Декоративное изображение
226

Спад экспансии: в 2025 году в Россию пришло в 2 раза меньше новых международных брендов

По данным консалтинговой компании IBC Real Estate c начала 2023 года на российском рынке появилось 60 новых международных брендов. В 2025 году динамика выхода значительно снизилась — свои первые магазины открыли всего 12 новых игроков, что на 47–52% ниже показателей 2023—2024 гг.

Фото: SeventyFour/ Shutterstock

Фото: SeventyFour/ Shutterstock

Большинство брендов, открывшихся в России в 2025 году, специализируется на одежде и обуви (83%). Кроме fashion-ритейлеров на рынок вышел бренд техники и электроники, а также бренд ювелирных украшений. Странами-лидерами по открытиям стали Италия (De’Longi, Doucal’s, Kappa) и Китай (Beau Today, Luisa Wang, Semir). Также на рынок вышли Gaissina из Казахстана, американский Guess Jeans, турецкий Les Benjamins, белорусский MUA, австрийский Northland и испанский PDPaola.

Помимо 12 брендов, появившихся в этом году, свою экспансию продолжили те игроки, которые выходили на рынок в 2023–2024 годах. Суммарно в 2025 году в ТЦ и на торговых улицах Москвы и Санкт-Петербурга новыми международными брендами было занято 9,7 тыс. кв. м. Однако, вместе с тем, стремясь к оптимизации, ряд ритейлеров отказались от части своих магазинов — в 2025 году этот объем составил 17,6 тыс. кв. м и на 81% превысил объем занятых площадей.

Источник: IBC Real Estate

Источник: IBC Real Estate

Основная доля открытий пришлась на Москву. Международные бренды, выходившие на рынок России с 2023 года, в 2025 году заняли 6,9 тыс. кв. м. Также на московский рынок пришлась и большая часть закрытий — 13,8 тыс. кв. м, что составило 79% от общего объема на рынках двух столиц. Таким образом, международные игроки расторгли в 2 раза больше договоров аренды, чем подписали.

По количеству магазинов — открытия превысили закрытия: в 2025 году было запущено 34 магазина, а прекратили работу 32 магазина. За текущий год международные бренды заняли всего 2,7 тыс. кв. м, в то время как отказались от 3,8 тыс. кв. м (+41% относительно объема занятых площадей). По количеству магазинов в Санкт-Петербурге зафиксирована схожая с рынком Москвы динамика: за год состоялось открытие 13 магазинов, закрылось 11.

Источник: IBC Real Estate

Источник: IBC Real Estate

Сокращая свое присутствие в каменной рознице, ритейлеры выбирают одну из трех стратегий дальнейшего развития на российском рынке.

1. Полное закрытие сети магазинов и уход с российского рынка

Такую стратегию выбрали 2 турецких бренда AC&Co и Mudo, открывшиеся в 2023 году, когда на российский рынок преимущественно выходили ритейлеры из Турции (40% от общего количества брендов, появившихся на рынке за год).

2. Закрытие всех офлайн-магазинов и фокус на развитии онлайн-каналов продаж

К такой стратегии прибегли 2 ритейлера: армянский 22|11 cosmetics, специализирующийся на косметике и парфюмерии, а также китайский бренд техники и электроники TECNO.

3. Частичное сокращение количества магазинов в рамках оптимизации

Такая стратегия типична в основном для fashion-брендов, которые пришли на отечественный рынок в 2023 году и активно развивали свои сети (Club, DUB, Ecru, Maag, OVS, Replay, Vilet и др.).

«С конца 2024 года на российским рынке торговой недвижимости установилась тенденция на оптимизацию занятых площадей. Этой стратегии придерживаются и новые международные бренды, которые выходили на рынок с 2023 года. Такие факторы, как активное развитие электронной коммерции и изменение привычного состава арендаторов в ТЦ после 2022 года трансформировали рынок и способствовали формированию новых привычек у потребителей. В этих условиях, а также ввиду высокой конкуренции со стороны российских ритейлеров, сегодня новые международные игроки фокусируются на усилении онлайн-каналов продаж, способных дать больший охват аудитории», — резюмировала Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики компании IBC Real Estate.

IBC Real Estate: объем вакантных складских площадей в Москве превысил уровень 2018 года

Валерия Молоканова, «1С»: «В состав типовых решений уже включены сервисы на основе искусственного интеллекта»

Декоративное изображение
Декоративное изображение