о поставках с более чем 40 сетями и интернет-магазинами. 

А на злободневные вопросы «Какую стратегию выбрать в столь непростое время? Какие инструменты поднимут продажи? Как поставщикам детских товаров прибыльно работать с сетями, а небольшим магазинам конкурировать с «федералами»?» – ответят ведущие эксперты рынка в рамках деловой программы выставок «Мир Детства» и «CJF-детская мода»:

• Для поставщиков – на Форуме «Поставщик детских товаров» с Центром Закупок Сетей™   

• Для небольших сетей и магазинов – на Конференции «Формула успеха детского магазина»

Рынок детских товаров – островок стабильности?детские товары, рынок детских товаров, форум, конференция, конференция по ритейлу
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Рынок детских товаров – островок стабильности?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/kongressno-vystavochnaya-kompaniya-imperiya-rynok-detskikh-tovarov-ostrovok-stabilnosti/2020-02-19

Прямая трансляция

public-4028a98f6b2d809a016b646957040052