Исследования и рейтинги
Магазины для детей
Маркетинг и экономика торговли
23 августа 2019, 14:04 1342 просмотра

Рынок детских товаров – островок стабильности?

Проект Центр Закупок Сетей

Считается, что рынок детских товаров был и остается «островком стабильности», который ветер кризисных перемен обходит стороной, ведь «на детях не экономят». Но так ли это?.. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные факторы и тренды, влияющие на рынок.

Начнем с важнейшего – рождаемости. В 2018 году было отмечено снижение рождаемости на 15% относительно 2016 года. Ситуация в 2019 году еще менее утешительна – по данным Росстат, в первом полугодии рождаемость составила 9,9 на 1 тыс. человек, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Этот тренд длительный и будет продолжаться примерно в течение 10 лет. Уже можно наблюдать сдвиг фокуса с сегмента 0-4 лет, который рос наиболее высокими темпами и был двигателем рынка детских товаров, на сегмент 5-9 лет.

Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По данным за первый квартал 2019 года, в среднем доход на душу населения составил всего 29 920 рублей. Согласно исследованию РБК, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (например, продукты питания). А значит, поставщики товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют всего за 4,5 тыс. рублей в месяц.

Снижение покупательской способности приводит к переключению потребителя на бюджетные детские товары и к перетеканию спроса в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений, программ лояльности, СТМ . Речь идет как о специализированных сетях, где в неизменных лидерах находятся «Детский Мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», так и FMCG-сетях – на рынке активизировались игроки из «большого» бизнеса, дополняющие свой ассортимент детским сегментом (Fix Price, «Ашан», X5 Retail Group, маркетплейс и интернет-магазин Ozon, Wildberries).

Региональные же сети ощущают жесткое давление со стороны «федералов», рост конкуренции по ценам, ассортименту, сервису, а также стремительный рост e-commerce. К этому многие компании оказались не готовы и ушли с рынка. И мы видим череду банкротств региональных специализированных сетей детских товаров.

Рынок перенасыщен – большое количество игроков и разнообразных детских товаров. Россияне становятся более разборчивыми в покупках, ориентируясь в первую очередь на соотношение цены и качества. Так, например, продажи российских игрушек, которые в среднем на 43% дешевле импортных, растут значительно быстрее рынка – на 22%. А продажи игрушек под СТМ за первые четыре месяца 2019 года выросли на 48%, в то время как брендированная продукция — только на 7% (по данным NPD Group). 

На фоне растущей избирательности потребителей розничные сети стали более вдумчиво подходить к выбору ассортимента. Многие проводят оптимизацию товарных матриц, оставляя на полках только самые оборачиваемые позиции. К слову об оборачиваемых позициях – интересной тенденцией стало повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки: родители хотят получить от приобретаемой игрушки больше функций и готовы платить за товары для образования.  

Что касается игрушек в целом – здесь важно отметить, что возраст детей, когда они играют в них, сокращается. «Если еще недавно мы говорили, что это 12 лет, то сейчас это, скорее, 10. Ну и вообще, модель игры усложняется, дети сейчас совершенно другие. И если раньше куклы и машинки были популярны, то сейчас детям просто неинтересно. Это слишком простая модель игры, и поэтому появляются новинки и коллекционные компоненты» – отмечает Мария Ванифатова (NPD Group).

Также важнейшим трендом является переключение россиян с офлайн на онлайн-рынок. Это происходит по большей части за счет того, что онлайн-канал дает возможность выбрать и приобрести уникальные товары, от основных до нишевых, быстро и зачастую по более низкой цене. Доля продаж через интернет уже превысила 10%.

Итак, резюмируя:

• падение рождаемости и сдвиг фокуса на более старший возрастной сегмент,

• снижение покупательской способности,

• продуманный шопинг и увлечение «выгодными предложениями» и скидками,

• высокая насыщенность рынка различными предложениями,

• оптимизация ассортимента в сетях,

• давление «федералов» на региональные сети и череда их банкротств,

• изменчивость предпочтений и краткосрочные тренды в моде на детские товары

• стремительным развитием e-commerce, повышенные требования к цифровому портфолио продукта

– все это не дает нам возможности говорить о стабильности рынка детских товаров, мы видим как раз обратную картину. Но, несмотря на барьеры рынка, поставщикам необходимо сбывать товар, расширяя присутствие в розничных сетях. И здесь эффективным инструментов выступает единственный в России Центр Закупок Сетей™ по детским товарам, где поставщики проводят прямые переговоры о поставках с более чем 40 сетями и интернет-магазинами. 

А на злободневные вопросы «Какую стратегию выбрать в столь непростое время? Какие инструменты поднимут продажи? Как поставщикам детских товаров прибыльно работать с сетями, а небольшим магазинам конкурировать с «федералами»?» – ответят ведущие эксперты рынка в рамках деловой программы выставок «Мир Детства» и «CJF-детская мода»:

• Для поставщиков – на Форуме «Поставщик детских товаров» с Центром Закупок Сетей™   

• Для небольших сетей и магазинов – на Конференции «Формула успеха детского магазина»

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Рынок детских товаров – островок стабильности?

Считается, что рынок детских товаров был и остается «островком стабильности», который ветер кризисных перемен обходит стороной, ведь «на детях не экономят». Но так ли это?.. Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим основные факторы и тренды, влияющие на рынок.

Начнем с важнейшего – рождаемости. В 2018 году было отмечено снижение рождаемости на 15% относительно 2016 года. Ситуация в 2019 году еще менее утешительна – по данным Росстат, в первом полугодии рождаемость составила 9,9 на 1 тыс. человек, что меньше показателя аналогичного периода прошлого года на 8,3%. Этот тренд длительный и будет продолжаться примерно в течение 10 лет. Уже можно наблюдать сдвиг фокуса с сегмента 0-4 лет, который рос наиболее высокими темпами и был двигателем рынка детских товаров, на сегмент 5-9 лет.

Реальные доходы россиян падают шестой год подряд. По данным за первый квартал 2019 года, в среднем доход на душу населения составил всего 29 920 рублей. Согласно исследованию РБК, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (например, продукты питания). А значит, поставщики товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют всего за 4,5 тыс. рублей в месяц.

Снижение покупательской способности приводит к переключению потребителя на бюджетные детские товары и к перетеканию спроса в крупные сети в поиске лучших ценовых предложений, программ лояльности, СТМ . Речь идет как о специализированных сетях, где в неизменных лидерах находятся «Детский Мир», «Кораблик», «Дочки-Сыночки», так и FMCG-сетях – на рынке активизировались игроки из «большого» бизнеса, дополняющие свой ассортимент детским сегментом (Fix Price, «Ашан», X5 Retail Group, маркетплейс и интернет-магазин Ozon, Wildberries).

Региональные же сети ощущают жесткое давление со стороны «федералов», рост конкуренции по ценам, ассортименту, сервису, а также стремительный рост e-commerce. К этому многие компании оказались не готовы и ушли с рынка. И мы видим череду банкротств региональных специализированных сетей детских товаров.

Рынок перенасыщен – большое количество игроков и разнообразных детских товаров. Россияне становятся более разборчивыми в покупках, ориентируясь в первую очередь на соотношение цены и качества. Так, например, продажи российских игрушек, которые в среднем на 43% дешевле импортных, растут значительно быстрее рынка – на 22%. А продажи игрушек под СТМ за первые четыре месяца 2019 года выросли на 48%, в то время как брендированная продукция — только на 7% (по данным NPD Group). 

На фоне растущей избирательности потребителей розничные сети стали более вдумчиво подходить к выбору ассортимента. Многие проводят оптимизацию товарных матриц, оставляя на полках только самые оборачиваемые позиции. К слову об оборачиваемых позициях – интересной тенденцией стало повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки: родители хотят получить от приобретаемой игрушки больше функций и готовы платить за товары для образования.  

Что касается игрушек в целом – здесь важно отметить, что возраст детей, когда они играют в них, сокращается. «Если еще недавно мы говорили, что это 12 лет, то сейчас это, скорее, 10. Ну и вообще, модель игры усложняется, дети сейчас совершенно другие. И если раньше куклы и машинки были популярны, то сейчас детям просто неинтересно. Это слишком простая модель игры, и поэтому появляются новинки и коллекционные компоненты» – отмечает Мария Ванифатова (NPD Group).

Также важнейшим трендом является переключение россиян с офлайн на онлайн-рынок. Это происходит по большей части за счет того, что онлайн-канал дает возможность выбрать и приобрести уникальные товары, от основных до нишевых, быстро и зачастую по более низкой цене. Доля продаж через интернет уже превысила 10%.

Итак, резюмируя:

• падение рождаемости и сдвиг фокуса на более старший возрастной сегмент,

• снижение покупательской способности,

• продуманный шопинг и увлечение «выгодными предложениями» и скидками,

• высокая насыщенность рынка различными предложениями,

• оптимизация ассортимента в сетях,

• давление «федералов» на региональные сети и череда их банкротств,

• изменчивость предпочтений и краткосрочные тренды в моде на детские товары

• стремительным развитием e-commerce, повышенные требования к цифровому портфолио продукта

– все это не дает нам возможности говорить о стабильности рынка детских товаров, мы видим как раз обратную картину. Но, несмотря на барьеры рынка, поставщикам необходимо сбывать товар, расширяя присутствие в розничных сетях. И здесь эффективным инструментов выступает единственный в России Центр Закупок Сетей™ по детским товарам, где поставщики проводят прямые переговоры о поставках с более чем 40 сетями и интернет-магазинами. 

А на злободневные вопросы «Какую стратегию выбрать в столь непростое время? Какие инструменты поднимут продажи? Как поставщикам детских товаров прибыльно работать с сетями, а небольшим магазинам конкурировать с «федералами»?» – ответят ведущие эксперты рынка в рамках деловой программы выставок «Мир Детства» и «CJF-детская мода»:

• Для поставщиков – на Форуме «Поставщик детских товаров» с Центром Закупок Сетей™   

• Для небольших сетей и магазинов – на Конференции «Формула успеха детского магазина»

детские товары, рынок детских товаров, форум, конференция, конференция по ритейлуРынок детских товаров – островок стабильности?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/kongressno-vystavochnaya-kompaniya-imperiya-rynok-detskikh-tovarov-ostrovok-stabilnosti/2019-08-23


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052