Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия с 11 декабря вводит обязательность маркировки продуктов при содержании ГМО более 0,9%
В РФ с 11 декабря 2007г. вступает в силу закон "О внесении изменений в закон "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ", подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 26 октября с.г. Документ был принят Госдумой 11 октября 2007г. и одобрен Советом Федерации 17 октября с.г.
Документ был официально 27 октября с.г. опубликован в "Российской газете". Федеральный закон вступает в силу по истечении сорока пяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно новой редакции закона, производитель обязан информировать потребителя о содержании в товаре генно-модифицированных организмов (ГМО), если их уровень превышает 0,9%. В предыдущей редакции закона предполагалось, что предельный уровень ГМО должен устанавливаться специальным законом о техническом регулировании.
Ранее Минюст утвердил СанПиН 2.3.2.2227-07 Роспотребнадзора о маркировке продукции с содержанием ГМО свыше 0,9%. В документе отмечается, что данная норма вводится для защиты прав потребителей на информирование о технологии производства пищевых продуктов, а также с целью гармонизации требований по этикетированию пищевых продуктов, полученных из генетически-модифицированных организмов (ГМО), с требованиями ЕС. Таким образом, в РФ вводится 0,9% пороговый уровень для маркировки пищевых продуктов, полученных из ГМО. В постановлении при этом указано, что "для пищевых продуктов, полученных с применением ГМО, в том числе не содержащих дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, обязательна информация: "генетически модифицированная продукция", или "продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов", или "продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов". При этом содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью, а пищевые продукты, содержащие указанное количество компонентов ГМО, не относятся к категории пищевых продуктов, содержащих компоненты, полученные с применением ГМО. СанПиН 2.3.2.2227-07 вводится в действие с 1 сентября 2007г.
Напомним, что данный СанПиН Роспотребнадзор пытался утвердить еще в середине 2004г., но тогда Минюст отклонил постановление главного государственного санврача РФ Геннадия Онищенко. Порог содержания ГМ-компонентов в продуктах питания, при котором обязательна соответствующая маркировка, мог быть снижен с 5% до 0,9%. Однако все это время норма не действовала. В процессе регистрации документа в Минюсте РФ выяснилось, что ведомства, в соответствии с вступившем в силу в июле 2003г. закона "О Техническом регулировании", не имели права вносить изменения в нормативно-правовую базу до принятия на уровне законодательной власти соответствующего (определенному продукту, технологии) технического регламента. Законом о техрегулировании действовавшие прежде ГОСТы стали необязательными, а на принятие обязательных технических регламентов определено 7 лет с даты вступления в силу этого закона. Однако весной 2007г. были внесены изменения в закон о техническом регулировании, которые вернули ведомствам ранее изъятые права по изменению нормативно-правовых актов, которыми для Роспотребнадзора являются, в том числе, СанПиНы.
Однако ряд представителей власти убеждены, что в России необходимо ввести так называемый "нулевой порог" маркировки, который позволяет использовать при анализе продуктов качественный (по принципу "да-нет"), а не количественный метод (отражающий долевое присутствие ГМ-компонента в продукте). При этом с 1 июля 2007г. вступило в силу постановление правительства Москвы, которое обязывает производителей и продавцов добровольно и за свой счет тестировать в уполномоченных властями 16-ти лабораториях пищевую продукцию на отсутствие в ней ГМО и уведомлять об отсутствии трансгенов потребителя специальной наклейкой. Если соответствующей наклейки не будет обнаружено при проверке, то городской Департамент потребительского рынка и услуг может внести участника рынка в Реестр недобросовестных продавцов, "широкая информация о которых будет размещена в СМИ".
ГМО - это организмы, полученные с применением технологий рекомбинантных ДНК, то есть содержащие в своем генетическом аппарате фрагменты ДНК других живых организмов. Цель получения ГМ-продуктов - улучшение полезных характеристик исходного организма-донора для снижения себестоимости продуктов. Более 50 зарубежных и отечественных фирм поставляют в РФ генетически модифицированные пищевые добавки, сельскохозяйственное сырье и корма. По оценкам экспертов, эти поставки составляют около 500 тыс. т в год. В России официально запрещено выращивание трансгенных культур в промышленных масштабах. До сих пор вред ГМ-продукции для организма человека, а также для экосистем не доказан наукой, как, собственно, и безвредность.
В настоящее время в разных странах мирового сообщества применяются различные подходы проблеме маркировки ГМ-продуктов. Так, в США - лидере в области производства ГМО пищевая продукция из ГМО дополнительной маркировке не подлежит. Если доказано, что продукт не отличается от исходного традиционного аналога по пищевой ценности и безопасности, способ его получения не имеет значения для потребителя. Однако в большинстве стран законодательство в области регулирования обращения пищевой продукции, полученной из ГМО, предусматривает обязательное нанесение на этикетку информации о том, что при производстве данного продукта использованы генно-инженерные технологии. В РФ требование нанесения на этикетку пищевой продукции из ГМО информации о способе ее производства впервые было введено в 1999г., что было связано с разрешением использовать в пищевой промышленности и реализации населению сои линии 40-3-2. Однако это требование носило рекомендательный характер. С 2002г. усилиями Роспотребнадзора в РФ создана методическая и инструментальная база, позволяющая проводить исследования на наличие ГМО в пищевых продуктах, подготовлены специалисты для проведения такого рода анализов и введена обязательная маркировка пищевой продукции из ГМО.
Также согласно закону "О внесении изменений в закон "О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса РФ", банки при выдаче кредита теперь обязаны не только называть конечную сумму, которую должен погасить гражданин, но указывать в договоре график погашения суммы. Ранее с 1 июля с.г. аналогичные требования - об информировании заемщиков о реальной стоимости кредита - установил для финансовых учреждений Банк России.
Кроме того, с 30 до 45 дней увеличен срок, в течение которого потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Помимо этого закон дополнен нормой о том, что в случае нарушения продавцом сроков передачи предварительно оплаченного товара сумма неустойки, взысканной потребителем, не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Производитель элегантной одежды для женщин из Ульяновска делает ставку на развитие собственной розницы и высокий уровень сервиса.