Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экспериментальный «Перекресток» — новый этап эволюции бренда
Новый «Перекресток» стал третьим в линейке больших супермаркетов ритейлера, первые 2 плотных проекта сеть открыла в апреле в Санкт-Петербурге и в Старом Осколе, Белгородской области. По оценке генерального директора торговой сети Владислава Курбатова, магазины, запущенные в новом формате, показывают очень хорошие результаты и уже превысили план по выручке. Ожидается, что московский «Перекресток» тоже порадует своими показателями.
Новый супермаркет расположился в ТЦ «Мегаполис» на проспекте Андропова в помещении бывшей «Карусели» на торговой площади — 3,5 тыс. кв. метров, для сравнения средняя площадь торгового зала стандартного «Перекрестка» около 1 тыс. кв. м. В ассортименте — около 20 тыс. SKU. Концепцию магазина разрабатывал итальянский дизайнер, взяв новые, непривычные для сети материалы внутренней отделки. В торговом зале изменено зонирование, отделы магазина разграничены невысокими стеллажами.
«Этот магазин — наша попытка создать что-то совсем новое, больше приближенное к форматам европейской торговли, близкое к формату ярмарки. Эволюция бренда — это шаг в сторону клиента. А большая площадь магазина позволила реализовать все идеи, которые мы разработали», — рассказывает Владислав Курбатов, генеральный директор торговой сети «Перекресток».
Концепция разрабатывалась больше полугода, в магазине ее реализовали за 2,5 месяца. Карусель закрылась 15 мая 2019 года, а в 2 августа уже был запущен новый «Перекресток».
Изменения начинаются с входной группы: здесь покупателей встречает пекарня и запах свежей выпечки. Помимо хлеба, в пекарне делают узбекские лепешки в тандыре. Такая выпечка уже пользуется популярностью в большом магазине «Перекресток» в Санкт-Петербурге, там лепешки обогнали по продажам багет, одно из самых продаваемых хлебобулочных изделий в ритейле. Партнер сети обучает персонал работе с тандыром. «В свое время мы пробовали обучать персонал сами, но поняли, что лучше довериться специалистам — очень много нюансов работы с тестом и выпечкой лепешек», — отмечает Владислав Курбатов. В торговом зале также выпекается пицца, а вскоре в ассортименте появится шаурма, лаваш для которой будут также выпекать в магазине.
Тут же, возле входа, расположено кафе, где можно быстро перекусить выпечкой, сэндвичами, купить горячие и холодные напитки.
Холодильник с продукцией Ready-to-eat — еще одна новинка для входной группы. Здесь представлена готовая продукция собственной smart kitchen: блины, закуски, салаты, роллы, каши и напитки. Сеть отслеживает тренд, при котором покупатели, особенно молодое поколение, все чаще выбирают в магазине готовую еду. Для них ритейлер сделал «короткий путь» — люди заходят, берут предупакованную продукцию из холодильника и не тратят время на обход магазина. «Мы думаем не только о том, чтобы человек пришел и побольше у нас потратил, но и том, как сделать удобно и сэкономить время покупателя», — объясняет Владислав Курбатов. Ритейлер планирует расширить линейку готовой продукции собственного производства еще на 50 SKU до конца года.
Ускорить процесс самой покупки компания решила с помощью пилотной технологии Self scan, которая позволяет покупателю самостоятельно сканировать свой товар перед тем, как положить его в корзину. Механика следующая: при входе в магазин человек берет ручной сканер, сам сканирует товары и складывает их в корзину или сразу в пакет. На сканере видна не только стоимость товара, но и общая сумма покупок, что позволяет контролировать бюджет еще на стадии выбора продуктов. Оплатить товары можно на 4 кассах самообслуживания (еще одна новинка сети) по безналичному расчету. На кассе сканировать покупки не нужно, достаточно поднести сканер к считывающему устройству. «У нас все на доверии. Периодически делаем выборочный контроль, но это совсем не тормозит процесс, проверяем от 1 до 5 покупок. В целом, технология удобна, особенно когда есть очереди, я и сам ей пользуюсь», — рассказывает Владислав Курбатов. По подсчетам сети ручной сканер экономит до 30 минут, если человек пришел за большой целевой покупкой.
В магазине пилотируется услуга Click&collect («закажи и забери») — одно из направлений онлайн-магазина Perekrestok.ru. Товары из ассортимента магазина можно заказать и оплатить онлайн, а затем забрать в магазине. Click&collect, в отличие от привычного онлайн-заказа, позволяет покупать алкоголь, но оплачивать его можно только в пункте выдаче при предъявлении паспорта. Пункт выдачи товара находится рядом со входом в супермаркет и занимает 170 кв.м. В нем предусмотрено три зоны хранения: для заморозки, продукции категории фреш и ФРОВ (мясной и молочной гастрономии, овощей и фруктов), а также бакалеи и напитков. Услуга уже пользуется популярностью в Санкт-Петербурге, особенно у семей с детьми. Бывает так, что заказ делает мама, а забирает ребенок или муж по пути с работы. Пока идет обкатка процессов, заказами занимаются 4 отдельных сотрудника, в перспективе эти функции возьмет на себя линейный персонал магазина, параллельно со своими прямыми обязанностями. В день магазин получает около 5 заказов, но средний чек по ним гораздо выше, чем в среднем по сети. В планах сети масштабировать проект и принимать от 5 до 10 заказов в день в маленьких магазинах и чуть больше в крупных точках за счет более широкого ассортимента.
В новом магазине запустили систему видеоконтроля очередей. Искусственный интеллект анализирует количество покупателей в очереди, активность касс и загрузку кассиров. Когда на кассе появляется больше 2-3 человек, система объявляет кассирам, что им нужно вернуться к рабочим местам. При этом система не учитывает покупателей, которые уже оплатили покупку, и группирует посетителей, которые совершают общую покупку. Сейчас видеоконтроль тестируется на 100 магазинах сети, первый этап пилота, проходивший в 56 супермаркетах, показал, что количество жалоб покупателей на очереди снизилось в 1,5-2 раза, а количество чеков на одну кассу выросло на 9%. Из-за высокой стоимости пока технология эффективна только для крупных объектов, где установлено больше 20 касс. Ритейлер надеется, что со временем технология подешевеет, чтобы распространить ее на другие точки сети.
«Перекресток» на Андропова стал одним из первых магазинов в сети, где почти ко всем товарам применяются электронные ценники.
Дополнительным средством коммуникации с покупателем стали электронные панели на торцах гондол. Такие панели позволяют рассказать больше о товарах, акциях, специальных предложениях, чем традиционные информационные стенды. А еще новинка экономит человеческие ресурсы (больше не нужно менять коммуникации вручную), ускоряет процесс смены информации для покупателя и расширяет возможности перекрестных продаж. В перспективе ритейлер планирует вместе с поставщиками делать промо ролики о продуктах.
Отдельной гордостью генеральный директор сети называет расширение зоны детских товаров, создание комнаты мамы и ребенка, которая оборудована всем необходимым для ухода за детьми, включая средства детской гигиены.
Для более старших детей в магазине установили интерактивную игровую зону. Несмотря на то что площадка небольшая, дети здесь с удовольствием остаются поиграть, пока мамы выбирают товары.
В новом магазине модернизировали рыбный отдел. На витринах сделана паровая система орошения, которая не мочит рыбу, а освежает ее паром. Еще одна новинка — коптильня для приготовления рыбы горячего и холодного копчения, установленная в зоне видимости покупателей. Теперь в «Перекрестке» будут отслеживать спрос на новую продукцию и, возможно, выпускать новики быстрее, чем поставщик.
Колбасный отдел тоже заметно обновился, здесь не только продают колбасные изделия, но и производят. В вопросах технологии и рецептуры ритейлера консультировала немецкая компания, которая позволила вывести продукт на уровень европейского качества.
Колбасные изделия собственного приготовления имеют короткий срок годности за счет низкого процента консервантов. «Когда мы делали магазин, мы думали, что должны чем-то отличаться от других, чтобы люди специально к нам ехали. Колбаса стала одной из тех «фишек», которая будет нас отличать. Можно сделать колбасный цех, но повторить нашу идею сложно, потому что это уникальные рецепты», — рассказывает генеральный директор сети. Всего в ассортименте цеха 36 SKU, на данный момент в магазине можно купить 28 наименований колбасной продукции собственного производства.
Мясной отдел тоже изменился — прилавок стал в 2 раза длиннее, а обслуживает покупателей профессиональный мясник, что позволяет повысить доверие покупателя к продукции. Появилась мясная витрина с подвешенным на крюках мясом. Это нововведение уже опробовали в магазине в Санкт-Петербурге и сделали вывод, что такая витрина увеличивает продажи мяса.
Зона фреш и ФРОВ (фрукты и овощи) выросла примерно на 20%, а стеллажи стали ниже стандартных — так создается ощущение ярмарки. Над отделом убрали верхнюю коммуникацию — крупные черные ценники, которые закрывали обзор покупателям. Здесь же — холодильник для зелени с парогенератором: пар освежает зелень, не дает ей вянуть и нагоняет пряный аромат, который подчеркивает свежесть продукта.
Мир движется в сторону ЗОЖ, все больше людей думают о здоровом питании, «Перекресток» отслеживает этот тренд и развивает нишу. К примеру, СТМ сети «Зеленая линия» будет расширяться на другие категории товаров (сейчас только молоко и молочная продукция) и позиционироваться как ЗОЖ-товары без консервантов и с коротким сроком годности. Здоровому питанию посвятили отдельный стеллаж. Цель сети — стать лидером для покупателя в сегменте ЗОЖ в соотношении цена-качество.
В «Перекрестке» появился отдел с разливным крафтовым пивом и расширился отдел вина, в котором будут работать посменно 2 профессиональных сомелье. Ритейлер хочет взять на себя миссию обучать покупателей культуре потребления вина, будет рассказывать о вине и проводить дегустации.
На входе в магазин установлен фандомат по приему использованный пластиковой упаковки для ее дальнейшей переработки. В рамках пилотного проекта X5 Retail Group и компании Unilever за каждую сданную полимерную упаковку фандомат выдает купон с 10% скидкой на покупку продукции Unilever во всех магазинах «Перекресток». При этом принимаются ПЭТ-бутылки и пластиковые флаконы из-под бытовой химии любых производителей.
«Мы открыли большой флагманский „Перекресток“, чтобы показать магазин во всей красе. Помещение „Карусели“ дало нам возможность пилотировать формат супермаркета на большой площади, показать новинки и посмотреть, как покупатели на них отреагируют. Глобальная цель „Перекрестка“ — стать магазином первого выбора, а для этого нужно быть ближе к покупателю, предлагать новые идеи и технологии», — подытожил генеральный директор сети.
Retail.ru
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.