Перечень 50 крупнейших российских ритейлеров показывает, что
наибольшего успеха торговцы сумели добиться в продуктовом ритейле, торговле
бытовой техникой и мобильными телефонами. Хотя даже лидеры этих сегментов – X5
Retail Group, "Эльдорадо" и "Евросеть" – по-прежнему выглядят всего лишь
компаниями средней руки по сравнению с крупными зарубежными ритейлерами. А вот
торговцы демократичной casual-одеждой вообще не попали в рейтинг, не считая
специализированного "Спортмастера". Отсутствие крупных (порог по чистой выручке
для вхождения в рейтинг – $200 млн) компаний в сегменте означает, что его в
скором будущем ждет приток инвестиций и консолидация.
Кто станет
российскими Gap или H&M?
Одежный
ритейл – самый слабоконсолидированный сегмент российской розницы. По нему даже
сложно собрать точную статистику, что говорит о том, что серьезные инвесторы до
сих пор не заинтересовались этой отраслью. По оценкам Fashion Consulting Group,
на рынок одежды и аксессуаров в 2006 году пришлось порядка $33-34 млрд. Рынок
только одежды составил примерно $24-25 млрд (на одежду класса люкс пришлось
примерно $4,9 млрд, на сегмент массмаркет – около $14,9 млрд, на нижний ценовой
сегмент одежды – примерно $13,3 млрд). По данным Discovery Research Group, рынок
ежегодно прирастает примерно на 25%. Таким образом, торговля одеждой, обувью и
аксессуарами – второй по величине и темпам роста сегмент в отечественной рознице
после продуктового ритейла. Но до 80% всей продаваемой в розницу одежды
покупатели традиционно выбирают на открытых рынках, а не в специализированных
магазинах. Эксперты прогнозируют, что торговые сети постепенно будут вытеснять
открытые рынки, но их доля будет снижаться крайне медленно – на 7-10% в год.
На
одежном рынке работает огромное количество игроков, и ему еще чрезвычайно далеко
до консолидации, говорит Илья Ломакин, аналитик Discovery Research Group. Оборот
даже самых крупных одежных операторов не превышает $200 млн, а в среднем
составляет примерно $25-30 млн. К тому же явных лидеров среди одежных
ритейлеров, по оценкам экспертов, нет. Для сравнения: у двух мировых лидеров
одежного ритейла – американской Gap (продажи в 2006 году – $16 млрд) и шведской
Henetz ($8 млрд) – выручка на несколько порядков выше.
Самым
перспективным среди ритейлеров считается средний ценовой сегмент торговли
одеждой. Здесь работают такие операторы, как "Спортмастер" (на casual-одежду
пришлось примерно $200 млн из его прошлогодней выручки), "Глория Джинс", Sela,
"Интерспорт". Но на трех ведущих операторов сегмента массмаркет приходится чуть
более 1% одежного рынка. Потенциал данного сегмента раньше остальных оценили
ритейлеры из других отраслей. Так, одежную розницу развивает совладелец
продуктовой сети "Седьмой континент" Владимир Груздев и основатель DIY-сети
"Старик Хоттабыч" Игорь Сосин. По прогнозам экспертов, активная консолидация
одежного рынка может начаться только в 2009-2010 годах.
Почему X5
далеко до Wal-Mart
Продуктовый ритейл по степени консолидации объективно занимает
второе место после одежного. Но так как это самый крупный по величине сектор в
общем розничном пироге, вниманием инвесторов он избалован даже больше остальных
сегментов. О намерениях вкладывать средства в
продуктовый ритейл
заявили
практически все работающие в России инвестфонды.
Розничные продажи продуктов питания в 2006 году составили $142
млрд (в 2005 году – $113 млрд), или примерно 43% всей розничной торговли в РФ.
Для сравнения: прошлогодняя выручка Wal-Mart, крупнейшего мирового ритейлера,
составила $344 млрд. Продуктовые сети, которых эксперты насчитали в России
примерно 110-150, наторговали приблизительно на $35,5 млрд (доля сетевой
торговли – 25%). По оценкам аналитиков МДМ-банка, на трех крупнейших ритейлеров
в этом сегменте в 2006 году пришлось примерно 6% рынка по сравнению, например, с
64% во Франции. Аналитик "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина считает, что эта
доля была даже немного выше – 6,6%. По ее прогнозу, объем продуктовой розницы к
2011 году увеличится до $310-320 млрд. При этом на две крупнейшие российские
компании – "Магнит" и X5 Retail Group – придется всего 10-12% рынка, то есть их
совокупный оборот может составить примерно $31-36 млрд.
В
течение ближайших двух лет рынок будет консолидироваться в основном за счет
покупки федеральными ритейлерами небольших региональных игроков, а крупные
сделки по продаже или объединению "федералов" начнутся не ранее чем через два
года, прогнозирует управляющий партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. Хотя в
2006 году произошла первая сделка между сетями федерального уровня "Пятерочкой"
и "Перекресток" стоимостью $1,381 млрд, из них $907,35 млн наличными (по данным
отчетности "Альфа-групп". Всего же, по данным аналитической группы
M&A-Intelligence журнала "Слияния и поглощения", в 2006 году в торговле
состоялось 39 сделок M&A на общую сумму примерно $2,7 млрд (в 2005 году – 27
сделок стоимостью $630 млн). Опрошенные Ъ эксперты единодушно уверены в том, что
большая часть этих сделок происходила именно в торговле продуктами.
M&A у
аптекарей популярнее, чем у парфюмеров
В
парфюмерно-косметическом и аптечном ритейле степень консолидации оказалась чуть
выше, чем в двух предыдущих сегментах, но и эти рынки пока нельзя считать
поделенными.
"Зачем,
к примеру, 'Л`Этуаль' покупать 'Иль де Ботэ'? Марки обеих сетей достаточно
популярны, то есть 'Л`Этуали' придется платить за дорогой брэнд конкурента, а
потом менять вывеску на приобретенных магазинах, чтобы не распылять
маркетинговые усилия на два брэнда. Между тем еще вполне можно открывать
собственные точки, особенно в регионах",– объяснила вице-президент отраслевого
агентства "Старая крепость" Анна Дычева. По данным "Старой крепости", все
продажи парфюмерии и косметики в 2006 году составили приблизительно $7,8 млрд,
из которых на сетевую торговлю пришлось около 30%. При этом, по подсчетам Ъ,
исходя из выручки четырех крупнейших игроков сегмента – "Арбат Престижа",
"Л`Этуаль", "Дуглас Риволи" и "Иль де Ботэ" – на топ-4 в отрасли приходится
около 13% всего парфюмерно-косметического рынка. За последний год на этом рынке
стало известно всего лишь об одной более или менее крупной сделке M&A –
владелец Brocard Group GmbH & Co KGaA Давид Тетруашвили продал 100% компании
"Брокард Парфюмс", оператора десяти магазинов Brocard в России, Максиму Климову,
контролирующему "Алькор".
Зато в
смежном фармацевтическом сегменте слияния и поглощения в прошлом году
происходили куда чаще. Самой крупной прошлогодней сделкой считается покупка
группой компаний "Протек" аптечной сети "О3" у того же Максима Климова за
приблизительно $80-100 млн. "О3", по данным ЦМИ "Фармэксперт", на конец сентября
2006 года объединяла 146 аптек и была пятой по продажам среди всех аптечных
ритейлеров. В ближайшее время "О3" ждет ребрэндинг под марку "Ригла", также
принадлежащую "Протеку". Активно покупала региональные сети "36,6" – только в
четвертом квартале 2006 года она умудрилась присоединить 8 аптечных сетей,
владеющих 88 аптеками в 6 российских регионах. Поглощения обошлись ей, по
экспертным оценкам, совокупно в $25-30 млн. По словам руководителя департамента
маркетинговых исследований компании "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова, в 2006
году общие продажи лекарственных средств в России составили $10,7 млрд, из них
на аптеки пришлось $6,7 млрд. При этом на сетевые аптеки в общих аптечных
продажах пришлось только 45%, а в объеме всего фармацевтического рынка –
примерно 28%. По подсчетам Ъ, на четырех крупнейших игроков в аптечном ритейле
("36,6", "Ригла"–"О3", "Фармакор", "Имплозия") в прошлом году пришлось не более
7% рынка, который, как следует ожидать, продолжит активно консолидироваться в
2007 году. К 2008 году доля сетей в общих продажах фармацевтической продукции
составит уже 60%, а к 2010 году – 80%, прогнозирует господин Мелик-Гусейнов. При
этом, по его словам, сетевой рынок поделят пять-шесть крупных игроков. Эксперт
не исключает, что кого-то из отечественных лидеров к тому времени купит
иностранный игрок, например Alliance Boots или Celecio.
DIY-сети
пока строят по отдельности
Бум на
рынке недвижимости способствует росту торговли товарами для дома, но работающие
в этом сегменте сетевые магазины пока не пытаются объединяться друг с другом,
чтобы совместными усилиями отвоевать долю у открытых рынков. По словам
гендиректора сети DIY-гипермаркетов "Наш дом" (принадлежат ГК "Ташир") Андрея
Минкина, годовой объем рынка товаров для ремонта и обустройства дома (DIY)
составляет около $11,2 млрд, ежегодно он растет на 15-25%. При этом рынок совсем
не заполнен современными форматами торговли – около 80% продаж приходится на
строительные рынки. На трех крупнейших DIY-ритейлеров – OBI, "Старика Хоттабыча"
и "Максидом" – приходится около 9% рынка, хотя в Европе весь DIY-рынок поделен
между тремя-четырьмя основными игроками. Некоторые из них уже представлены в
России – например, немецкая OBI, британская Castorama, французская Leroy Merlin,
финская Rautakesko, израильская Home Center. "Говорить о консолидации рынка DIY
в России пока рано. Он практически свободен для сетевой розницы,– считает Игорь
Кованов.– Пока современные форматы будут отбирать долю у открытых рынков, а
сделки M&A начнутся не раньше 2009 года". По прогнозам экспертов, даже через
пять лет доля сетевой торговли в секторе DIY не превысит 50%.
Рынок
бытовой техники поделили четверо
Единственный сегмент, который в самом деле можно считать
практически поделенным между сетевыми игроками, это розничная торговля бытовой
техникой. По данным отраслевой ассоциации РАТЭК, объем рынка электроники и
бытовой техники в 2006 году (в том числе мобильные телефоны и компьютерная
техника) – $27,45 млрд. За прошедший год рынок вырос примерно на 16%. При этом
около 48% продаж рынка приходится на первую четверку ритейлеров – "Эльдорадо"
(23%), "М.Видео" (10%), "Техносила" (8%) и "Мир" (7%). Дальнейшей консолидации,
то есть объединения крупнейших сетей сегмента между собой, участники рынка ждут
не раньше чем через год-два. Например, некоторые аналитики считают, что сеть
"Мир", которая в последние годы теряла свои позиции на рынке, может быть продана
кому-нибудь из тройки лидеров либо иностранному оператору. У британской Dixons
есть даже опцион на покупку контрольного пакета "Эльдорадо" в 2011 году, но,
судя по последним заявлениям менеджеров Dixons, они сомневаются в
целесообразности этой покупки.
Продавцы
бытовой техники заметны и в торговле мобильными телефонами, хотя в этом сегменте
появились свои лидеры. Успех сотового ритейла – российское ноу-хау, за рубежом
телефоны продают те же компании, которые оказывают услуги мобильной связи. По
оценкам J`son & Partners, за прошлый год оборот рынка сотового ритейла вырос
с $5,5 млрд до $6,15 млрд. Хотя темпы его роста сократились практически вдвое.
Аналитики J`son & Partners уверены, что российский рынок сотового ритейла
уже пришел к насыщению – на топ-5 крупнейших сетей приходится 60% всего рынка.
Поэтому в ближайшие годы следует ожидать, что "Евросеть" уступит свое 2-е место
в рейтинге Ъ тем ритейлерам, которые работают в сегменте с большим потенциалом.